Статья 93. Таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов

1. Таможенные пошлины, налоги взыскиваются таможенным органом, которым произведен выпуск товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, а в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, - таможенным органом государства - члена таможенного союза, на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

2. Таможенные пошлины, налоги, не уплаченные в сроки, установленные пунктом 3 статьи 227 настоящего Кодекса, взыскиваются за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенным органом государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого предоставлено такое обеспечение.Таможенные пошлины, налоги, не уплаченные в сроки, установленные пунктом 3 статьи 227 настоящего Кодекса, подлежащие уплате таможенным перевозчиком, взыскиваются таможенным органом государства - члена таможенного союза, в соответствии с законодательством которого лицо признано в качестве таможенного перевозчика.

3. Порядок перечисления сумм таможенных пошлин, налогов, взысканных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, в государство - член таможенного союза, в которое подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, определяется международным договором государств - членов таможенного союза.

Комментарий к статье 93 ТК ТС

1. Анализ данной статьи показывает, что в ней распределены обязанности по взысканию таможенных пошлин, налогов между таможенными органами стран-участниц таможенного союза.

Взыскание таможенных пошлин, налогов осуществляется:
1) по общему правилу - таможенным органом, начислившим и взимающим платежи, т.е. таможенным органом, осуществившим выпуск товаров;
2) в исключительных случаях - таможенным органом, выявившим правонарушение в виде незаконного перемещения товара через таможенную границу.

2. Выпуск товара осуществляется, в числе прочего, после того, как были уплачены любые пошлины и налоги или предприняты необходимые действия для обеспечения их взимания. Таким образом, таможенный орган, который предпринял ранее все действия по обеспечению взимания, имеет больше возможностей по осуществлению действий по принудительному взиманию, в первую очередь - по обращению взыскания на предоставленное обеспечение, авансовые платежи.

В случае если плательщик не является резидентом государства, чей таможенный орган осуществляет взимание, этот таможенный орган взаимодействует с таможенными органами других стран-участниц таможенного союза с учетом положений главы 17 комментируемого Кодекса.

3. Положение комментируемой части не противоречит абз.1 ч.1 ст.91 ТК ТС, согласно которому международные договора стран-участниц таможенного союза имеют высшую юридическую силу при осуществлении взыскания таможенных пошлин и налогов. В рамках таможенного союза подобным договором является "Соглашение об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)", где в ст.3 закреплено, что ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению на единый счет уполномоченного органа той стороны, в которой они подлежат уплате в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, в т.ч. и при взыскании ввозных таможенных пошлин. Этим соглашением определены нормативы распределения ввозных таможенных пошлин между сторонами таможенного союза, действующие также и в отношении распределения взысканных таможенных пошлин. В настоящее время данные нормативы составляют: Республика Беларусь - 4,70%; Республика Казахстан - 7,33%; Российская Федерация - 87,97%. Суммы первоначально поступают на специальный единый счет уполномоченного органа государства, осуществившего взыскание, открытый в его центральном банке, после чего распределяется путем перечисления сумм, конвертированных в установленную вышеуказанным Соглашением валюту, на аналогичные счета других государств, открытые в обязательном порядке в этом же центральном банке.

Другой комментарий к статье 93 Таможенного Кодекса ТС

Статья 93 ТК регламентирует распределение обязанностей по взысканию таможенных пошлин, налогов между таможенными органами государств - членов Таможенного союза. Здесь действует общее правило, согласно которому взыскание осуществляет тот же таможенный орган, который осуществляет начисление и взимание платежей, то есть тот таможенный орган, который осуществил выпуск товара на таможенную территорию, за исключением случая незаконного перемещения товара через таможенную границу, когда взыскание осуществляет выявивший правонарушение таможенный орган.

Согласно стандарту 3.40 Генерального приложения к Киотскому протоколу выпуск товара осуществляется, в числе прочего, после того, как были уплачены любые пошлины и налоги или предприняты необходимые действия для обеспечения их взимания. Таким образом, таможенный орган, который предпринял ранее все действия по обеспечению взимания, имеет больше возможностей по осуществлению действий по принудительному взиманию, в первую очередь - по обращению взыскания на предоставленное обеспечение, авансовые платежи.

В том случае, если плательщик не является резидентом того государства, таможенный орган которого осуществляет взимание, указанный таможенный орган осуществляет взаимодействие с таможенными органами другого государства с учетом норм главы 17 ТК. Работа по взысканию недоимки с плательщика, который не является резидентом ни одного из трех государств - участников Таможенного союза, осуществляется в рамках Киотского протокола.

Пункт 3 ст. 93 ТК говорит о том, что порядок перечисления сумм взысканных таможенных пошлин, налогов в государство - член Таможенного союза, в которое подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, определяется международным договором государств - членов Таможенного союза. Данное положение согласуется с абз. 1 п. 1 ст. 91, согласно которому международные договора государств - членов Таможенного союза имеют высшую юридическую силу при взыскании таможенных пошлин и налогов. Таким договором является Соглашение об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), совершенное в Санкт-Петербурге 20 мая 2010 года <233>. Статьей 3 данного Соглашения предусмотрено, что ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению на единый счет уполномоченного органа той стороны, в которой они подлежат уплате в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, в том числе и при взыскании ввозных таможенных пошлин. Соглашением установлены нормативы распределения ввозных таможенных пошлин между сторонами Таможенного союза, которые действуют и для распределения взысканных таможенных пошлин <234>. Суммы первоначально поступают на специальный единый счет уполномоченного органа государства, осуществившего взыскание, открытый в его центральном банке, после чего распределяется путем перечисления сумм, конвертированных в установленную Соглашением валюту, <235> на аналогичные счета других государств, открытые в обязательном порядке в этом же центральном банке.

--------------------------------
<233> СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 4990. Соглашение ратифицировано в Российской Федерации Федеральным законом от 27 октября 2010 г. N 230-ФЗ.
<234> Нормативы составляют 4,7% для Республики Беларусь, 7,33% для Республики Казахстан, 87,97% для Российской Федерации.
<235> В настоящее время - доллары США.

Комментарии и консультации юристов по ст 93 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 93 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.