Статья 70. Таможенные платежи

1. К таможенным платежам относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
5) таможенные сборы.

2. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для взимания ввозной таможенной пошлины, если иное не установлено настоящим Кодексом (пункт дополнен Международным протоколом от 16 апреля 2010 года.
3. В отношении товаров для личного пользования настоящий раздел применяется с учетом особенностей, установленных главой 49 настоящего Кодекса и международным договором государств - членов таможенного союза (пункт дополнительно включен Международным протоколом от 16 апреля 2010 года).

Комментарий к статье 70 ТК ТС

1. При перемещении товаров через таможенную границу как при ввозе, так и при вывозе подлежат уплате обязательные таможенные платежи. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет закрытый перечень платежей, которые относятся к таможенным платежам, тем самым устанавливая, что иных платежей применяться не может в границах Таможенного союза в связи с пересечением таможенной территории. При этом вопрос определения самого термина "таможенный платеж" не нашел своего закрепления ни в Таможенном кодексе Таможенного союза, ни в иных нормативных актах. При этом необходимо отметить, что данный термин встречается в ряде нормативных актов Российской Федерации: Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ.

По своей природе все указанные платежи обладают обязательным характером взимания и связаны прямо либо косвенно с перемещением через таможенную границу Таможенного союза.

Исходя из положений части 1 комментируемой статьи, можно сделать вывод, что при ввозе на территорию Таможенного союза подлежат уплате следующие платежи: ввозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акциз (акцизы), таможенные сборы. При вывозе с таможенной территории Таможенного союза подлежат уплате: вывозная таможенная пошлина, таможенные сборы.

Таможенные платежи уплачиваются в связи с перемещением через таможенную границу товаров. Значение термина "товар", применяемое в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, закреплено в ст.4 комментируемого нормативного акта (см. комментарий к ч.35 ст.4). Перемещение может выражаться ввозом на таможенную территорию либо вывозом с таможенной территории. Указанные термины определены в ч.3 и 4 ст.4 ТК ТС соответственно (см. комментарий к ст.4 комментируемого Кодекса).

Легальное определение общего термина "таможенная пошлина" закреплено в ст.4 ТК ТС (см. комментарий к ч.5 ст.4 комментируемого Кодекса). При этом в ст.2 Соглашения от 20.05.2010 "Об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)" под ввозной таможенной пошлиной понимают обязательный платеж, взимаемый таможенными органами Таможенного союза в связи с ввозом товаров на таможенную территорию таможенного союза.

Легальное определение термина "вывозная таможенная пошлина" отсутствует в законодательстве РФ, а также в нормативных актах Таможенного союза, то есть действующее законодательство содержит исключительно положения о порядке расчета и уплаты. При этом по аналогии с ввозной таможенной пошлиной можно дать следующее определение: вывозная таможенная пошлина - это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами Таможенного союза в связи с вывозом товаров с таможенной территории таможенного союза.

Использование ввозных и вывозных таможенных пошлин является таможенно-тарифным регулированием, применяемым государством для регулирования внешней торговли в соответствии со ст.2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

В соответствии со ст.1 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, и акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, являются косвенными налогами. Соответственно порядок их уплаты и исчисления определен комментируемым кодексом, названным соглашением, внутренним налоговым законодательством каждой страны, являющейся членом Таможенного союза, для Российской Федерации - Налоговым кодексом РФ.

Термин "таможенные сборы" рассматривается в ст.72 Таможенного кодекса Таможенного союза (см. комментарий к ст.72).

2. Часть 2 комментируемой статьи применяется исключительно к правоотношениям, возникающим в связи с ввозом товаров. Данная норма является диспозитивной, т.е. субъекту внешнеторговой деятельности для того, чтобы определить наличие обязанности уплачивать специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, необходимо обратиться вначале к международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза: между Россией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, а также к внутреннему законодательству каждого государства.

Нужно обратить внимание, что указанные в ч.2 комментируемой статьи пошлины не относятся к таможенным платежам, что связано, прежде всего, с целью их введения. Необходимость их введения возникает в тех случаях, "если импорт товаров наносит существенный (материальный, серьезный) ущерб или создает угрозу причинения существенного (материального, серьезного) ущерба отрасли национальной экономики и только после проведенного расследования".

________________
Денисова А.Ю. Правовые основы применения антидемпинговых пошлин в таможенном союзе в рамках ЕВРАЗЭС: особенности их применения в переходный период// Таможенное дело. 2013. N 2.//Электронный доступ СПС Кoнсультант плюc.

Рассмотрим, что понимается под каждой из таких пошлин и каким образом устанавливается порядок их уплаты. В соответствии со ст.2 Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25.01.2008 под антидемпинговой пошлиной понимается пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами государств - Сторон вышеуказанного Соглашения (далее - государств Сторон) независимо от ввозной таможенной пошлины.

В статье 2 этого же Соглашения компенсационная пошлина определена как пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами государств Сторон независимо от ввозной таможенной пошлины; а специальная пошлина определена как пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами государств Сторон независимо от ввозной таможенной пошлины.

Указанные в 3 части комментируемой статьи виды пошлин не являются элементом таможенно-тарифного регулирования. Если анализировать положения Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25.01.2008, то в нем не установлено непосредственно, что специальные, антидемпинговые и компенсационные меры относятся к нетарифному регулированию, поскольку перечень мер нетарифного регулирования дан исчерпывающий. При этом в соответствии со ст.20 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ названные меры относятся к нетарифному регулированию. Такое соотношение норм говорит о наличии противоречия нормативных актов либо о наличии пробела в Соглашении, подписанном в рамках Таможенного союза, который необходимо устранить во избежание неоднозначного толкования в рамках национального законодательства государств-членов Таможенного союза.

Установление специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин производится в соответствии с принятыми решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии. Решение о введении указанных пошлин выносится после проведения расследования. Производители в государствах-членах Таможенного союза вправе подготовить заявления:
- о применении специальной защитной меры в отношении возросшего импорта товара, ввозимого на единую таможенную территорию Таможенного союза и наносящего серьезный ущерб отрасли экономики государств-членов Таможенного союза, в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке заявления о применении специальной защитной меры, разработанными Департаментом защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии;
- о применении компенсационной меры в отношении субсидируемого импорта товара, ввозимого на единую таможенную территорию Таможенного союза и наносящего материальный ущерб/создающего угрозу причинения материального ущерба/замедляющего создание отрасли экономики государств-членов Таможенного союза, в соответствии с Методическими рекомендациями о подготовке заявления о применении компенсационной меры, разработанными Департаментом защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии.

Например, решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.04.2013 N 65, согласно которому установлена антидемпинговая пошлина в отношении ввозимых на единую таможенную территорию холоднодеформированных бесшовных труб из нержавеющей стали, происходящих из Китайской Народной Республики; решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.05.2013 N 113, согласно которому была установлена антидемпинговая пошлина на некоторые легкие коммерческие автомобили.

На практике возникают споры о правильности применения таможенными органами специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин. Субъекты предпринимательской деятельности оспаривают обоснованность их применения. Так, например, в деле N А40-23894/12-149-222 арбитражный суд г.Москвы решением от 13.06.2012 удовлетворил заявление ООО "Метинвест Евразия" о признании недействительным требования Федеральной таможенной службы, Брянской таможни об уплате антидемпинговой пошлины, а также обязании вернуть денежные средства. В деле N А44-797/2011 арбитражный суд Новгородской области решением от 01.07.2011 признал обоснованным требование таможенного органа о необходимости уплаты антидемпинговой пошлины.

В случае уклонения от уплаты специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин действующее законодательство предусматривает применение мер административной ответственности. Порядок их применения определен решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 19.11.2010 N 59, а также Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительства Республики Казахстан от 25.01.2008.

3. Часть 3 комментируемой статьи определяет ограничения применения раздела Таможенные платежи в случае, если субъекты перемещают через таможенную границу Таможенного союза товары, предназначенные для личного пользования. Термин "товары для личного пользования" определен в ч.36 ст.4 комментируемого Кодекса (см. комментарии к ст.4).

В этом случае будут применяться положения главы 49 "Особенности перемещения товаров для личного пользования" комментируемого Кодекса.

Страны-члены Таможенного союза вправе принимать иные международные договоры для регулирования правоотношений по перемещению товаров для личного пользования. Таким образом, установлены отдельные особенности в Соглашении от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском".

Другой комментарий к статье 70 Таможенного Кодекса ТС

В ст. 70 ТК установлены виды обязательных платежей, взимаемых таможенными органами в связи с осуществлением таможенного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС и составляющих понятие "таможенные платежи".

Определения таможенных платежей в ТК не содержится; в нем лишь перечислены виды таможенных платежей. Перечисленные в ст. 70 ТК платежи объединяет то, что все они взимаются, как правило, таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

В перечне таможенных платежей объединены обязательные платежи, которые различаются как по юридической природе, так и по экономическому содержанию. Среди таможенных платежей выделяются три основные группы:

1) таможенные пошлины - обязательные платежи, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу (подп. 25 п. 1 ст. 4 ТК);

2) налоги (НДС и акцизы), установленные законодательством о налогах и сборах государств - членов Таможенного союза;

3) таможенные сборы - обязательные платежи неналогового характера, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных ТК и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза (ст. 72 ТК).

Следует отметить, что одно из основных понятий таможенного права - "таможенные платежи" - оказалось неунифицированным в рамках Таможенного союза. Так, в Кодексе Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" (ст. 4, п. 1 подп. 21) под таможенными платежами понимаются ввозные и вывозные таможенные пошлины, а также таможенные сборы, подлежащие уплате в бюджет плательщиком в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза. Понятию таможенные платежи в смысле ст. 70 ТК в Республике Казахстан соответствует понятие "таможенные платежи и налоги".

В Таможенном кодексе Республики Беларусь к таможенным платежам отнесены также специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Таким образом, понятие "таможенные платежи" по таможенному законодательству Республики Беларусь оказалось более емким, чем таможенное законодательство Таможенного союза, законодательство Российской Федерации о таможенном деле и таможенное законодательство Республики Казахстан.

Отметим также, что в законодательстве Российской Федерации понятие "таможенные платежи" используется не только в таможенном законодательстве. Оно встречается, например, в БК РФ (ст. 78), НК РФ (ст. ст. 2, 38, 346.16 и др.), КоАП РФ (ст. 16.22), УК РФ (ст. 194). Термин "таможенные платежи", используемый в актах различных отраслей законодательства Российской Федерации, следует понимать в смысле ст. 70 ТК.

Кратко охарактеризуем основные виды таможенных платежей, обозначенные в ст. 70 ТК.

Таможенная пошлина представляет собой инструмент таможенно-тарифного регулирования, осуществляемого в Российской Федерации и других государствах Таможенного союза путем установления ввозных и вывозных таможенных пошлин (см., например, ст. 19 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности") <195>.

--------------------------------
<195> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

Ввозные таможенные пошлины, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, взимаются в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза: ТК, Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании (25 января 2008 года) <196>, Протоколом об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа (12 декабря 2008 года) <197>, и др. Ставки ввозных таможенных пошлин систематизированы в Едином таможенном тарифе Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (утвержден решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года N 18, решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года N 130) <198>. Единый таможенный тариф был утвержден со сроком вступления в силу с 1 января 2010 года.

--------------------------------
<196> Бюллетень международных договоров. 2010. N 10.
<197> Бюллетень международных договоров. 2010. N 10.
<198> РГ. 30.11.2009. N 227/1.

По общему правилу (п. 2 ст. 77 ТК) для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза, если иное не предусмотрено ТК и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Общие положения взимания вывозных таможенных пошлин, уплачиваемых при вывозе товаров с таможенной территории Таможенного союза, определены в Соглашении о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран (25 января 2008 года) <199>. В соответствии с этим Соглашением (ст. 1) каждая из стран - участниц Таможенного союза формирует перечень облагаемых товаров с указанием ставок вывозных таможенных пошлин и передает Евразийской экономической комиссии, которая информирует другие страны-участницы и составляет сводный перечень товаров с указанием ставок вывозных таможенных пошлин. В перечни товаров или в ставки вывозных таможенных пошлин возможно внесение изменений по согласованию с иными странами-участницами (ст. 4 Соглашения).

--------------------------------
<199> Текст Соглашения размещен на сайте Таможенного союза: //www.tsouz.ru/Docs/IntAgrmnts/Pages/S_o_vivozn_poshl_3strani.aspx.

Налог на добавленную стоимость (далее - НДС) и акцизы устанавливаются в странах-участницах актами национального законодательства. В Российской Федерации - НК РФ, в Республике Беларусь - Налоговым кодексом Республики Беларусь 2003 года, в Казахстане - Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", принятым в 2008 году и вступившим в силу с 1 января 2009 года.

Таможенные органы взимают НДС и акцизы с товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза. В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. В ст. 182 НК РФ одним из объектов обложения акцизами признается ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Обратим внимание на важную особенность в определении налоговой составляющей таможенных платежей по законодательству Казахстана. В соответствии со ст. 113 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" к таможенным платежам и налогам относятся: а) НДС, взимаемый при ввозе товаров на территорию Республики Казахстан; б) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Порядок взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при импорте товаров на территорию одного государства - участника Таможенного союза с территории другого государства-участника установлен в Соглашении о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе <200> (25 января 2008 года).

--------------------------------
<200> Текст Соглашения размещен на сайте Таможенного союза: //www.tsouz.ru/Docs/IntAgrmnts/Pages/Sogl_kosvnal_250108.aspx.

В соответствии с п. 2 ст. 77 ТК для целей исчисления НДС и акцизов применяются ставки, установленные законодательством государства - члена Таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

Регулирование таможенных сборов осуществляется преимущественно на национальном уровне. В соответствии с п. 2 ст. 72 ТК виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств - членов Таможенного союза. В ТК закрепляется принцип, в соответствии с которым размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор (п. 3 ст. 72 ТК).

В п. 2 ст. 70 ТК предусматривается распространение порядка взимания ввозной таможенной пошлины на специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины (иначе называемые защитными пошлинами). Важно отметить, что сами защитные пошлины не относятся к таможенным платежам и не являются разновидностью таможенных пошлин. Они представляют собой один из инструментов нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины взимаются таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Специальная пошлина применяется при введении специальной защитной меры по ограничению возросшего импорта на единую таможенную территорию государств Таможенного союза; антидемпинговая пошлина - при введении антидемпинговой меры, нацеленной на противодействие демпинговому импорту (то есть импорту товара по цене ниже его нормальной стоимости); компенсационная пошлина - при введении компенсационной меры, нейтрализующей воздействие специфической субсидии <201> экспортирующего иностранного государства на отрасль экономики государств Таможенного союза.

--------------------------------
<201> Субсидия экспортирующего иностранного государства является специфической, если субсидирующим органом или законодательством экспортирующего иностранного государства к пользованию субсидией допускаются только отдельные организации (ст. 21 Соглашения "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам" (25 января 2008 года)).

Защитные пошлины устанавливаются в соответствии с:

а) международными договорами государств - членов Таможенного союза - Соглашением "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам" <202> (25 января 2008 года);

--------------------------------
<202> СЗ РФ. 2010. N 42. Ст. 5299.

б) законодательством государств - членов Таможенного союза: в Российской Федерации - Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" <203>; в Республике Казахстан - Законами Республики Казахстан от 28 декабря 1998 года N 337-I "О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров", от 13 июля 1999 года N 421-I "Об антидемпинговых мерах", от 16 июля 1999 года N 441-1 "О субсидиях и компенсационных мерах"; в Республике Беларусь - Законом Республики Беларусь от 25 ноября 2004 года N 346-З "О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами".

--------------------------------
<203> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4851.

В п. 3 ст. 70 ТК установлено, что в отношении товаров для личного пользования установленный ТК порядок расчета и взимания таможенных платежей применяется с учетом особенностей, установленных главой 49 ТК (см., например, ст. 360 "Уплата таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования", ст. 361 "Таможенная стоимость товаров для личного пользования"), а также международным договором государств - членов Таможенного союза - ст. ст. 12 - 16 Соглашения "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" <204> (от 18 июня 2010 года).

--------------------------------
<204> Текст Соглашения размещен на сайте Таможенного союза: //www.tsouz.ru/Docs/IntAgrmnts/Pages/fizlica.aspx.

Комментарии и консультации юристов по ст 70 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 70 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.