Статья 97. Зоны таможенного контроля

1. Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств - членов таможенного союза.В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.

2. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случае регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными в случае их создания на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций.
3. Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также правовой режим зоны таможенного контроля определяются законодательством государств - членов таможенного союза.

Комментарий к статье 97 ТК ТС

1. Комментируемая статья определяет места, виды и порядок создания зон таможенного контроля. Зонами таможенного контроля являются, прежде всего, места перемещения товаров через таможенную границу. Федеральный закон от 27 ноября 2010 года N 311 уточняет расположение данных зон, указывая, что они создаются вдоль Государственной границы Российской Федерации, а также в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Также зонами таможенного контроля являются территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств-членов Таможенного союза. При этом комментируемый Кодекс конкретизирует цель создания зон в иных местах: проведение таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций. Согласно ч.2 ст.163 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 зоны таможенного контроля могут создаваться в местах осуществления таможенных операций, в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и таможенного досмотра, в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары. В соответствии с п.1 ст.186 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", зонами таможенного контроля могут являться места таможенного декларирования, территории мест свободных складов, специальных экономических зон.

2. Зоны таможенного контроля могут быть двух видов: постоянные и временные. Постоянные зоны таможенного контроля создаются в случаях регулярного нахождения на них товаров, подлежащих таможенному контролю.

Согласно ч.3 ст.163 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 зоны таможенного контроля могут быть постоянными в следующих случаях:
1) если владелец земельного участка, помещения предполагает использовать указанные территории исключительно для хранения на них товаров, находящихся под таможенным контролем, либо совершения с такими товарами иных таможенных операций;
2) если на отдельных участках территории преимущественно перевозятся или хранятся товары, находящиеся под таможенным контролем, либо в отношении указанных товаров совершаются иные таможенные операции и ограничение на перемещение таких товаров через границы зон таможенного контроля либо ограничение доступа к таким товарам необходимо для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Таможенный кодекс Республики Беларусь устанавливает исчерпывающий перечень мест, где могут быть созданы постоянные места таможенного контроля: в пунктах ввоза и вывоза; в пунктах таможенного оформления; на складах временного хранения, таможенных складах и свободных складах; в свободных таможенных зонах; в магазинах беспошлинной торговли (п.3 ст.282).

Временная зона таможенного контроля создается на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций. После завершения мероприятий, послуживших основанием для ее создания, или по истечении срока ее действия, указанного в решении о ее создании, данная зона ликвидируется. Таможенный кодекс Республики Беларусь конкретизирует случаи, когда может быть создана временная зона таможенного контроля (п.4 ст.282):
- для совершения таможенными органами таможенных операций в отношении товаров вне постоянных зон таможенного контроля - на время их совершения, если при совершении таких операций требуется определить зону таможенного контроля исходя из необходимости обеспечения беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций;
- при необходимости проведения таможенного осмотра или таможенного досмотра товаров;
- для целей временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, в иных местах, чем склады временного хранения, в случаях, установленных вышеуказанным Кодексом.

3. Порядок создания и обозначения зоны таможенного контроля, а также правовой режим зоны таможенного контроля определяются законодательством государств-членов таможенного Союза.

В Российской Федерации порядок создания зон и обозначения таможенного контроля определён ст.163 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311, в Республике Казахстан - ст.186 Кодекса Республика Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан". По таможенному законодательству Республики Беларусь порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к ним устанавливаются Правительством Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Получение конкретной территорией статуса "зона таможенного контроля" влечет за собой создание соответствующего правового режима этой территории. Нарушение режима зоны таможенного контроля составляет административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена административным законодательством государств-членов Таможенного союза (ст.16.5 КоАП РФ, ст.14.16 КоАП РБ, ст.400 КоАП РК).

Согласно ч.4 ст.163 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах, допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором. Следует отметить, что форма и порядок получения данного разрешения не установлена, и, как показывает судебно-арбитражная практика, данное обстоятельство нередко приводит к необоснованному привлечению лиц к административной ответственности за нарушение режима зоны таможенного контроля.

Например, после принятия таможенным органом решения о выпуске оформляемого обществом в соответствии с процедурой "выпуск для внутреннего потребления" товара, данный товар был вывезен из зоны таможенного контроля, что послужило основанием для привлечения общества к административной ответственности по ст.16.5 КоАП РФ. В обосновании принятого решения таможенный орган указал, что общество не получило письменного разрешения на вывоз товара из зоны таможенного контроля. В арбитражном суде постановление таможенного органа о привлечении общества к административной ответственности было отменено в связи с отсутствием события правонарушения. Суд указал, что при отсутствии законодательного регулирования порядка получения разрешения и при наличии штампа "выпуск разрешен" на товаросопроводительных документах, не предусматривающего какого-либо дополнительного обращения участника за выдачей разрешения на перемещение товаров за пределы зоны таможенного контроля, привлекаемое к административной ответственности лицо имело законное основание для дальнейшего движения, товары не находились под таможенным контролем, следовательно, основания для дальнейшего нахождения товара в зоне таможенного контроля отсутствовали (подробно - см. постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 июня 2013 года по делу N А56-71314/2012; от 26 апреля 2013 года по делу N А56-68901/2012, от 26 апреля 2013 года по делу N А56-68901/2012).

Согласно ст.186 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" допуск в зоны таможенного контроля возможен только на основании определенных документов:
1) постоянного пропуска для должностных лиц соответствующих контролирующих органов Республики Казахстан, осуществляющих деятельность в зонах таможенного контроля, при предъявлении служебного удостоверения;
2) постановления для должностных лиц правоохранительных или специальных органов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
3) постоянного пропуска для должностных лиц организаций, у которых выполнение должностных обязанностей связано с непосредственным нахождением указанных лиц в зоне таможенного контроля. Перемещение товаров и транспортных средств через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенного органа.

В соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и Республики Беларусь производственная и иная хозяйственная деятельность, осуществляемая в пределах зоны таможенного контроля, перемещение товаров, в том числе транспортных средств, допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором. Согласно таможенному законодательству Республики Казахстан осуществление производственной и иной предпринимательской деятельности, а также нахождение режимных объектов в зонах таможенного контроля не допускаются, за исключением случаев, когда указанная деятельность соответствует назначению места или склада временного хранения, свободного склада, таможенного склада и магазина беспошлинной торговли.

Другой комментарий к статье 97 Таможенного Кодекса ТС

Статья 97 ТК посвящена зонам таможенного контроля, под которыми понимаются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств - членов Таможенного союза.

Зоны таможенного контроля могут быть созданы на постоянной или временной основе и в зависимости от этого являться постоянными или временными.

Зона таможенного контроля считается постоянной, когда на ее территории регулярно находятся товары, подлежащие таможенному контролю. Временные зоны таможенного контроля создаются на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций.

Правовой режим зоны таможенного контроля определяется законодательством государств - членов Таможенного союза: ст. 163 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 186 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", ст. 282 Таможенного кодекса Республики Беларусь.

В силу ст. 163 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль Государственной границы Российской Федерации, в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в местах осуществления таможенных операций, в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и таможенного досмотра, в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары.

Перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором.

Федеральная таможенная служба на основании представления таможенного органа, в регион деятельности которого входит соответствующий участок территории Российской Федерации, определяет участки Государственной границы, вдоль которых необходимо создать зоны таможенного контроля, и принимает решение о создании таких зон.

Граница зоны таможенного контроля обозначается знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках "Зона таможенного контроля".

По законодательству Российской Федерации временная зона таможенного контроля может создаваться по решению начальника таможенного поста. Указанное решение оформляется распоряжением начальника таможенного поста с указанием цели создания временной зоны таможенного контроля, места нахождения временной зоны таможенного контроля, срока действия, границы и мест ее пересечения лицами, товарами и транспортными средствами, а также примененных средств обозначения.

Граница временной зоны таможенного контроля может обозначаться оградительной лентой, а также временно устанавливаемыми знаками.

Комментарии и консультации юристов по ст 97 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 97 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.