Статья 7. Правоохранительная деятельность таможенных органов

1. Таможенные органы государств - членов таможенного союза являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производство по которым в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза отнесено к ведению таможенных органов.
2. Таможенные органы государств - членов таможенного союза осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством этих государств преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами.Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами государств - членов таможенного союза в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза об оперативно-розыскной деятельности.
3. Таможенные органы государств - членов таможенного союза ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Комментарий к статье 7 ТК ТС

1. Наряду с реализацией основных задач таможенные органы наделены рядом полномочий и в сфере расследования отдельных категорий преступлений. В ведении таможенных органов могут находиться только те преступления, которые непосредственно связаны с нарушением таможенного режима государств и союза, незаконным пересечением таможенной границы, ввозом (вывозом) товаров с нарушением установленного порядка. Следует заметить, что таможенные органы наделяются компетенцией лишь в качестве органов дознания. Дознание представляет собой форму предварительного расследования, предусмотренную для расследования уголовных дел, по которым не обязательно производство предварительного следствия. Дознание производится по уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, перечень которых определен нормативно. В данном случае перечень таких составов регламентирован ч.1 комментируемой статьи. Уголовный кодекс РФ предусматривает возможность реализации полномочий дознавателя таможенными органами лишь в отношении контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей. Положения ч.1 комментируемой статьи расширяют указанный перечень, предусматривая возможность их привлечения в качестве дознавателей и по иным составам преступлений в соответствии с законодательством государств-членов союза.

2. Реализация функций дознания предполагает осуществление оперативно-розыскных мероприятий. Кодекс наделяет таможенные органы правом осуществления оперативно-розыскной деятельности, причем ее регламентация относится к исключительной компетенции государств-участников союза. Так, на территории России порядок осуществления ОРД таможенными органами РФ по преступлениям, отнесенным к их компетенции, регламентируется Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". Оперативно-розыскная деятельность - это вид деятельности, осуществляемой таможенными органами, уполномоченными на то федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Статья 13 Федерального закона N 144-ФЗ относит к числу компетентных органов таможенные органы России. Аналогичные понятия предусмотрены и Законом Республики Казахстан "Об оперативно-розыскной деятельности" от 15 сентября 1994 года N 154-13; и Законом Республики Беларусь от 9 июля 1999 года N 289-З "Об оперативно-розыскной деятельности". Осуществление оперативно-розыскной деятельности составляет исключительную компетенцию законодательства государств-участников союза и осуществляется по установленным ими правилам. В этой связи отсутствует потребность формирования специальных требований к ее реализации в рамках Таможенного союза. Более того, поскольку ОРД осуществляется таможенными органами государств-участников, у самого союза отсутствуют специальные органы, то и отсутствует потребность в формировании специальных правовых норм, регламентирующих такую деятельность.

3. Специальные полномочия таможенных органов предусмотрены ч.3 комментируемой статьи. Кодекс наделяет их правомочиями в области административного процесса, предоставляя им право привлечения виновных лиц к административной ответственности. Правила административного производства и порядок привлечения к ответственности регламентируются внутригосударственным законодательством. В этой связи, являясь органами государственной власти соответствующей страны-участницы союза, таможенные органы призваны реализовывать отдельные функции государства. Реализация таких функций осуществляется исключительно в соответствии с правилами, установленными соответствующим государством.

Другой комментарий к статье 7 Таможенного Кодекса ТС

Осуществляемая таможенными органами правоохранительная деятельность составляет предмет ст. 7 ТК. Выполняя правоохранительную функцию, таможенные органы могут выступать как: а) органы, наделенные полномочиями проводить неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных определенными статьями Уголовного кодекса; б) органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; в) органы, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях и привлекающие лиц к административной ответственности.

Полномочия таможенных органов при осуществлении ими правоохранительной деятельности закреплены соответствующими актами национального законодательства.

В Таможенном кодексе Республики Беларусь содержание правоохранительной деятельности раскрывается в параграфе 3 главы 33. В Кодексе Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" этим вопросам посвящена ст. 15. В Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации" отдельная глава посвящена проведению контролируемой поставки товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, - оперативно-розыскному мероприятию, осуществляемому таможенными органами (глава 46).

Статус таможенных органов как органов, наделенных полномочиями проводить неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных определенными статьями Уголовного кодекса, определяется в государствах - членах Таможенного союза актами уголовно-процессуального законодательства: Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18 декабря 2001 года N 174-ФЗ <29>, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 1999 года N 295-З и Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года N 206.

--------------------------------
<29> СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4921.

Так, ст. 157 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации таможенные органы Российской Федерации наделены полномочиями проводить неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации:

ст. 189 "Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники";

ст. 190 "Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран";

ст. 193 "Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте";

ст. 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица";

ст. 226.1 "Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей";

ст. 229.1 "Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ".

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами государств - членов Таможенного союза в соответствии с национальным законодательством об оперативно-розыскной деятельности. Право таможенных органов на осуществление оперативно-розыскной деятельности закреплено в ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <30>, ст. 7 Закона Республики Беларусь от 9 июля 1999 года N 289-З "Об оперативно-розыскной деятельности" и ст. 6 Закона Республики Казахстан от 15 сентября 1994 года N 154-XIII "Об оперативно-розыскной деятельности".

--------------------------------
<30> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349.

Таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством государств - членов Таможенного союза преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов. Они могут осуществлять оперативно-розыскную деятельность, исполняя запросы международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами.

Полномочиями вести производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к административной ответственности таможенные органы наделены: в Российской Федерации в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ <31>; в Республике Беларусь - Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года N 194-З и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 года N 194-З; в Республике Казахстан в Соглашении о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств - членов Таможенного союза - Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года N 155.

--------------------------------
<31> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

С целью координации усилий по борьбе с административными правонарушениями и преступлениями государства - члены Таможенного союза заключили ряд международных договоров и соглашений:

Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств-членов Таможенного союза от 5 июля 2010 года <32>;

--------------------------------
<32> СЗ РФ. 2012. N 32. Ст. 4476.

Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях от 5 июля 2010 года <33>.

--------------------------------
<33> СЗ РФ. 2012. N 32. Ст. 4474.

Комментарии и консультации юристов по ст 7 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 7 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.