Статья 73. Авансовые платежи

1. Авансовыми платежами признаются денежные средства (деньги), внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством государств - членов таможенного союза (пункт в редакции Международного протокола от 16 апреля 2010 года.
2. Авансовые платежи уплачиваются в валюте государства - члена таможенного союза, на территории которого эти платежи предполагается использовать в целях уплаты таможенных платежей.

3. Денежные средства (деньги), уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежных средств (денег), внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, до тех пор, пока лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, уплатившего авансовые платежи, рассматриваются представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства (деньги) в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (пункт в редакции Международного протокола от 16 апреля 2010 года.

4. По требованию плательщика таможенный орган представляет отчет о расходовании денежных средств (денег), уплаченных в качестве авансовых платежей, но не более чем за период, установленный законодательством государств - членов таможенного союза для возврата авансовых платежей.Отчет представляется в письменной форме в порядке и сроки, которые определены законодательством государств - членов таможенного союза.

5. Возврат авансовых платежей осуществляется в соответствии со статьей 90 настоящего Кодекса.Распоряжение невостребованными суммами авансовых платежей производится в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

6. Формы уплаты авансовых платежей устанавливаются законодательством государств - членов таможенного союза (пункт дополнительно включен Международным протоколом от 16 апреля 2010 года).

Комментарий к статье 73 ТК ТС

1. Часть 1 комментируемой статьи фактически определяет порядок отражения денежных средств, которые были перечислены плательщиком без указания точного назначения платежа либо распределения сумм по конкретным видам платежа. При этом такие платежи устанавливаются в отношении конкретных товаров и именно внутренним законодательством государств-членов таможенного союза.

Данная норма применяется исключительно для вывозных таможенных пошлин, налогов (НДС и акцизов), таможенных сборов. Необходимо обратить внимание, что авансовые платежи не устанавливаются для ввозных таможенных пошлин. Определение каждого перечисленного таможенного платежа смотри в комментарии к ч.1 ст.70 ТК ТС.

2. Под валютой понимают денежную единицу, являющуюся законным средством платежа на территории определенного государства в соответствии с национальным законодательством. Таким образом, часть 2 комментируемой статьи определяет, что авансовые платежи могут быть уплачены в российских рублях, в белорусских рублях, тенге. Основанием для выбора валюты уплаты является территориальный признак, т.е. на территории какого государства будут использованы денежные средства в целях уплаты таможенных сборов.

В то же время необходимо обратить внимание, что часть 2 комментируемой статьи применяется к таможенным платежам, перечень которых закреплен в ст.70 Таможенного Кодекса Таможенного Союза (см. комментарий к ст.70), при этом часть 1 комментируемой статьи не применяется для ввозных таможенных пошлин, поскольку в ней закреплен исчерпывающий перечень платежей, что фактически приводит к противоречиям и влечет вопрос о возможности уплаты авансом ввозных таможенных пошлин.

3. Часть 3 комментируемой статьи закрепляет режим денежных средств, уплаченных авансом. Во-первых, определено право собственности плательщика на такие денежные средства, т.е., несмотря на то, что они находятся на бюджетных счетах (в России - на счетах Федерального казначейства РФ), распорядиться ими таможенные органы по своему усмотрению не могут, и право собственности прекратится только при условии, если плательщик даст распоряжение о зачислении их в качестве конкретного платежа. Утрата права собственности возможна в случае обращения взыскания на такой авансовый платеж, т.е. должно быть вынесено соответствующее судебное решение. Во-вторых, авансовые платежи не могут рассматриваться в качестве обеспечения исполнения обязательств плательщика.

Часть 3 комментируемой статьи также определяет форму распоряжения плательщика: таможенная декларация, заявления.

Понятие "таможенной декларации" определено в ч.24 ст.4 комментируемого кодекса.

Заявление может быть подано на следующие действия:
- возврат авансовых платежей;
- совершения иных действий.

Исходя из буквального толкования, под иными действиями законодатель понимает действия по намерению использовать денежные средства в качестве таможенных платежей (перечень определен ст.70 комментируемого кодекса) либо обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. Таким образом, плательщик не может использовать такие денежные средства для обеспечения уплаты таможенных сборов, но при этом может заявлять о намерении использовать их в качестве таковых платежей.

Так, например, в деле N А51-2733/2011 Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 08.09.2011 отказал в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя об оспаривании ненормативного акта таможенного органа об отказе в выпуске товара по причине отсутствия распоряжения истцом авансовыми платежами, что повлекло невнесение обеспечения уплаты таможенных платежей.

4. Часть 4 комментируемой статьи закрепляет обязанность таможенных органов отчитываться перед плательщиком по использованию авансовых платежей.

Комментируемый Кодекс определяет только письменную форму отчета. Бланк формы отчета утвержден Приказом ФТС РФ от 23.12.2010 N 2554 "Об утверждении форм подтверждения уплаты таможенных пошлин, налогов и отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей". Порядок и сроки предусмотрены в национальном законодательстве. Так согласно ст.121 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 таможенные органы обязаны предоставить отчет не позднее 30 дней с даты получения письменного заявления от лица, сделавшего авансовый платеж. В соответствии со ст.25 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 таможенные органы несут административную, уголовную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность за неправомерные действия (бездействия), принятые решения. В случае неправомерного использования авансового платежа вред, причиненный таким образом лицам, подлежит возмещению в соответствии с действующим законодательством РФ.

Отчетный период ограничен сроком возврата авансовых платежей и определяется в национальном законодательстве государств - членов таможенного союза. В соответствии со ст.122 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 такой период составляет три года со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей, а если такого распоряжения об использовании авансовых платежей не производилось, то срок исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства РФ.

5. Часть 5 комментируемой статьи определяет, что процедура возврата авансовых платежей устанавливается исключительно в ст.90 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ст.90).

В случае, если от плательщика не поступило распоряжения об использовании денежных средств либо заявления о возврате либо о совершении иных действий, то такие суммы рассматриваются законодательством как невостребованные и процедура их распоряжения определяется национальным законодательством в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 311. Возникает вопрос о сроке, в течение которого денежные средства будут рассматриваться как авансовые платежи, принадлежащие плательщику. В соответствии с ч.2 ст.122 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 в случае, если в течение трех лет с даты последнего распоряжения об использовании авансовых платежей, а если такого распоряжения не производилось, то со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства РФ, лицо не заявит о возврате денежных средств либо об их использовании, то невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат. Подобное положение действующего законодательства вызывает ряд споров, поскольку фактически указанная норма предусматривает возможность лишения лица права собственности на принадлежащее ему имущество.

6. Часть 6 комментируемой статьи является отсылочной нормой, согласно которой форма уплаты определяется национальным законодательством. В соответствии со ст.116 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 таможенные платежи уплачиваются юридическими лицами в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет Федерального казначейства, также возможно осуществление платежей с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов, может осуществляться централизованно в соответствии с заключенным с таможенным органом специальным соглашением, независимо от места нахождения таможенного органа, где будет подана декларация. Уплата физическими лицами таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования может осуществляться в кассу таможенного органа.

Другой комментарий к статье 73 Таможенного Кодекса ТС

Статья 73 посвящена авансовым платежам, которые в соответствии с ТК могут уплачиваться только при экспорте. Они вносятся в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в валюте государства - члена Таможенного союза, на территории которого эти платежи предполагается использовать.

Авансовые платежи не идентифицируются плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров. Их особенностью является то, что они являются имуществом лица, их внесшего, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей или денежных средств, внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов, до тех пор, пока лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу (например, путем подачи от его имени таможенной декларации или заявления на возврат авансовых платежей) либо сам таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи.

За плательщиком сохраняется право контролировать авансовые платежи. По его требованию таможенный орган обязан представить письменный отчет о расходовании денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей (однако не более чем за период, установленный для возврата авансовых платежей). При возврате авансовых платежей применяются нормы ст. 90 ТК, устанавливающие порядок возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.

К предметам законодательного регулирования на уровне государства - члена Таможенного союза отнесены вопросы: установления самих авансовых платежей; определения периода их возврата; порядка и сроков представления отчетов о расходовании авансовых платежей; распоряжения невостребованными суммами авансовых платежей; установления форм уплаты авансовых платежей.

Порядок уплаты и возврата авансовых платежей в Российской Федерации установлен ст. ст. 121 - 122 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Авансовые платежи уплачиваются на счета Федерального казначейства. По письменному заявлению лица, внесшего авансовые платежи, таможенный орган не позднее 30 дней со дня получения такого заявления обязан представить отчет о расходовании авансовых платежей, но не более чем за три года, предшествующие указанному заявлению. Форма отчета о расходовании авансовых платежей утверждается ФТС России.

В случае несогласия лица, внесшего авансовые платежи, с результатами отчета таможенного органа проводится совместная выверка расходования денежных средств этого лица. Результаты такой выверки оформляются актом по форме, утверждаемой ФТС России.

Возврат авансовых платежей осуществляется, если соответствующее заявление подано лицом, внесшим авансовые платежи, или его правопреемником в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.

Комментарии и консультации юристов по ст 73 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 73 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.