Статья 94. Принципы проведения таможенного контроля

1. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

2. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.

3. В целях совершенствования таможенного контроля таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами.
4. В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями) (пункт в редакции Международного протокола от 16 апреля 2010 года.
5. Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
6. При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение таможенным органам не требуется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт дополнен Международным протоколом от 16 апреля 2010 года.

Комментарий к статье 94 ТК ТС

1. Комментируемая статья открывает раздел 3 ТК ТС, регулирующий важнейший элемент таможенного дела - таможенный контроль, под которым понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза (п.31 ч.1 ст.4 ТК ТС).

Комментируемая статья посвящена общим началам проведения таможенными органами таможенного контроля. Важнейшим принципом осуществления таможенного контроля является принцип выборочности, в соответствии с которым при проведении таможенного контроля таможенные органы ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. Разнообразие форм таможенного контроля, возможность их выбора, сочетания друг с другом позволяют сделать таможенный контроль эффективным средством обеспечения соблюдения таможенного законодательства, адекватным конкретным обстоятельствам, минимизировать время его проведения, а участникам внешнеэкономической деятельности сократить временные и материальные затраты, связанные с проведением таможенных формальностей. Данный принцип полностью соответствует Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.73 (Киотская конвенция).

________________
Трунина Е.В. Административные процедуры в деятельности таможенных органов РФ: теоретико-прикладное исследование: монография. Волгоград: Издательство Волгоградского института экономики, социологии и права, 2013. С.88.

2. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками (СУР). СУР представляет собой современную технологию таможенного контроля, широко используемую таможенными органами зарубежных стран. Основы и принципы таможенного контроля с использованием СУР также базируются на вышеупомянутой Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Принципы управления рисками, под которыми, согласно Конвенции, понимается базисный принцип современных методов таможенного контроля, позволяют быстрее и качественнее проводить таможенный контроль без снижения эффективности результатов этого контроля. ТК ТС включает отдельную главу 18 "Система управления рисками", которая раскрывает понятийный аппарат, цели применения СУР, объекты анализа риска, задачи таможенных органов по оценке и управлению рисками.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает принцип сотрудничества таможенных органов государств-членов Таможенного союза с таможенными органами иностранных государств, которое осуществляется в целях совершенствования таможенного контроля. Российской Федерацией заключено более сорока международных договоров о сотрудничестве и взаимной помощи по таможенным вопросам, как со странами ближнего зарубежья (Абхазия, Северная Осетия, Южная Осетия и др.), так и дальнего зарубежья (Аргентина, Чили, Бразилия, Греция, Италия, Франция, Израиль, Индия, Япония и др.). Основной формой подобного сотрудничества является направление в таможенные органы иностранных государств международных запросов, предусматривающих получение от иностранных таможенных органов документов и информации, которые необходимы таможенным органам для проведения таможенного контроля, но нет возможности получить их на территории РФ. Порядок направления международных запросов строго регламентирован и определен приказом ФТС России от 9 декабря 2011 года N 2490 "Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и исполнения международных запросов, не относящихся к делам об административных правонарушениях и не связанных с проведением оперативных проверок". Самостоятельное регулирование имеет сотрудничество между таможенными органами государств-участников Таможенного союза, осуществляемое в рамках взаимной административной помощи (глава 17 ТК ТС).

4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает возможность взаимодействия таможенных органов при проведении таможенного контроля со следующими субъектами:
- другими контролирующими государственными органами;
- участниками внешнеэкономической деятельности;
- лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела;
- иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями).

Порядок взаимодействия таможенных органов с указанными субъектами определяется законодательством государств-членов таможенного союза. В частности, в ст.23 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 урегулированы вопросы взаимодействия таможенных органов с другими государственными органами. Взаимодействие таможенных органов РФ с субъектами в данном пункте осуществляется, как правило, на основании заключаемых соглашений. Их основная доля приходится на соглашения о взаимодействии с иными контролирующими государственными органами. В качестве таковых следует назвать, например, Соглашение о взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной таможенной службы при осуществлении валютного контроля от 15 августа 2005 года N 06-30/21, N 01-48/9; Соглашение о взаимодействии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федеральной таможенной службы при предоставлении и получении информации в целях экспортного контроля, утв. ФСТЭК РФ 21.12.2005 N 6, ФТС РФ 15.09.2005 N 01-48/0012; Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы от 21.01.2010 N 01-69/1, N ММ-27-2/1 и др.

Тенденцией последних лет стало заключение ФТС России соглашений о сотрудничестве с различными некоммерческими организациями, в которых определяются основные направления, формы и принципы взаимодействия сторон, в том числе в части повышения эффективности осуществления таможенного контроля. Подобные соглашения ФТС России заключены, в частности, с Национальной ассоциацией поставщиков, производителей и потребителей мяса и мясопродуктов от 31 января 2013 года N 01-69/1; Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров от 28 июня 2013 года N 01-69/6; Ассоциацией импортеров и продавцов ювелирных изделий от 6 июля 2012 года N 01-69/0032 и др.

В Республике Казахстан взаимодействие таможенных органов с иными государственными органами, участниками внешнеэкономической деятельности и другими лицами в сфере таможенного дела достаточно подробно определены в главе 3 Кодекса Республике Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан". В Таможенном кодексе РБ имеется ст.318 "Взаимодействие таможенных органов с иными государственными органами".

5. Таможенный контроль является основным, но не единственным видом государственного контроля, осуществляемым таможенными органами. На это прямо указывает ч.5 комментируемой статьи, устанавливающая, что таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Экспортный контроль осуществляется таможенными органами в рамках таможенного контроля. Его проведение характеризуется спецификой объектов таможенного контроля, а именно - товаров, подпадающих под действие экспортного контроля. Правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля установлены Федеральным законом от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ "Об экспортном контроле".

Таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов, осуществляемый таможенными органами, имеет исключительное значение для обеспечения радиационной безопасности, а также для выполнения международных обязательств в области нераспространения ядерного оружия. Он является важным элементом международной системы противодействия ядерному и радиологическому терроризму. Радиационный контроль проводится с целью проверки уровня ионизирующего излучения, исходящего из товаров и (или) транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, и сравнение его с естественным фоном в целях обеспечения безопасности для населения и окружающей среды.

Таможенные органы России осуществляют радиационный контроль по двум направлениям:
1) радиационный контроль всех транспортных средств, пассажиров, их багажа и товаров, пересекающих государственную границу;
2) контроль делящихся и радиоактивных материалов, легально перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности, с целью проверки соответствия заявленных в таможенной декларации данных фактическому содержимому предъявленного радиационного груза. При его проведении таможенные органы используют специальные технические средства в порядке, определенном Приказом ФТС России от 09.10.2012 N 2026 "Об определении типа технических средств для проведения радиационного контроля, типа досмотровой рентгеновской техники, критериев принятия решений об их необходимости и количестве".

Наиболее существенную роль таможенные органы играют в осуществлении валютного контроля. Согласно ст.22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" таможенные органы являются агентами валютного контроля. Порядок его проведения регулируется Административным регламентом ФТС России, утвержденным приказом ФТС России от 24 декабря 2012 года N 2621. В целях сближения законодательства государств - членов таможенного союза, регулирующих валютные правоотношения, в том числе в части валютного контроля, союзными государствами принято Соглашение "О согласованных принципах валютной политики" (Заключено в г.Москве 09.12.2010).

Вышеуказанными видами государственного контроля не исчерпываются полномочия таможенных органов. Законодательством государств - членов Таможенного союза на таможенные органы может быть возложено осуществление иных видов контроля. Например, Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 394-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации" на таможенные органы РФ возложены следующие виды контроля:
- проведение транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
- проведение санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска).

В Республике Казахстан на таможенные органы возложено проведение санитарно-карантинного и транспортного контроля в автомобильных пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза. Таможенные органы Республики Беларусь в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль.

6. При проведении таможенными органами таможенного контроля не требуется каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение, за исключением предусмотренных ТК ТС случаев. Например, личный таможенный досмотр проводится на основании решения о его проведении (ч.2 ст.117 ТК ТС), таможенный осмотр помещений и территории - предписания (указания) на проведение таможенного осмотра помещений и территорий (ч.5 ст.119 ТК ТС); выездная таможенная проверка - решения (предписания, акта о назначении проверки) (ч.3 ст.132 ТК ТС).

Другой комментарий к статье 94 Таможенного Кодекса ТС

Под таможенным контролем, одним из ключевых институтов таможенного права, понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза (пп. 31 п. 1. ст. 4 ТК). Проведение таможенного контроля отнесено к основным задачам таможенных органов (пп. 3 п. 1 ст. 6 ТК).

Принципы, или общие начала, проведения таможенного контроля закреплены в ст. 94 ТК.

Базовым принципом современного таможенного контроля, соответствующим общепринятым подходам к организации таможенного контроля, сформулированным в Киотской конвенции, является принцип выборочности. Этот принцип означает, что при проведении таможенного контроля таможенные органы ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Неприменение других форм таможенного контроля либо освобождение от них не должно означать, что лица освобождаются от обязанности соблюдать предписания упомянутого законодательства и международных договоров.

Выбор конкретных форм таможенного контроля зависит от целого ряда факторов. Прежде всего таможенный контроль должен быть эффективным. Достижение поставленных перед ним целей должно быть соотнесено с расходами на его осуществление. Кроме того, таможенный контроль должен быть в максимальной степени "необременительным", "незаметным" для лиц, пересекающих таможенную границу, и для участников внешнеэкономической деятельности. При этом и первое, и второе требования к современному облику таможенного контроля не должны помешать выполнению его важнейшей задачи - обеспечению соблюдения таможенного законодательства.

Система управления рисками призвана сконцентрировать основные ресурсы (людские, технические, финансовые и т.д.) таможенных органов на наиболее острых, проблемных направлениях таможенного контроля, к числу которых законодатель отнес направления, нацеленные на предотвращение:

а) нарушений законодательства, имеющих устойчивый характер (например, контрабанда наркотиков, трансграничное перемещение контрафактной продукции, декларирование недостоверной информации о таможенной стоимости товаров и т.п.);

б) нарушений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей в значительных размерах;

в) нарушений, подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей (например, ввоз на таможенную территорию иностранных товаров с нарушением запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности);

г) других нарушений, затрагивающих важные интересы государств - членов Таможенного союза, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Таможенные органы в своей повседневной деятельности анализируют риски нарушения таможенного законодательств, определяя товары, транспортные средства, документы и лиц, подлежащих проверкам в ходе таможенного контроля. Они же устанавливают необходимые объемы проверочных мероприятий в каждом конкретном случае.

Системе управления рисками в ТК посвящена отдельная глава (глава 18), основные положения которой соответствуют базовым положениям Киотской конвенции по этому вопросу.

Эффективность таможенного контроля во многом зависит и от того, как организовано взаимодействие таможенных органов:

а) с таможенными органами иностранных государств;

б) с другими правоохранительными и контролирующими органами государств - членов Таможенного союза;

в) с участниками внешнеэкономической деятельности, различными организациями, ассоциациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами.

Основной организационно-правовой формой такого взаимодействия являются различные договоры о сотрудничестве и взаимопомощи, одной из сторон которых являются таможенные органы государств - членов Таможенного союза.

Нормативно-правовую базу сотрудничества таможенных органов со своими иностранными коллегами составляют международные соглашения и иные правовые акты, заключаемые:

- на межправительственном уровне (например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (Токио, 12 мая 2009 года) <236>, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (Мадрид, 14 июня 2000 года) <237>);

--------------------------------
<236> Бюллетень международных договоров. 2009. N 11.
<237> Бюллетень международных договоров. 2001. N 5.

- на межведомственном уровне - между таможенными ведомствами России и иностранных государств (например, Протокол между Федеральной таможенной службой и Государственным таможенным комитетом Кыргызской Республики об осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров, производимых на территории Кыргызской Республики и ввозимых на территорию Российской Федерации, с использованием информационного обмена <238>).

--------------------------------
<238> Обнародовано в виде приложения к Приказу ФТС России от 14 июля 2009 года N 1285.

Сотрудничество таможенных органов с иными контролирующими органами регулируется соглашениями о взаимодействии и сотрудничестве или утверждаемыми совместными приказами, положениями о взаимодействии и координации деятельности (например, Соглашение от 15 августа 2005 года о взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной таможенной службы при осуществлении валютного контроля <239>).

--------------------------------
<239> Обнародовано в виде приложения к письму ФТС России от 18 августа 2005 года N 01-06/28509 "О Соглашении между ФТС России и Росфиннадзором".

В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с участниками внешнеэкономической деятельности, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела (таможенными представителями владельцами таможенных складов и т.д.), и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (например, Соглашение от 28 марта 1997 года о сотрудничестве между ГТК России и Национальной ассоциацией таможенных брокеров (поверенных) <240>).

--------------------------------
<240> Таможенные ведомости. 1997. N 5.

В соответствии с Приказом ФТС России от 2 ноября 2011 года N 2245 "Об утверждении Типовой формы соглашения о применении централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов" <241> применяется новый централизованный порядок уплаты таможенных пошлин и налогов, вместо ранее действовавшего порядка, утвержденного Приказом ГТК России от 26 марта 2001 года N 303 "О практике таможенного администрирования в отношении крупных плательщиков" <242>.

--------------------------------
<241> СПС "КП".
<242> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 17.

Помимо собственно таможенного контроля, таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля.

В соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <243> таможенные органы являются агентами валютного контроля. В этом качестве таможенные органы и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

--------------------------------
<243> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (ст. 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле").

Таможенные органы участвуют в осуществлении экспортного контроля в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" <244>, а также в мероприятиях по проведению других видов государственного контроля.

--------------------------------
<244> СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.

Комментарии и консультации юристов по ст 94 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 94 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.