Статья 91. Общие положения о взыскании таможенных пошлин, налогов

1. В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов таможенного союза (часть дополнена Международным протоколом от 16 апреля 2010 года.Законодательством государств - членов таможенного союза могут быть установлены иные возможности взыскания таможенных пошлин, налогов, в том числе за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.

2. Взыскание таможенных пошлин, налогов не производится:
1) по истечении срока взыскания неуплаченных таможенных пошлин, налогов, предусмотренного законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого производится взыскание таможенных пошлин, налогов;
2) если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекратилась в соответствии с пунктом 2 статьи 80 настоящего Кодекса.

3. Взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов.

4. При неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный настоящим Кодексом срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней.

Комментарий к статье 91 ТК ТС

1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.73 (совершено в Киото) не содержит норм, которые устанавливают стандарты взыскания таможенных платежей и налогов, отсылая к национальному законодательству. В соответствии со стандартами 4.7 и 4.8 Генерального приложения к указанной Киотской конвенции в национальном законодательстве определяются лицо, которое ответственно за уплату пошлин, налогов, дата платежа и место их уплаты. Согласно специальному приложению "Н" к Киотской конвенции в национальном законодательстве определяются таможенные правонарушения, а также те условия, при которых они могут устанавливаться, расследоваться и, при необходимости, являться объектом административного урегулирования. Национальное законодательство всех трех стран-участниц Таможенного союза регулирует отношения по взысканию таможенных пошлин и налогов.

В случае уклонения от уплаты таможенных платежей национальными законодательствами стран-участниц ТС предусмотрены наказания, в которых есть различия. Такое преступление, как "Уклонение от платы таможенных платежей, взимаемых с организаций или физических лиц", в Уголовном кодексе России предусматривает более квалифицированный состав, чем "Уклонение от уплаты таможенных платежей в Уголовном кодексе Беларуси. То есть в российском законодательстве речь идет об уклонении от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере. А в Уголовном кодексе Казахстана "Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов" предусматривает повышенную ответственность за совершение преступления должностным лицом с использованием служебного положения и организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией). В остальном эти статьи совпадают.

________________
Л.Крапивина "В ТС действует единый подход к привлечению к ответственности за нарушения таможенного законодательства" // //www.belta.by/ru/person/comments/Lilija-Krapivina_i_510922.html
Существенно отличается и величина крупного размера. В УК Казахстана - это 1000 МРП (месячных расчетных показателей) или около 270 тыс.российских рублей, в УК РФ - 500 тыс.российских рублей, в УК Беларуси - 2 тыс.базовых величин, или примерно 776 тыс.российских рублей.

2. Анализ норм комментируемой статьи показывает, что таможенные органы принудительно взыскивают таможенные пошлины, налоги, в случае если:
- они не были уплачены лицом, ответственным за их уплату в добровольном порядке;
- данные платежи не были произведены своевременно, т.е. были нарушены установленные сроки;
- они не были уплачены в полном объеме;
- взыскание исполняется или с лиц, которые ответственны за уплату таможенных платежей, или за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины не были произведены (так, такое может быть, если на счетах плательщика таможенных пошлин, налогов отсутствуют денежные средства), в случае если данные товары не были еще выпущены для свободного обращения.

В соответствии со ст.79 комментируемого Кодекса плательщиками таможенных пошлин, налогов выступают декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Статьи ст.79, 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344, 360 ТК ТС указывают, что лицом, которое ответственно за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант (см. также ст.114 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311).

Статья 186 комментируемого законодательного акта закрепляет две категории лиц, которые могут быть декларантами.

Также в соответствии со ст.15 ТК ТС ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов является таможенный представитель, в случае если им производится декларирование.

Согласно ч.1 ст.161 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов возникает и у перевозчика в момент пересечения товарами таможенной границы таможенного союза.

В соответствии со ст.150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 принудительное взыскание таможенными органами таможенных пошлин, налогов производится:
1) за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке - с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Взыскание таможенных платежей с индивидуальных предпринимателей применяется в том же порядке, что и при взыскании с юридического лица;
2) с физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей) взыскание производится в судебном порядке, исключение составляют основания, закрепленные в ч.3 ст.154 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311.

Международными договорами стран-участниц Таможенного союза могут быть установлены иные источники взыскания таможенных пошлин и налогов.

Например, в ст.157 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" закреплено, что принудительное взыскание может быть обращено:
- на деньги или иное имущество налогоплательщика;
- на излишне уплаченные платежи, налоги и авансовые платежи;
- на обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов;
- на средства на банковских счетах плательщика;
- ограниченное в распоряжении имущество плательщика;
- дебиторскую задолженность плательщика.

Только в Республике Казахстан взыскание таможенных пошлин и налогов может быть осуществлено со счетов дебиторов должника, ни таможенным законодательством Российской Федерации, ни таможенным законодательством Республики Беларусь такая возможность не предусмотрена. Условиями обращения взыскания на счета дебиторов в Республике Казахстан являются информация о дебиторской задолженности и акт сверки расчетов, который подписан двумя сторонами, представляемый самим плательщиком в таможенный орган. Эти документы выступают основанием направления инкассового поручения с целью списания необходимой суммы в банк, в котором открыт счет дебитора плательщика. В случае отсутствия акта сверки таможенным органом Республики Казахстан направляется уведомление, в котором сообщается о необходимости представления вышеуказанного акта сверки расчетов, после получения которого оформляется инкассовое поручение о списании таможенной пошлины или налога со счета дебитора плательщика. Принудительное взыскание за счет средств дебитора плательщика, то есть третьего лица, не имеющего обязанности по уплате таможенной пошлины, налога, является необычной практикой и может быть оценено как отступление от конституционного принципа защиты частной собственности.

В статье 270 Таможенного кодекса Республики Беларусь закреплено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения в установленные сроки налогового обязательства по уплате таможенных платежей и неуплаты пеней, процентов за предоставление рассрочки и (или) отсрочки уплаты таможенных пошлин, налогов и иных процентов таможенные органы принудительно взыскивают задолженность за счет:
- денежных средств плательщика;
- имущества плательщика;
- обеспечения уплаты обязательства.

При осуществлении принудительного взыскания национальное законодательство допускает применение обеспечительных мер исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов.

Необходимо подчеркнуть, что обеспечительные меры, необходимые для производства взыскания, отличны от самого обеспечения уплаты таможенных пошлин и сборов (такие как банковская гарантия, залог).

Наиболее развернут перечень обеспечительных мер в ст.157 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", среди которых:
- приостановление операций на банковских счетах плательщика-должника;
- вынесение решения об ограничении в распоряжении имуществом;
- приостановление кассовых операций (приема наличных денежных средств), действующие до исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Федеральный закон от 27 ноября 2010 года N 311 для обеспечения решения о бесспорном взыскании предусматривает такие обеспечительные меры:
- приостановление операций по счетам плательщика (для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) (ст.155);
- полный или частичный арест имущества (при обязательном условии получения санкции прокурора), который осуществляется в случае неисполнения плательщиком в установленные сроки обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и при наличии у таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо примет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество (ст.156).

Необходимо отметить, что если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган, взыскание таможенных пошлин, налогов производится в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В процедуре принудительного взыскания во внесудебном порядке направление требования об уплате лицу, которое ответственно за уплату таможенных платежей, является обязательным условием использования таможенными органами мер по принудительному взысканию таможенных пошлин и налогов. Такое требование может быть обжаловано в арбитражный суд. В основном подобные обжалования связаны с расхождениями по определению таможенной стоимости товара, а также отнесению его к тем или иным кодам ТН ВЭД ТС.

3. Не допускается производить взыскание таможенных пошлин, налогов, если:
1) требование об уплате таможенных пошлин, налогов не было предъявлено в течение трех календарных лет (при этом нерабочие дни не исключаются из общего срока). Как ТК ТС, так и законодательство стран-участниц Таможенного союза не предусматривают предельного срока для принудительного взыскания таможенных пошлин и налогов. Таким сроком, по общему правилу, является срок исковой давности (три года), истечение которого дает основания для отказа от взыскания задолженности в судебном порядке. Трехлетний срок начинается со дня, следующего за днем истечения срока уплаты этих платежей;
2) требование об уплате таможенных пошлин, налогов не было выставлено в течение трех лет со дня наступления события, которое повлекло обязанность уплаты таможенных платежей (например, истечения срока отсрочки в уплате таможенных пошлин, налогов);
3) обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекратилась в случаях, перечисленных в ч.2 ст.80 комментируемого Кодекса.

4. Взыскание неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов осуществляется в соответствии с гл.18 "Взыскание таможенных платежей" Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311.

В соответствии со ст.150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 принудительное взыскание таможенных пошлин и налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится:
- за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (в отношении физических лиц такое взыскание производится только в судебном порядке);
- за счет денежных средств на банковских счетах плательщика;
- за счет обеспечения уплаты таможенных платежей (в том числе залога);
- за счет неизрасходованных авансовых платежей, денежного залога, иного имущества плательщика (в том числе наличных денежных средств);
- за счет излишне уплаченных таможенных платежей.

Взыскание может быть произведено и в судебном, и во внесудебном порядке. Взыскание с физических лиц (исключение составляют индивидуальные предприниматели), как правило, производится в судебном порядке. Обращение взыскания на денежные средства должника в банке производится таможенным органом самостоятельно после того, как им вынесено соответствующее решение путем направления в банк инкассового поручения о списании суммы задолженности. Обращение взыскания на иное имущество плательщика (например, наличные денежные средства, движимое и недвижимое имущество) осуществляется через судебного пристава-исполнителя, также как и со взысканием налога.

На основании Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" для судебного пристава-исполнителя основанием для возбуждения исполнительного производства служит постановление таможенного органа об обращении взыскания на имущество плательщика, имеющее силу исполнительного документа. Обязательные реквизиты такого постановления закреплены в ч.2 ст.47 НК РФ, а форма постановления утверждена Приказом Федеральной таможенной службы от 5 декабря 2011 года N 2437 "О взыскании таможенных платежей, процентов и пеней за счет имущества плательщика". Также этим Приказом утверждены образцы решения и постановления о взыскании таможенных платежей, процентов и пеней за счет имущества плательщика. Копия решения направляется плательщику. В течение 3 дней после вынесения решения соответствующее постановление направляется судебному приставу-исполнителю. Оба документа подписываются начальником (его заместителем) и скрепляются печатью таможенного органа.

Требования о возврате излишне внесенных или взысканных таможенных пошлин, налогов, а также денежного залога должны быть рассмотрены судами по существу независимо от того, оспаривались ли в суде решение, влияющее на исчисление таможенных платежей, решение о возвращении без рассмотрения заявления о возврате соответствующих сумм. Данные требования могут быть заявлены в суд и в случае, если к моменту обращения названные решения таможенного органа отменены в порядке ведомственного контроля.

Федеральный закон от 27 ноября 2010 года N 311 не предусматривает, что течение срока, установленного для возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных пошлин, налогов, может приостанавливаться в целях проверки документов и сведений, представленных при декларировании. 10-дневный срок для направления требования об уплате таможенных платежей не является пресекательным, поскольку с его истечением право требовать их уплаты не прекращается. НДС, излишне уплаченный или взысканный в рамках таможенных процедур, возвращается (зачитывается) по правилам Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311.

5. Принудительный порядок взыскания применяется также и в отношении пеней, которые начислены за просрочку уплаты таможенных платежей, и процентов за предоставление рассрочки или отсрочки уплаты таможенных пошлин и налогов.

Легальное определение пени появилось не сразу в таможенном законодательстве. Федеральный закон N 207 от 24.07.2009 "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации" внес изменения, вступившие в силу 01.11.2009, и закрепил законное определение пени, но лишь в рамках таможенного законодательства. В ст.91 комментируемого Кодекса отсутствует определение пени, так как данное понятие имеет отсылочный характер на национальные законодательства стран-участниц таможенного союза. В российском таможенном законодательстве определение "пени" закреплено в ст.151 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311.

________________
Документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311, вступившего в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 29.11.2010).

Анализируя данное определение можно сказать, что пени представляют собой денежные суммы, которые подлежат уплате:
- плательщиком - лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов;
- в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей в установленные сроки.

По общему правилу пени начисляются:
- за каждый календарный день (в т.ч. праздничные, выходные, иные нерабочие дни) просрочки уплаты таможенных платежей. Необходимо отметить, что этот срок начинает течь с 00.00 часов дня следующего после дня окончания срока уплаты таможенных платежей;
- по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов или по день принятия решения о предоставлении рассрочки или отсрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

Пени начисляются в процентах. Размер пени составляет 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени начисляются на сумму недоимки, которая представляет собой сумму неуплаченных или неполученных таможенных платежей. При этом все изменения ставки рефинансирования, имевшие место за период просрочки, необходимо учитывать.

В ст.151 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 закреплены случаи, при которых пени не начисляются, среди них: неустановление плательщика таможенных пошлин, налогов; положения, предусмотренные законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) и другие.

Пени подлежат уплате:
1) сверх сумм самой недоимки. При этом сумма пени уплачивается:
- одновременно с уплатой неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов;
- или после уплаты таких сумм, но не позднее одного месяца со дня уплаты сумм таможенных пошлин, налогов (этот срок начинает течь с 00.00 часов дня следующего после дня окончания срока уплаты таможенных платежей). Может возникнуть вопрос: существует ли возможность уплаты пени до уплаты неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов? Положения ст.151 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 такую возможность не предусматривают;
- независимо от применения других мер ответственности (уголовной, административной) за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле;
2) даже после подачи в таможенный орган в установленном порядке заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начисление пеней на сумму недоимки не приостанавливается до вступления в силу решения о рассрочке, отсрочке начисления пеней.

Пени на сумму таможенных пошлин, налогов, уплаченную в течение указанного срока, не начисляются.

Законодатель императивно установил недопущение уменьшения размера начисленных пеней, а также предоставления рассрочки или отсрочки по уплате пени. Только судебное решение, вступившее в силу, может изменить размер начисленных пеней.

В случае неуплаты таможенных пошлин, налогов, пени субъекты таможенной деятельности несут административную ответственность. В соответствии с ч.2 ст.213 АПК РФ заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок для уплаты.

Например, Тюменская таможня обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ООО "Аванта" о взыскании таможенных платежей в виде пеней по выставленному требованию от 08.07.2009 N 92 в размере 34351,91 руб. Суд удовлетворил иск, приняв решение о взыскании в требуемом размере (Дело N А40-135696/11 (147-1233) от 13 февраля 2012 года).

Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются согласно положениям, установленным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов.

Таким образом, в системе правового регулирования взыскания таможенных пошлин, налогов государствами - членами Таможенного союза есть несколько уровней: международный договор государства - участника Таможенного союза (за исключением договора о таможенном союзе), включающего в себя Киотскую конвенцию, договор о таможенном союзе с приложениями и национальное законодательство.

Другой комментарий к статье 91 Таможенного Кодекса ТС

Киотская конвенция норм, устанавливающих стандарты взыскания таможенных платежей и налогов, не содержит, отсылая к национальному законодательству. В частности, согласно стандартам 4.7 и 4.8 Генерального приложения к Киотской конвенции, в национальном законодательстве определяются лицо, ответственное за уплату пошлин и налогов, дата платежа и место уплаты. Специальным приложением "Н" к Киотской конвенции определено, что в национальном законодательстве определяются таможенные правонарушения и условия, при которых они могут расследоваться, устанавливаться и, при необходимости, являться объектом административного урегулирования. Национальное законодательство всех трех государств - участников Таможенного союза регулирует отношения, связанные со взысканием таможенных пошлин и налогов.

Статьей 91 ТК определяются общие положения о взыскании таможенных пошлин и налогов, в частности, устанавливаются: право таможенных органов осуществлять принудительное взыскание в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин и налогов; источники, из которых осуществляется принудительное взыскание (п. 1); полномочие таможенного органа по взысканию пени за несвоевременную уплату таможенных пошлин и налогов (п. 4). Международным договором государства - члена Таможенного союза, согласно п. 1 ст. 91 ТК, могут быть установлены иные источники взыскания таможенных пошлин и налогов.

Таким образом, существует несколько уровней правового регулирования взыскания таможенных пошлин и налогов государствами - членами Таможенного союза: международный договор государства - участника Таможенного союза (за исключением договора о таможенном союзе), который включает в себя Киотскую конвенцию, договор о таможенном союзе с его приложениями и, наконец, национальное законодательство.

Принудительное взыскание таможенных пошлин и налогов является одним из видов государственного принуждения, который заключается в применении органами судебной и исполнительной власти установленных законом принудительных мер в целях недопущения и пресечения неправомерного поведения субъектов правоотношений, а также устранения общественно вредных последствий такого поведения. Сущность государственного принуждения состоит в том, что при применении принудительных мер игнорируется воля лица, противоправное поведение которого они призваны пресечь. Меры государственного принуждения могут применяться исключительно в строгом соответствии с действующим законодательством.

Наиболее вероятная ситуация, влекущая необходимость применения мер государственного принуждения для взыскания таможенных пошлин и налогов, связана с тем случаем, когда обязанным лицом выполнены все формальности в отношении таможенной очистки и товары выпущены без уплаты государственной пошлины или налога под гарантию или иной коммерческий или официальный документ, однако в установленный срок платеж так и не был совершен. Это также может быть, например, предусмотренное ст. 186.1 НК РФ взыскание акцизов при ввозе маркированных товаров таможенного союза на территории Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты акцизов, а также в случае выявления несоответствия данных, полученных в рамках обмена информацией между таможенными и налоговыми органами.

Принудительные меры по взысканию таможенных платежей отличают следующие характерные черты:

- целью их применения является удовлетворение фискальных интересов государств - участников Таможенного союза в сфере таможенного дела путем зачисления в соответствующий бюджет ранее неуплаченных или уплаченных не полностью таможенных платежей;

- они состоят в принуждении лиц, ответственных за уплату таможенных платежей, к исполнению своей обязанности или в удовлетворении фискальных интересов государств в сфере таможенного дела за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены;

- они могут применяться либо в административном (на основании решения таможенного органа), либо в судебном порядке;

- порядок применения таких мер определяется не только международными актами, национальным таможенным законодательством, но и законодательством о налогах и сборах, гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством, а также законодательством об исполнительном производстве.

Принудительные меры, направленные на взыскание таможенных платежей, могут применяться в отношении лиц, ответственных за их уплату, а также в отношении собственников товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не были уплачены (за счет декларанта и таможенного представителя).

Перечень способов принудительного взыскания задолженности, установленный ТК, не является исчерпывающим, международным договором и законодательством государств - членов ТС могут быть установлены иные возможности взыскания. Статьей 91 ТК установлено, что задолженность по таможенным пошлинам и налогам может быть погашена путем взыскания за счет:

- денежных средств плательщика;

- иного имущества плательщика;

- посредством зачета излишне уплаченной таможенной пошлины;

- за счет предоставленного обеспечения (как правило, залога или банковской гарантии, иногда - поручительства третьего лица или гарантии страховой организации).

Кодексом Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" (ст. 157) установлено, что принудительное взыскание обращается:

- на деньги или иное имущество налогоплательщика;

- на излишне уплаченные платежи, налоги и авансовые платежи;

- на обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов;

- на средства на банковских счетах плательщика;

- ограниченное в распоряжении имущество плательщика;

- дебиторскую задолженность плательщика.

Взыскание со счетов дебиторов должника осуществляется только в Республике Казахстан и не предусмотрено таможенным законодательством Российской Федерации и Республики Беларусь. Условиями обращения взыскания на счета дебиторов в Республике Казахстан являются информация о дебиторской задолженности и акт сверки расчетов, подписанный обеими сторонами, которые представляет в таможенный орган сам плательщик. Данные документы служат основанием для направления инкассового поручения для списания соответствующей суммы в банк, где открыт счет дебитора плательщика. В случае отсутствия акта сверки таможенным органом Республики Казахстан направляется уведомление, в котором сообщается о необходимости представления вышеуказанного акта сверки расчетов, после получения которого оформляется инкассовое поручение о списании таможенной пошлины или налога со счета дебитора плательщика. Принудительное взыскание за счет средств дебитора плательщика, то есть третьего лица, не имеющего обязанности по уплате таможенной пошлины, налога, является необычной практиков и может быть оценено как отступление от конституционного принципа защиты частной собственности.

Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" содержит гл. 18 "Взыскание таможенных платежей", которая подробно регулирует процедуру взыскания таможенных пошлин, налогов, а также начисленных за их неуплату пени. Согласно ст. 150 данной главы предусматривается, что принудительное взыскание таможенных пошлин и налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится:

- за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (в отношении физических лиц такое взыскание производится только в судебном порядке);

- за счет денежных средств на банковских счетах плательщика;

- за счет обеспечения уплаты таможенных платежей (в том числе залога);

- за счет неизрасходованных авансовых платежей, денежного залога, иного имущества плательщика (в том числе наличных денежных средств);

- излишне уплаченных таможенных платежей.

Взыскание может производиться как в судебном, так и во внесудебном порядке. Взыскание с физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей), как правило, осуществляется в судебном порядке. Обращение взыскания на денежные средства должника в банке осуществляется таможенным органом самостоятельно после вынесения им соответствующего решения через направление в банк инкассового поручения о списании суммы задолженности. Обращение взыскания на иное имущество плательщика (это могут быть наличные денежные средства, движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности плательщика) осуществляется через судебного пристава-исполнителя по аналогии со взысканием налога. Основанием для возбуждения исполнительного производства на основании Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" <230> для судебного пристава - исполнителя служит постановление таможенного органа об обращении взыскания на имущество плательщика, которое имеет силу исполнительного документа. Обязательные реквизиты такого постановления установлены п. 2 ст. 47 НК РФ, а форма постановления утверждена Приказом Федеральной таможенной службы от 5 декабря 2011 года N 2437 "О взыскании таможенных платежей, процентов и пеней за счет имущества плательщика".

--------------------------------
<230> Собрание законодательства РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.

Необходимым условием процедуры принудительного взыскания во внесудебном порядке является выставление плательщику требования об уплате таможенных платежей, которое может быть обжаловано в арбитражный суд. Как правило, обжалование связано с разногласиями по определению таможенной стоимости товара, относимости его к тем или иным кодам ТН ВЭД ТС.

Таможенный кодекс Республики Беларусь (ст. 270) предусматривает, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения в установленные сроки налогового обязательства по уплате таможенных платежей и неуплаты пеней, процентов за предоставление отсрочки и (или) рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов и иных процентов таможенные органы принудительно взыскивают задолженность за счет:

- денежных средств плательщика;

- имущества плательщика;

- обеспечения уплаты обязательства.

При осуществлении принудительного взыскания национальное законодательство допускает применение обеспечительных мер <231> исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов. Самый широкий перечень обеспечительных мер предусмотрен Кодексом Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" (ст. 157), в числе которых приостановление операций на банковских счетах плательщика-должника; вынесение решения об ограничении в распоряжением имуществом; приостановление кассовых операций (приема наличных денежных средств), которые действуют до исполнения обязанности по уплате таможенных платежей и налогов.

--------------------------------
<231> Обеспечительные меры, необходимые для производства взыскания, не следует путать с обеспечением уплаты таможенных пошлин и сборов (в форме залога, банковской гарантии), предоставление которого регулируется специальной главой ТК.

Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусмотрены такие обеспечительные меры для решения о бесспорном взыскании, как приостановление операций по счетам плательщика (для организаций или индивидуальных предпринимателей) (ст. 155); полный или частичный арест имущества (при условии получения санкции прокурора), который производится в случае неисполнения плательщиком в установленные сроки обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и при наличии у таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо примет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество (ст. 156).

Пункт 2 ст. 91 ТК предусматривает два случая, когда принудительное взыскание не производится. Первым основанием прекращения взыскания является истечение срока, предусмотренного законодательством.

Также стандартом 4.10 Генерального приложения к Киотскому протоколу определено, что в национальном законодательстве устанавливается период времени, в течение которого таможенная служба может предпринять установленные законом действия по взиманию пошлин и налогов, не уплаченных на дату платежа. Непосредственно ТК, а также законодательство государств - участников Таможенного союза предельного срока для осуществления принудительного взыскания таможенных пошлин и налогов не предусматривает. Таким сроком, по общему правилу, является срок исковой давности (три года), истечение которого дает основания для отказа от взыскания задолженности в судебном порядке. Течение срока исковой давности, согласно общему правилу гражданского законодательства, начинается с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, для таможенного органа - с момента, когда согласно закону должна была быть обнаружена недоимка, то есть после истечения срока уплаты таможенной пошлины, налога.

Вторым основанием, которое дает возможность прекратить принудительное взыскание, является соответствие ситуации случаям, перечисленным в п. 2 ст. 80 ТК, к которым относятся: уплата недоимки; помещение товаров под льготную таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления; уничтожение (безвозвратная утрата) товаров вследствие аварии, действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли; помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства; обращение товаров в собственность государства; обращения взыскания на товары; отказ в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой; признание недоимки безнадежной к взысканию и ее списание; возникновение обстоятельств для прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Из перечисленных случаев признание недоимки безнадежной ко взысканию можно проиллюстрировать случаем истечением сроков давности. Безусловным основанием к признанию задолженности безнадежной является вступившее в законную силу решение суда о признании незаконными действий таможенного органа по начислению недоимки. Прекращение обязанности по уплате таможенных платежей связано с личностью плательщика и предполагает смерть либо признание безвестно отсутствующим физического лица, ликвидацию в установленном порядке юридического лица. В отдельных случаях (ст. 169 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле Республики Казахстан") таможенный орган вправе выступить с инициативой признания должника несостоятельным (банкротом).

Согласно п. 4 ст. 91 ТК при неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание соответствующих таможенных пошлин, налогов и пеней.

Порядок взыскания пени за несвоевременную уплату таможенных пошлин и налогов предусмотрен таможенным законодательством всех трех государств - участников Таможенного союза. Сущность пени, начисляемой за несвоевременную уплату таможенных пошлин, налогов, неоднозначна. Законодательство Республики Казахстан прямо относит пени к обеспечительным мерам. Также относит пени к обеспечительным мерам и российское налоговое законодательство. В то же время по своему экономическому содержанию пени носит правовосстановительный характер, компенсируя потери соответствующего бюджета, связанные с недополучением доходов, и в этом случае выступает как разновидность неустойки, а также в качестве дополнительной меры ответственности.

Сравнение национального гражданского, таможенного законодательства и законодательства о налогах и сборах позволяет выделить следующие общие черты, характеризующие понятие "пеня": 1) пеня - это денежная сумма; 2) основанием уплаты пени служит пропуск установленного для исполнения имущественной обязанности срока; 3) целью взыскания пени является обеспечение исполнения имущественных обязанностей.

Общим для законодательства государств - участников Таможенного союза является правило начисления пени за каждый календарный день просрочки уплаты, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты, по день исполнения обязанности по уплате. Днем исполнения обязанности по уплате таможенных платежей и налогов является, как и в отношении обязанности по уплате иных налогов, день фактического предъявления платежного поручения в банк либо день осуществления платежа посредством электронного терминала. Пеня начисляется и уплачивается независимо от применения способов обеспечения погашения задолженности и мер принудительного взыскания задолженности, а также иных мер ответственности (например, административной или уголовной).

Стандарт 4.11 Генерального приложения к Киотскому протоколу предусматривает, что национальным законодательством определяются процентные ставки для расчета платежей, взимаемых сверх сумм пошлин и налогов, не уплаченных на дату платежа, и условия применения таких ставок. Размер пени, согласно национальному законодательству государств - членов Таможенного союза, привязан к ставке рефинансирования соответствующего центрального банка, например, согласно Федеральному закону "О таможенном регулировании в Российской Федерации", размер пени составляет 1/300 годовой ставки рефинансирования Банка России, а согласно Кодексу Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" размер пени составляет 2,5 ставки рефинансирования Национального банка Республики Казахстан за каждый день просрочки.

Законодательством государств - участников Таможенного союза предусмотрены случаи, когда пени не начисляется. По общему правилу, начисление пени не производится в случаях, если должник признан судом банкротом; для физического лица - в случае признания его безвестно отсутствующим; пени не начисляются на штраф и на сумму самого пени; в случае проведения зачета задолженности в установленном порядке. Российское законодательство содержит запрет на предоставление рассрочки или отсрочки уплаты пени, а подача заявления об отсрочке или рассрочке уплаты таможенной пошлины, налога не приостанавливает начисления пени на сумму недоимки. Принудительное взыскание пени начинается по истечении одного месяца со дня уплаты сумм таможенных пошлин, налогов.

Комментарии и консультации юристов по ст 91 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 91 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.