Статья 8. Отношение к информации, полученной таможенными органами

1. Любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, используется такими органами исключительно для таможенных целей, в том числе для предупреждения и пресечения административных правонарушений и преступлений.
2. Таможенные органы, их должностные лица, а также иные лица, получившие в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза доступ к информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну (секреты), и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.Таможенные органы одного государства - члена таможенного союза передают предоставленную им информацию государственным органам данного государства - члена таможенного союза, если такая информация необходима указанным органам для решения задач, возложенных на них законодательством данного государства - члена таможенного союза, в порядке и с соблюдением требований законодательства данного государства - члена таможенного союза по защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайны (секретов) и другой конфиденциальной информации, а также международных договоров государств - членов таможенного союза (часть в редакции Международного протокола от 16 апреля 2010 года.

Комментарий к статье 8 ТК ТС

1. Межгосударственный характер деятельности таможенных органов предполагает установление специального режима полученной в ходе такой деятельности информации. Данной информации официально не придан гриф секретности, но специальный режим свидетельствует о возможности использования полученной информации лишь в служебных целях, причем комментируемый кодекс определяет их как таможенные цели. Фактически подобный подход свидетельствует о возможности использования информации исключительно в целях обеспечения законного режима деятельности на таможенной территории. Таким образом, специальный режим использования служебной информации является одним из направлений обеспечения режима законности на территории таможенного союза и государств-участников.

Служебный характер использования информации налагает ряд ограничений на деятельность должностных лиц таможенных органов. В первую очередь, речь идет об обеспечении специального доступа к информации, т.е. получении разрешения уполномоченного органа на доступ к конфиденциальной информации. Поскольку деятельность таможенных органов находится в юрисдикции государств-участников союза, то и соответствующее разрешение должно выдаваться органами безопасности соответствующего государства. В Российской федерации доступ к конфиденциальной информации обеспечивается на основании разрешения ФСБ РФ, в Беларуси - КГБ Республики и т.п. Не предоставляя указанной информации категории охраняемой законом тайны, закон между тем вводит специальный режим, предусмотренный для работы со сведениями, отнесенными к категории государственной тайны, в частности, запрет на распространение полученной информации, в том числе использование ее в собственных интересах. Основанием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результате таможенной деятельности органов государственной власти является их соответствие действующим в данных органах перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности. Взаимная передача сведений, составляющих охраняемую законом тайну, осуществляется таможенными органами с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого находятся эти сведения. Таможенные органы, запрашивающие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, обязаны создать условия, обеспечивающие защиту этих сведений. Их руководители несут персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими тайну.

2. Режим секретности и служебного использования информации, полученной таможенными органами в ходе осуществления ими деятельности, не может рассматриваться в качестве основания для ограничения информационного взаимодействия государств-участников союза. Поскольку нормы комментируемого кодекса предусматривают ряд специальных предписаний, подлежащих реализации на территории таможенного союза, то закономерно возникает необходимость регламентации порядка осуществления информационного взаимодействия в рамках союза. Обеспечение такого взаимодействия составляет предмет правового регулирования комментируемой статьи. В частности, комментируемая правовая норма предусматривает обязанность содействия таможенным органам другого государства-члена союза в целях обеспечения им возможности осуществления профессиональной деятельности. В этой связи кодекс вменяет в обязанности уполномоченного субъекта предоставить необходимую информацию таможенным органам иного государства для осуществления им деятельности. Указанная обязанность распространяется исключительно на деятельность государств-участников Таможенного союза и только в случае объективной необходимости получения указанной информации. Следует также заметить, что предоставление ограниченной в обороте информации, влечет за собой встречную обязанность стороны, ее получившей, - обеспечить режим секретности такой информации и ее сохранности. Таким образом, допуск к рассматриваемой категории информации свидетельствует о том, что специальный режим ее сохранности должен быть обеспечен в полной мере, как должностными лицами уполномоченных органов, так и органами иных государств - членов союза. В то же время ограниченный характер распространения информации свидетельствует о том, что в отношении требований государств, не являющихся участниками Таможенного союза, в предоставлении соответствующей информации уполномоченным субъектом может быть отказано. Предоставление информации в рамках союза осуществляется в соответствии с правилами, установленными комментируемым кодексом, в отношении иных государств - в соответствии с правилами дипломатического обмена документами и информации, т.е. в ином порядке и посредством привлечения специальных субъектов.

Другой комментарий к статье 8 Таможенного Кодекса ТС

Основы правового режима информации, полученной таможенными органами, определены в ст. 8 ТК.

Для выполнения своих функций таможенные органы нуждаются в различного рода информации о лицах, участвующих в таможенных правоотношениях, товарах, перемещаемых через таможенную границу, и т.д.

Таможенные органы обладают правомочиями требовать документы и сведения, представление которых предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза и необходимо для выполнения задач таможенной службы (совершения таможенных операций, проведения таможенного контроля и т.д.).

Статья 8 ТК содержит норму, в соответствии с которой любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с предписаниями законодательства, может быть использована исключительно в таможенных целях, в том числе в целях предупреждения и пресечения административных правонарушений и преступлений. Данное правило соответствует стандартам Киотской конвенции и было закреплено в Таможенном кодексе Российской Федерации (ст. 10).

Законодательство предусматривает, что таможенные органы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны предотвращать несанкционированный доступ к информации, предупреждать возможность неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации и осуществлять постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации (ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации") <34>.

--------------------------------
<34> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

В ст. 44 ТК закреплено, что информационные ресурсы таможенных органов, сформированные на базе документов и сведений, представляемых при совершении таможенных операций, а также документов, необходимых для их совершения, имеют ограниченный доступ. Порядок формирования информационных ресурсов и доступа к ним определяется законодательством государств - членов Таможенного союза. В Российской Федерации соответствующие отношения регламентируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" <35>.

--------------------------------
<35> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3451.

Таможенное законодательство Таможенного союза уделяет особое внимание информационным системам и информационным технологиям в таможенном деле, выделив эту проблематику в отдельную главу ТК (глава 4).

Особый правовой режим устанавливается в отношении информации ограниченного распространения. Такая информация, во-первых, не должна разглашаться, во-вторых, не должна использоваться должностными лицами таможенных органов в личных целях и, в-третьих, не должна передаваться третьим лицам, а также государственным органам (за исключением отдельных случаев, когда законодательство предусматривает обязанность таможенного органа передавать информацию, например, иным правоохранительным органам с целью поддержания правопорядка и режима законности, борьбы с преступностью, налоговым органам и т.д.).

Под действие особого режима защиты подпадают:

а) информация, составляющая государственную тайну, то есть защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

б) информация, составляющая служебную или коммерческую тайну;

в) информация, составляющая налоговую тайну;

г) информация, составляющая банковскую тайну, то есть информация о банковских операциях, о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов банков;

д) любая иная конфиденциальная информация, то есть информация, которая не является общедоступной и может нанести ущерб правам и охраняемым интересам предоставившего ее лица.

Поступившие в таможенные органы сведения, составляющие охраняемую законом тайну, имеют специальный режим хранения и доступа к ним должностных лиц таможенных органов.

Таможенные органы одного государства - члена Таможенного союза передают предоставленную им информацию государственным органам данного государства - члена Таможенного союза при условии, что такая информация необходима указанным органам для решения задач, возложенных на них законодательством данного государства - члена Таможенного союза. При передаче информации в этом случае должны соблюдаться требования законодательства данного государства - члена Таможенного союза по защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайны и другой конфиденциальной информации, а также международных договоров государств - членов Таможенного союза.

Государства - члены Таможенного союза заключили Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств - членов Таможенного союза от 21 мая 2010 года <36>.

--------------------------------
<36> СЗ РФ. 2012. N 36. Ст. 4863.

Комментарии и консультации юристов по ст 8 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 8 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.