Статья 66. Контроль таможенной стоимости товаров

Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками. Порядок осуществления контроля таможенной стоимости товаров устанавливается решением Комиссии таможенного союза.

Комментарий к статье 66 ТК ТС

1. Комментируемая статья определяет порядок осуществления таможенными органами контроля таможенной стоимости товаров.

Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами в рамках проведения таможенного контроля. При этом под таможенным контролем, согласно п.31 ч.1 ст.4 ТК ТС, понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза.

Таможенные органы вправе осуществлять контроль таможенной стоимости как до выдачи разрешения заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры (выпуском товаров), так и после выпуска товаров.

При контроле таможенной стоимости таможенными органами используется система управления рисками (СУР).

Базовые принципы и основные направления деятельности таможенных органов в рамках СУР определены Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото).

Согласно стандарту 6.3 главы 6 Генерального приложения Киотской конвенции при проведении таможенного контроля таможенная служба использует систему управления рисками. При этом таможенная служба применяет анализ рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, которые должны быть проверены, и степени такой проверки (стандарт 6.4), а также принимает стратегию оценки степени соблюдения законодательства в целях поддержки системы управления рисками (стандарт 6.5).

Согласно ч.8, 11 ст.127 ТК ТС под риском понимается степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств - членов таможенного союза, а под управлением риском следует понимать систематическую работу таможенных органов по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных операций, предусматривающую непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации.

2. Порядок контроля таможенной стоимости установлен решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (далее решение КТС N 376).

Целью контроля таможенной стоимости является выявление таможенными органами нарушений требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза в части нарушений при выборе и применении метода определения таможенной стоимости товаров, формировании структуры и величины таможенной стоимости, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.

Выбор конкретных форм таможенного контроля и таможенных операций, осуществляемых уполномоченным должностным лицом таможенного органа при контроле таможенной стоимости товаров, производится в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза по результатам использования СУР.

Необходимо отметить, что используемая таможенными органами при контроле таможенной стоимости информация не может носить произвольный характер.

Пунктом 6 решения КТС N 376 определено, что при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности:
- по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях, полученная в том числе с использованием программных средств таможенных органов (в частности, системы оперативного мониторинга таможенных деклараций);
- о биржевых торгах (котировках), ценах аукционов, а также из ценовых каталогов;
- полученная от государственных представительств (торговых представительств) государств - членов Таможенного союза за рубежом;
- полученная от государственных органов государств - членов Таможенного союза;
- полученная от предприятий и организаций, профессиональных объединений (ассоциаций), в том числе поставщиков, производителей оцениваемых, идентичных, однородных товаров, транспортных и страховых компаний.

Указанная информация может быть получена таможенными органами любым не запрещенным законодательством государств - членов Таможенного союза способом, в том числе с использованием сети Интернет и должна быть максимально сопоставимой с условиями анализируемой сделки, в рамках которой осуществляется контроль таможенной стоимости товаров.

3. Порядок контроля таможенной стоимости до выпуска товаров, определен разделом 2 решения КТС N 376.

Контроль таможенной стоимости товаров до их выпуска осуществляется в сроки выпуска товаров, установленные ст.196 ТК ТС, а именно не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено комментируемым Кодексом.

Порядок проведения контроля таможенной стоимости товаров после их выпуска определен разделом 4 Порядка, утвержденного решением КТС N 376.

Таможенные органы РФ вправе проводить контроль таможенной стоимости после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Ввезенные товары находятся, согласно ч.2 ст.96 ТК ТС, под таможенным контролем до:
- помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта;
- приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров таможенного союза в соответствии со ст.200 ТК ТС;
- помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза;
- обращения в собственность государства - члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства;
- фактического вывоза с таможенной территории таможенного союза;
- отнесения отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования;
- признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями.

4. Контроль таможенной стоимости после выпуска товаров проводится в рамках таможенного контроля в следующих формах:
1) проверка документов и сведений;
2) устный опрос;
3) получение объяснений;
4) таможенное наблюдение;
5) таможенный осмотр;
6) таможенный досмотр;
7) личный таможенный досмотр;
8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
9) таможенный осмотр помещений и территорий;
10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
11) проверка системы учета товаров и отчетности;
12) таможенная проверка.

Другой комментарий к статье 66 Таможенного Кодекса ТС

В ст. 66 ТК вводится понятие контроля таможенной стоимости товаров для обозначения соответствующих действий должностных лиц таможенных органов при осуществлении ими таможенного контроля товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза. Норма, содержащаяся в ст. 66 ТК, отсылает к Порядку контроля таможенной стоимости товаров, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза N 376.

В п. 5 Порядка контроля таможенной стоимости товаров указана главная цель таможенных органов при осуществлении данного вида таможенного контроля - проверка соблюдения требований законодательства Таможенного союза и национального законодательства государств-членов в части правильности выбора и применения методов определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.

Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом как при таможенном оформлении товаров, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками <193>.

--------------------------------
<193> Содержание понятия "система управления рисками" раскрывается в гл. 18 ТК и ст. 162 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

К формам контроля таможенной стоимости, осуществляемым до выпуска товаров, то есть при таможенном оформлении товаров, можно отнести все действия таможенных органов, совершающих таможенные операции, связанные с выпуском товаров, по контролю таможенной стоимости, как то: корректировка таможенной стоимости товаров (ст. 68 ТК), истребование дополнительной информации для подтверждения заявленных декларантом сведений по таможенной стоимости, проведение дополнительных проверок и др.

Что касается контроля таможенной стоимости после их выпуска, то данным видом таможенного контроля охватываются все действия таможенных органов, связанные с проведением последующих документальных проверок правильности и обоснованности решений, принятых таможенными органами по методам определения и величине таможенной стоимости при совершении таможенных операций.

Выбор таможенных операций, осуществляемых уполномоченным должностным лицом таможенного органа при контроле таможенной стоимости товаров, производится в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза по результатам использования СУР.

Так, в соответствии с п. 5 Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, и Регламента действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров, утвержденной Приказом ФТС России от 14 февраля 2011 года (далее - Приказ ФТС России N 272) <194>, проверка правильности декларирования и корректировки таможенной стоимости товаров независимо от выбранного декларантом метода ее определения включает следующие действия уполномоченных должностных лиц:

--------------------------------
<194> Таможенные ведомости. 2011 (извлечение). N 5.

1) проверку наличия документов, предусмотренных Перечнем документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров (Приложение N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров);

2) проверку правильности заполнения ДТС, которая включает в себя следующие действия:

- проверку полноты и правильности заполнения граф ДТС в соответствии с Порядком декларирования таможенной стоимости товаров;

- проверку соответствия информации, содержащейся в ДТС, сведениям, указанным в документах и в декларации на товары ДТ;

3) проверку правильности применения декларантом выбранного метода определения таможенной стоимости товаров, которая включает в себя следующие действия:

- проверку соответствия выбранного метода виду и условиям внешнеэкономической сделки;

- проверку соблюдения условий применения метода.

4) проверку правильности определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости, которая включает в себя следующие действия:

- проверку правильности определения основы для определения таможенной стоимости;

- проверку полноты включения компонентов в основу для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров и правильности их количественного определения;

- проверку обоснованности заявленных декларантом (таможенным представителем) вычетов из основы для определения таможенной стоимости и правильности их количественного определения;

5) проверку документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов (дополнительных начислений и вычетов), включая проверку соответствия сведений, указанных в представленных документах;

6) оценку достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием СУР.

Согласно п. 6 Порядка контроля таможенной стоимости при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности:

1) по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях, полученная в том числе с использованием программных средств таможенных органов (например, системы оперативного мониторинга таможенных деклараций);

2) о биржевых торгах (котировках), ценах аукционов, а также из ценовых каталогов;

3) полученная от государственных представительств (торговых представительств) государств - членов Таможенного союза за рубежом;

4) полученная от государственных органов государств - членов Таможенного союза;

5) полученная от предприятий и организаций, профессиональных объединений (ассоциаций), в том числе поставщиков, производителей оцениваемых, идентичных, однородных товаров, транспортных и страховых компаний.

По общему правилу информация может быть получена таможенным органом любым не запрещенным законодательством государств - членов Таможенного союза способом, в том числе с использованием сети Интернет.

Кроме того, для достижения объективности результатов контроля должна использоваться информация, которая имеет максимально возможный сопоставимый вид с условиями анализируемой сделки.

На уровне национального законодательства государств - членов Таможенного союза могут устанавливаться случаи, когда контроль таможенной стоимости товаров осуществляется специализированными (функциональными) подразделениями таможенных органов по таможенной стоимости.

Комментарии и консультации юристов по ст 66 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 66 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.