Статья 83. Изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов

1. Изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов производится в форме отсрочки или рассрочки.

2. Основания, условия и порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин определяются международным договором государств - членов таможенного союза.Основания, условия и порядок изменения сроков уплаты налогов определяется законодательством государства - члена таможенного союза, в бюджет которого подлежат уплате налоги.

Комментарий к статье 83 ТК ТС

1. Комментируемая статья посвящена изменению сроков уплаты таможенных пошлин, налогов.

Так, согласно части первой комментируемой статьи изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов производится в следующих формах:
1) отсрочки;
2) рассрочки.

Под отсрочкой следует понимать способ уплаты таможенных пошлин, налогов, при котором уплата таможенных пошлин, налогов в полной сумме переносится на более поздний срок, чем это предусмотрено международным договором государств - членов таможенного союза, законодательством государства - члена таможенного союза. В свою очередь, под рассрочкой понимается способ уплаты таможенных пошлин, налогов, при котором уплата таможенных пошлин, налогов производится не в полной сумме, а по частям.

2. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет нормы, носящие отсылочный характер.

Так, согласно абз.1 ч.2 комментируемой статьи основания, условия и порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин определяются международным договором государств - членов таможенного союза.

Таким международным договором является, например, "Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин" от 21.05.2010, заключенное в г.Санкт-Петербурге (далее - Соглашение об уплате таможенных пошлин).

Согласно ст.2 Соглашения об уплате таможенных пошлин отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин могут предоставляться в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин предоставляются при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин в порядке, предусмотренном гл.12 комментируемого Кодекса (ст.3 Соглашения об уплате таможенных пошлин).

В соответствии с ч.1 ст.4 Соглашения об уплате таможенных пошлин решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин принимается по письменному заявлению плательщика: в Республике Беларусь, в Республике Казахстан - таможенным органом, которому подается таможенная декларация; в Российской Федерации - Федеральной таможенной службой либо определяемым ею таможенным органом.

Соглашение об уплате таможенных пошлин устанавливает закрытый перечень оснований для предоставления отсрочки или рассрочки. Так, согласно ст.6 Соглашения об уплате таможенных пошлин отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин предоставляются плательщику таможенных пошлин при наличии одного из следующих оснований:
- причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
- задержки плательщику таможенных пошлин финансирования из федерального (республиканского) бюджета или оплаты за выполненный этим лицом государственный заказ;
- ввоза товаров, подвергающихся быстрой порче;
- осуществления поставок в рамках международных договоров, одной из сторон которых является государство - член таможенного союза, если законодательством государства - члена таможенного союза не установлено, что данное обстоятельство не является основанием для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин;
- ввоза товаров, включенных в утвержденный перечень отдельных типов ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, в отношении которых могут быть предоставлены отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин;
- ввоза организациями, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность либо поставки для указанных организаций, посадочного или посевного материала, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники субпозиций 8424 81, 8433 51, 8433 59 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза, товаров для кормления животных, кроме кошек, собак и декоративных птиц;
- ввоза товаров, в том числе сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, для их использования в промышленной переработке.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин предоставляются в отношении товаров, которые будут помещаться под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ст.7 Соглашения об уплате таможенных пошлин).

При этом, отсрочка или рассрочка может быть предоставлена на срок не более шести месяцев, и на срок не более двух месяцев в отношении товаров, подвергающихся быстрой порче.

Предоставление отсрочки и рассрочки не является безвозмездным, за отсрочку или рассрочку уплаты таможенных пошлин взимаются проценты. Проценты начисляются в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза на суммы таможенной пошлины, срок уплаты которой был изменен, за период со дня, следующего за днем выпуска товаров, по день прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин. Проценты должны быть уплачены не позднее дня, следующего за днем прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин (ст.10 Соглашения об уплате таможенных пошлин).

Согласно абз.2 ч.2 комментируемой статьи основания, условия и порядок изменения сроков уплаты налогов определяются законодательством государства - члена таможенного союза, в бюджет которого подлежат уплате налоги.

В случае, если налог подлежит уплате в бюджет РФ, основания, условия и порядок изменения сроков его уплаты определяются Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 311.

Согласно ч.2 ст.133 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 отсрочка или рассрочка уплаты налогов может предоставляться по одному или нескольким видам налогов, а также в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части. Стоит обратить внимание, что отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляется при условии обеспечения уплаты суммы налогов в порядке, предусмотренном комментируемым Кодексом и Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 311.

Отметим, что отсрочка или рассрочка уплаты налогов в бюджет РФ предоставляется на срок от одного до шести месяцев (ч.4 ст.133 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311).

Кроме того, ст.134 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 устанавливает закрытый перечень оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов. Так, отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляется плательщику таможенных пошлин, налогов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
- задержки этому лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
- если товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;
- осуществления лицом поставок по международному договору Российской Федерации;
- если товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, являются товарами, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень отдельных типов ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, в отношении которых может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты налогов.

Стоит отметить, что за предоставление отсрочки и рассрочки уплаты налогов также уплачиваются проценты в размерах и порядке, установленных ст.120 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311.

Другой комментарий к статье 83 Таможенного Кодекса ТС

В ст. 83 ТК урегулированы отношения, связанные с изменением сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, под которым понимается перенос момента уплаты таможенных платежей на более поздний срок.

В указанной статье и национальном таможенном законодательстве государств - членов Таможенного союза предусмотрено две формы изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов - отсрочка и рассрочка.

Отсрочка представляет собой такую форму изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, при которой происходит отложение срока исполнения данной обязанности на определенный период (продление срока), по окончании которого вся сумма таможенного платежа вносится единовременно.

Применение рассрочки предполагает предоставление права уплаты всей суммы таможенного платежа определенными частями в установленные сроки (поэтапная уплата).

Легальные определения терминов "отсрочка" и "рассрочка" в ТК не даются. Национальное таможенное законодательство Российской Федерации и Республики Беларусь также не содержит их. В законодательстве Российской Федерации понятия "отсрочка" и "рассрочка" закреплены в п. 1 ст. 64 НК РФ, которая предусматривает, что отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока их уплаты при наличии оснований, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности. В таможенном законодательстве Республики Казахстан отсрочкой признается предоставление права плательщику на продление срока уплаты таможенной пошлины, а рассрочкой - предоставление права плательщику на поэтапную уплату таможенной пошлины равными долями в соответствии с графиком погашения указанной рассрочки (см. п. 3 ст. 134 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан").

При рассмотрении вопроса об изменении сроков уплаты таможенных пошлин, налогов необходимо учитывать положения Международной конвенции от 18 мая 1973 года "Об упрощении и гармонизации таможенных процедур" (Киотской конвенции), в соответствии со стандартным правилом 4.15 Специального приложения B которой в тех случаях, когда национальное законодательство предусматривает возможность отсрочки уплаты пошлин и налогов, в нем должны быть установлены условия предоставления такой возможности.

Применительно к изменению сроков уплаты таможенных пошлин, налогов ТК в зависимости от вида таможенных платежей предусматривает два уровня регулирования - наднациональный и национальный. Основания, условия и порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин определяются на наднациональном уровне - международным договором государств - членов Таможенного союза. Основания, условия и порядок изменения сроков уплаты налогов определяются на национальном уровне - законодательством государства - члена Таможенного союза, в бюджет которого подлежат уплате налоги.

Установление оснований предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин осуществляется исключительно на наднациональном уровне регулирования. Данным отношениям посвящено Соглашение от 21 мая 2010 года "Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин" <224>. В силу ст. 2 указанного Соглашения, отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин могут предоставляться в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части. Это соглашение устанавливает перечень оснований предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей (п. 1 ст. 6 Соглашения), который является открытым и допускает установление иных обстоятельств, не предусмотренных в нем. Так, согласно п. 3 ст. 6 Соглашения Евразийской экономической комиссией могут быть определены иные основания для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин либо приостановлено действие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, поименованных в Соглашении.

--------------------------------
<224> Бюллетень международных договоров. 2012. N 6.

Изменение сроков уплаты налогов осуществляется исключительно на национальном уровне в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза. В Российской Федерации следует руководствоваться ст. ст. 133 - 136 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"; в Республике Беларусь - ст. 45 Налогового кодекса Республики Беларусь; в Республике Казахстан - ст. 133 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан". Если национальное законодательство Российской Федерации и Республики Казахстан допускают возможность изменения сроков уплаты налогов, устанавливая основания, порядок и условия такого изменения, то в Республике Беларусь согласно п. 2 ст. ст. 45 Налогового кодекса Республики Беларусь от 19 декабря 2002 года N 166-З изменение срока уплаты налога не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных в Налоговом кодексе Республики Беларусь, таможенном законодательстве таможенного союза и (или) установленных Президентом Республики Беларусь.

Комментарии и консультации юристов по ст 83 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 83 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.