Статья 74. Льготы по уплате таможенных платежей

1. В настоящем Кодексе под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:
1) тарифные преференции;
2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин);
3) льготы по уплате налогов;
4) льготы по уплате таможенных сборов.

2. Тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза (часть дополнена Международным протоколом от 16 апреля 2010 года.Льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов таможенного союза.

Комментарий к статье 74 ТК ТС

1. Часть 1 комментируемой статьи содержит закрытый перечень видов льгот по уплате таможенных платежей, т.е. ни национальным законодательством, ни законодательством Таможенного союза не могут быть закреплены иные виды льгот.

Льгота - это предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных общих правил, обязанностей и т.п.

________________
Юридическая энциклопедия/ под ред. М.Ю.Тихомирова. М.: Юринформцентр. С.231.

В соответствии со ст.34 закона РФ от 21.05.93 N 5003-1 "О таможенном тарифе" под тарифной льготой в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины. При этом в комментируемой статье законодатель отождествляет термин "тарифная льгота" с термином "льгота по уплате таможенных пошлин".

В соответствии со ст.36 закона РФ от 21.05.93 N 5003-1 "О таможенном тарифе" под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.

Законодатель выделил также льготы по уплате налогов, которые выражаются в уменьшении ставки налога на добавленную стоимость либо освобождения от их уплаты, а также освобождение от уплаты таможенных сборов. Правильность применения льгот часто становится предметом судебного разбирательства.

Так, например, в деле N А73-1358/2013 арбитражный суд удовлетворил заявление истца о признании незаконными решения Хабаровской таможни и об отмене в порядке ведомственного контроля решения Приамурского таможенного поста таможни в подтверждение заявленной декларантом налоговой ставки 10% в отношении товара, а также обязании вернуть необоснованно взысканные денежные средства.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет, каким законодательством устанавливаются те или иные льготы. Так, тарифные преференции могут быть определены только на уровне законодательства Таможенного союза либо международными договорами. 12.12.2008 был подписан Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза. Евразийской экономической комиссии предоставлены полномочия по утверждению стран происхождения товаров, а также перечня отдельных товаров, в отношении которых предоставляются тарифные преференции.

Виды тарифных льгот, порядок и случаи предоставления тарифных льгот отнесены исключительно к ведению таможенного союза без оговорки на применение их при ввозе или вывозе товаров, как правило, они устанавливаются решениями Евразийской экономической комиссии. В то же время ч.1 ст.34 Закона РФ от 21.05.93 N 5003-1 "О таможенном тарифе" закрепляет, что в отношении ввоза товаров применяются акты таможенного союза при установлении льгот, а в отношении вывоза товаров нормативное регулирование осуществляется актами Российской Федерации, например, ст.35 этого же закона. При этом возникает вопрос о правомерности действия ст.35 закона РФ от 21.05.93 N 5003-1 "О таможенном тарифе", который содержит перечень товаров, при вывозе которых лица освобождаются от уплаты вывозных таможенных пошлин, а также закрепления полномочий Правительства РФ о предоставлении льгот в виде освобождении от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины.

Все, что касается льгот по уплате налогов и таможенных сборов отнесено к ведению органов государственной власти каждого государства и определяется в национальном законодательстве. В России льготы по уплате НДС и акцизов определены в Налоговом кодексе РФ.

Другой комментарий к статье 74 Таможенного Кодекса ТС

Статья 74 содержит перечень видов льгот, образующих понятие "льготы по уплате таможенных платежей".

К льготам по уплате таможенных платежей отнесены тарифные преференции. Под преференциями (от лат. praeferre - предпочитать) в международной торговле понимаются льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны.

Тарифные преференции - это льготы по уплате ввозных и вывозных таможенных пошлин, которые применяются в зависимости от страны происхождения товара, перемещаемого через таможенную границу, и устанавливаются в отношении всех товаров или отдельных их видов. Предоставление тарифных преференций является одним из инструментов осуществления торговой политики.

Тарифные преференции могут распространяться на товары, происходящие из государств, образующих вместе с данным государством зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза, а также товары, происходящие из развивающихся стран - пользователей национальной или международной (многосторонней) системой преференций.

В рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) с 1971 года стала создаваться Общая система преференций, в соответствии с которой промышленно развитыми странами в одностороннем порядке предоставляются тарифные льготы в пользу развивающихся стран. В мировой внешнеторговой практике импорт из наименее развитых стран осуществляется, как правило, на беспошлинной основе, а из остальных развивающихся стран подлежит обложению таможенными пошлинами по ставкам, вдвое меньшим, чем обычные (базовые).

Основываясь на Соглашении о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации подписали Протокол о единой системе тарифных преференций Таможенного союза от 12 декабря 2008 года <205>. Российская Федерация ратифицировала Протокол Федеральным законом от 28 ноября 2009 года N 301-ФЗ <206>.

--------------------------------
<205> Бюллетень международных договоров. 2010. N 10.
<206> СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5751.

Предоставление тарифных преференций при ввозе на таможенные территории государств Таможенного союза или единую таможенную территорию товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, исключительно в соответствии с указанным Протоколом начинается с даты предоставления Комиссии Таможенного союза полномочий по введению Единого таможенного тарифа. До этого времени допускается применение национальных систем преференций государств - участников Таможенного союза.

Евразийская экономическая комиссия утверждает:

а) перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций, в который включаются страны, не классифицируемые Всемирным банком как страны с высоким уровнем дохода;

б) перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций, в который включаются страны, входящие в список наименее развитых стран ООН;

в) основной и дополнительный перечни <207> товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.

--------------------------------
<207> Количество позиций основного перечня не может превышать 20%, а дополнительного списка - 5% общего количества подсубпозиций единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

В Российской Федерации законодательные основы национальной системы тарифных преференций установлены в ст. 36 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".

Другой разновидностью льгот по уплате таможенных платежей являются тарифные льготы, под которыми понимаются льготы по уплате ввозных и вывозных таможенных пошлин. Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с ТК и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза. Основываясь на положениях статей 5 и 6 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации подписали Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года <208>.

--------------------------------
<208> Бюллетень международных договоров. 2010. N 10.

Предоставление тарифных льгот предусматривается многими международными договорами Российской Федерации - как многосторонними, так и двусторонними. В качестве примера многостороннего договора можно привести Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 года <209>, в которой содержатся нормы, предоставляющие тарифные льгот дипломатическим органам и их сотрудникам.

--------------------------------
<209> Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. N 18. Ст. 221.

Льготы по уплате налогов, относящихся к таможенным платежам, определяются законодательством государств - членов Таможенного союза. В НК РФ льготы по уплате НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, установлены в ст. ст. 149 - 151, а по уплате акцизов на ввозимые товары - в ст. ст. 183 - 185.

Законодательством государств - членов Таможенного союза определяются также льготы по уплате таможенных сборов, еще одной разновидности льгот по уплате таможенных платежей. Случаи освобождения от уплаты таможенных сборов в Российской Федерации установлены в ст. 131 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Комментарии и консультации юристов по ст 74 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 74 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.