Статья 89. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов

Излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Комментарий к статье 89 ТК ТС

Комментируемая статья определяет понятие излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов. Из определения следует как минимум два обязательных свойства излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а именно:
- их размер должен превышать суммы, подлежащие уплате в соответствии с комментируемым Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза;
- они должны быть идентифицированы в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Отсутствие хотя бы одного из вышеперечисленных свойств не позволит квалифицировать сумму как излишне уплаченную или излишне взысканную сумму таможенных пошлин, налогов.

Отметим, что ст.147 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 закрепляет заявительный характер возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов. Так, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Форма заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов утверждена Приказом ФТС от 22.12.2010 N 2520 "Об утверждении форм заявлений плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов или иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога". При этом возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется по решению таможенного органа. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать 1 (один) месяц со дня подачи заявления о возврате. В случае, нарушения установленного срока начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Кроме того, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится в валюте РФ на счет плательщика, указанный в заявлении о возврате.

Другой комментарий к статье 89 Таможенного Кодекса ТС

В ст. 89 ТК дается определение излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов. Так, под такими излишними таможенными платежами законодатель понимает денежные суммы, размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК, законодательством государств - членов Таможенного союза ЕврАзЭС и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров. Причинами переплаты (излишнего взыскания) таможенных пошлин, налогов могут являться арифметическая ошибка, неправильное применение ставки таможенных пошлин, налогов и другие аналогичные случаи, которые конкретизируются в национальном таможенном законодательстве государств - членов Таможенного союза. Так, например, в силу ч. 2 ст. 130 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" размер таможенных сборов за таможенные операции ограничивается примерной стоимостью услуг таможенных органов и не может превышать 100000 рублей. В ч. 2 ст. 153 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" предусмотрены основания для признания уплаты сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и пеней в бюджет ошибочной. При этом перечень оснований не является исчерпывающим - возможно признание иных ошибок, связанных с уплатой таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов. В п. 1 ст. 272 Таможенного кодекса Республики Беларусь также предусмотрен открытый перечень оснований для признания сумм уплаченных или взысканных таможенных платежей излишне уплаченными или взысканными.

Киотская конвенция содержит положение, в силу которого возврат пошлин и налогов производится в случаях, когда установлено, что произошло излишнее взыскание пошлин и налогов в результате ошибки при их начислении (стандартное правило 4.18 Специального приложения C). ТК и законодательство государств - членов Таможенного союза предусматривает уплату таможенных пошлин, налогов и определяет их размер. Необходимо отметить, что в силу ст. 70 ТК к таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; таможенные сборы. При этом Киотская конвенция предусматривает, что в национальном законодательстве определяются условия возникновения обязательств по уплате пошлин и налогов (стандартное правило 4.1 Специального приложения A). В силу п. 4 ст. 76 ТК сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин, если иное не установлено ТК. Сумма налогов, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу, если иное не установлено ТК. В связи с этим, размер таможенных платежей определяется исходя из положений законодательства государств - членов Таможенного союза, если иное не установлено ТК. В силу п. 2 ст. 115 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" ставки таможенных сборов устанавливаются Правительством Республики Казахстан. Аналогичная норма содержится и в ч. 1 ст. 130 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством Российской Федерации. В силу п. 3 ст. 249 Таможенного кодекса Республики Беларусь для целей исчисления таможенных платежей применяются ставки, соответствующие наименованию и (или) классификации товаров в соответствии с Таможенным тарифом Республики Беларусь, иными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь. Таким образом, ст. 89 ТК применяется только в отношении таможенных платежей, размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза. Это положение можно считать одним из условий признания таможенных платежей излишне уплаченными или излишне взысканными.

Другим обязательным условием признания таможенных платежей излишне уплаченными или излишне взысканными в силу ст. 89 ТК является идентификация указанных сумм денежных средств в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров. В силу Киотской конвенции возврат не осуществляется, если указанная сумма меньше минимальной суммы, установленной в национальном законодательстве (стандартное правило 4.24 Специального приложения C).

Комментарии и консультации юристов по ст 89 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 89 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.