Статья 64. Общие положения о таможенной стоимости

1. Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров (пункт в редакции Международного протокола от 16 апреля 2010 года.
2. Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется, если товары фактически пересекли таможенную границу и такие товары впервые после пересечения таможенной границы помещаются под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита. При изменении таможенной процедуры таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость товаров, определенная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенную процедуру после фактического пересечения ими таможенной границы, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза (пункт в редакции Международного протокола от 16 апреля 2010 года.
3. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - таможенным органом.

4. Положения настоящей главы не распространяются на товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу.

5. Если при таможенном декларировании товаров точная величина их таможенной стоимости не может быть определена в связи с отсутствием документов, подтверждающих точные сведения, необходимые для ее расчета, допускается отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров. В этом случае допускается ее заявление на основе имеющихся у декларанта документов и сведений и исчисление и уплата таможенных пошлин, налогов исходя из заявленной таможенной стоимости.Случаи определения таможенной стоимости в соответствии с частью первой настоящего пункта, а также порядок декларирования и контроля таможенной стоимости, особенности исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов для таких случаев устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.(Пункт дополнительно включен Международным протоколом от 16 апреля 2010 года)

Комментарий к статье 64 ТК ТС

1. В соответствии с ч.1 ст.64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Таким договором является Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза".

Указанное Соглашение, согласно п.2, 3 ст.1, устанавливает единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения Единого таможенного тарифа таможенного союза (Приложение к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54), а также применения иных мер, отличных от таможенно-тарифного регулирования, которые вводятся (могут вводиться) для регулирования товарооборота таможенного союза и основаны на принципах и общих правилах, установленных статьей 7 Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи 7 Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.

При определении таможенной стоимости должны соблюдаться два общих (применимых ко всем методам определения таможенной стоимости) принципа:
- для таможенных целей таможенная стоимость не должна быть основана на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров;
- сведения, относящиеся к определению таможенной стоимости, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Исходя из принципа, изложенного в ст.1 Кодекса о таможенной стоимости ГАТТ, в п.1 ст.2 Соглашения указано, что основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 указанного Соглашения. И только в случае невозможности определения таможенной стоимости с использованием метода 1 могут последовательно применяться иные методы определения таможенной стоимости, предусмотренные ст.6-10 Соглашения.

2. Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), то есть по цене, фактически уплаченной или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза, дополненной в соответствии со ст.5 Соглашения, применяется при соблюдении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- установлены совместным решением органов таможенного союза;
- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- существенно не влияют на стоимость товаров;
2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со ст.5 Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с ч.4 ст.5 Соглашения.

Также необходимо отметить, что согласно п.6 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 N 283 "О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)" метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами не может быть применен, если ввозимые товары не являются предметом купли-продажи, например, ввозятся по договору аренды, дарения, и т.д.

Сведения, относящиеся к определению таможенной стоимости, с использованием метода 1, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2013 года N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза" указано, что под несоблюдением условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.

В случае, если таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, не может быть определена в соответствии со ст.4 Соглашения (метод 1), таможенной стоимостью таких товаров является стоимость сделки с идентичными товарами (метод 2, ст.6 Соглашения) или однородными товарами (метод 3, ст.7 Соглашения), проданными для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров.

3. Порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров по методу 2 и 3 определен решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.10.2012 N 202 "О применении методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3)".

Порядок и условия определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, по методу 2 и по методу 3 аналогичны, за исключением того, что при применении одного метода используются сведения об идентичных товарах, а при применении другого - об однородных товарах.

При этом стоимостью сделки с идентичными или однородными товарами является таможенная стоимость этих товаров, ранее определенная декларантом или таможенным представителем в соответствии со ст.4 Соглашения и принятая таможенным органом.

Пунктом 1 ст.3 Соглашения определено, что:
1) идентичные товары - это товары, одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации. Незначительные расхождения во внешнем виде не являются основанием для непризнания товаров идентичными, если в остальном эти товары соответствуют изложенным требованиям и требованиям абзаца четвертого п.1 ст.3 Соглашения;
2) однородные товары - это товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенных из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые (ввозимые) товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. При определении, являются ли товары однородными, учитываются такие характеристики, как качество, репутация и наличие товарного знака.

При этом товары не считаются идентичными или однородными, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые (ввозимые) товары, или если в отношении этих товаров проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы были выполнены на таможенной территории Таможенного союза. Понятие "произведенные" ("произведены") применительно к товарам имеет также значения "добытые", "выращенные", "изготовленные (в том числе путем монтажа, сборки или разборки товаров)". Идентичные или однородные товары, произведенные иным лицом, чем производитель оцениваемых (ввозимых) товаров, принимаются во внимание лишь в случаях, когда не выявлены соответственно идентичные или однородные товары того же производителя либо имеющаяся информация не считается приемлемой для использования.

При применении указанных методов определения таможенной стоимости декларанты и таможенные органы должны учитывать определенные условия сделок с идентичными или однородными товарами. Так в первую очередь, рассматривается стоимость идентичных или однородных товаров проданных на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемые (ввозимые) товары.

Только в том случае, когда таких продаж не установлено, возможно, последовательное использование стоимости идентичных или однородных товаров проданными на том же коммерческом уровне, но в иных количествах, проданными на ином коммерческом уровне, но в тех же количествах или проданными на ином коммерческом уровне, и в иных количествах.

В случае, если для применения указанного метода выявлено более одной стоимости сделки с идентичными или однородными товарами с учетом корректировок в соответствии с пунктами 1-2 Соглашения, для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров применяется самая низкая из них.

При отсутствии вышеуказанной информации методы 2 и 3 не применяются, в данном случае следует переходить к иным методам определения таможенной стоимости ввозимых товаров.

4. В Порядке, утвержденном решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.10.2012 N 202, приведен ряд примеров отнесения тех или иных товаров к идентичным или однородным товарам и возможности применения стоимости идентичных или однородных товаров при определении таможенной стоимости на основании метода 2 и 3, так:
Пример 1. На таможенную территорию Таможенного союза ввозятся 2 автомобиля, одинаковые во всех отношениях (одной марки, одинаковой комплектации и т.д.), но отличающиеся по цвету, что считается расхождением в отношении внешнего вида.

В случае если указанное расхождение в цвете не повлияло на цену товара, такое расхождение может быть отнесено к незначительным, и автомобили признаются идентичными. Однако если при покраске одного из рассматриваемых автомобилей были использованы уникальные цвета, аэрография, арт-тонирование и т.п., что оказало заметное влияние на его цену, такие автомобили не могут быть признаны идентичными.

Пример 2. На таможенную территорию Таможенного союза разными покупателями ввозятся стальные листы одной марки, изготовленные из углеродистой стали, одинаковые по точности прокатки, состоянию материала и по характеру кромки, однако предполагается их использовать для различных целей.

Несмотря на то, что один покупатель намерен использовать листы при изготовлении кузовов автомобилей, а другой - при производстве печей, данные стальные листы считаются идентичными.

Пример 3. Одинаковая во всех отношениях хлопчатобумажная ткань одного и того же изготовителя ввозится на таможенную территорию Таможенного союза двумя покупателями в одинаковом количестве, но по разным ценам. При этом установлено, что один из покупателей заключил с изготовителем долгосрочный договор, предусматривающий неоднократные поставки товара, а второй покупатель - договор о разовой поставке товара. Учитывая эти обстоятельства, изготовитель установил разные цены для этих покупателей. Таким образом, разница в ценах на ввозимую хлопчатобумажную ткань обусловлена различием в коммерческих уровнях продаж.

В данном случае хлопчатобумажная ткань, ввозимая одним покупателем, будет идентична хлопчатобумажной ткани, ввозимой другим покупателем. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Соглашения стоимость сделки должна быть скорректирована с учетом различий в коммерческих уровнях продаж.

5. Следующий метод определения таможенной стоимости (метод 4 "Метод вычитания") закреплен в ст.8 Соглашения. Указанный метод применяется, если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена предыдущими методами.

Порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров по методу 4 определен Правилами применения метода вычитания (метод 4) при определении таможенной стоимости товаров, утвержденными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.11.2012 N 214.

Таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется по методу 4 в случае, когда оцениваемые (ввозимые) либо идентичные или однородные им товары продаются на таможенной территории Таможенного союза в том же состоянии, в котором они были ввезены на эту территорию.

При этом изменения товаров в виде усушки, утруски, естественного испарения (для жидкостей), появления небольшой ржавчины, получения незначительных повреждений, не отражающихся на характеристиках товаров, снятия упаковочного материала или удаления консервации с оцениваемых товаров, не являются основаниями для признания товаров изменившим свое состояние.

В качестве основы для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) по указанному методу товаров принимается цена единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых (ввозимых) либо идентичных или однородных товаров продается лицам, не являющимся взаимосвязанными с лицами, осуществляющими такую продажу на таможенной территории Таможенного союза в тот же или соответствующий ему период времени (90 дней), в который оцениваемые (ввозимые) товары пересекали таможенную границу Таможенного союза (пункт 2 статьи 8 Соглашения), при условии вычета следующих сумм:
1) вознаграждение посреднику (агенту), обычно выплачиваемое или подлежащее выплате, либо надбавка к цене, обычно производимая для получения прибыли и покрытия общих расходов (коммерческих и управленческих расходов) в размерах, обычно имеющих место в связи с продажей на таможенной территории Таможенного союза товаров того же класса или вида;
2) обычные расходы на осуществленные на таможенной территории Таможенного союза перевозку (транспортировку) и страхование и иные связанные с такими операциями расходы;
3) таможенные пошлины, налоги, сборы и применяемые в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза иные налоги, подлежащие уплате в связи с ввозом и (или) продажей товаров на территории этого государства - члена Таможенного союза, включая налоги и сборы субъектов этого государства - члена Таможенного союза и местные налоги и сборы.

При этом, под "взаимосвязанными лицами", для целей применения ст.8 Соглашения, понимаются лица, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
а) являются сотрудниками или директорами (руководителями) предприятий друг друга;
б) являются юридически признанными деловыми партнерами, то есть связаны договорными отношениями, действуют в целях извлечения прибыли и совместно несут расходы и убытки, связанные с осуществлением совместной деятельности;
в) являются работодателем и работником, служащим;
г) какое-либо лицо прямо или косвенно владеет, контролирует или является держателем пяти или более процентов выпущенных в обращение голосующих акций обоих из них;
д) одно из них прямо или косвенно контролирует другое;
е) оба они прямо или косвенно контролируются третьим лицом;
ж) вместе они прямо или косвенно контролируют третье лицо;
з) являются родственниками или членами одной семьи.

В случае отсутствия на таможенной территории Таможенного союза, продаж товаров, находящихся в том же состоянии, в котором они были на момент ввоза на таможенную территорию, по заявлению декларанта (таможенного представителя) рассматриваются продажи переработанных (обработанных) оцениваемых (ввезенных) товаров. В данном случае, кроме вычетов указанных выше, вычету подлежит также стоимость, добавленная в результате переработки (обработки) товаров.

При рассмотрении продаж, удовлетворяющих условиям рассматриваемого метода определения таможенной стоимости, для целей определения таможенной стоимости товаров по методу 4 принимаются во внимание продажи товаров на таможенной территории Таможенного союза покупателям первого коммерческого уровня продаж после ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза. Покупателями первого коммерческого уровня продаж на таможенной территории Таможенного союза являются покупатели, приобретающие товары у продавца, являющегося импортером товаров.

Так же необходимо отметить, что при применении метода 4 необходимы индивидуальный подход и анализ каждой конкретной ситуации, с тем чтобы определить не только возможность, но и целесообразность тех или иных затрат по осуществлению поиска и использованию необходимой информации для определения таможенной стоимости по данному методу.

6. Следующий метод определения таможенной стоимости (метод 5 "Метод сложения") установлен в ст.9 Соглашения. Указанный метод применяется, если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена предыдущими методами.

Порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров по методу 5 регламентирован Правилами применения метода сложения (метод 5) при определении таможенной стоимости товаров, утвержденными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.12.2012 N 273 "О применении метода сложения (метод 5) при определении таможенной стоимости товаров".

При определении таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров по методу 5 в качестве основы принимается расчетная стоимость этих товаров, определяемая путем сложения компонентов, установленных п.1 ст.9 Соглашения, а именно:
1) расходов по изготовлению или приобретению материалов и расходов на производство, а также на иные операции, связанные с производством оцениваемых (ввозимых) товаров, а именно:
- расходы на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с оцениваемыми (ввозимыми) товарами;
- расходы по упаковке, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
- распределенная в соответствии с п.5 ст.5 Соглашения стоимость товаров и услуг, указанных в подп.2 п.1 ст.5 Соглашения, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт оцениваемых (ввозимых) товаров, а именно:
- сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и тому подобных предметов, из которых состоят оцениваемые (ввозимые) товары;
- инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве оцениваемых (ввозимых) товаров;
- материалов, израсходованных при производстве оцениваемых (ввозимых) товаров;
- проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, художественного оформления, дизайна, эскизов и чертежей, выполненных вне таможенной территории Таможенного союза и необходимых для производства оцениваемых (ввозимых) товаров;
2) суммы прибыли и общих расходов (коммерческих и управленческих расходов), эквивалентной той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые (ввозимые) товары, которые производятся в стране экспорта для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза;
3) расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
4) расходы по погрузке, разгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
5) расходы на страхование в связи с операциями указанными в пунктах 3 и 4.

Затруднение применения метода 5 заключается в том, что производитель оцениваемых (ввозимых) товаров находится вне юрисдикции таможенных органов государств - членов Таможенного союза (далее - государства-члены) и документы и сведения, необходимые для подтверждения таможенной стоимости определенной по указанному методу, обычно являются конфиденциальными и производителем не разглашаются. Использование метода 5 в основном ограничено случаями, когда покупатель и продавец товаров являются взаимосвязанными лицами и при этом производитель согласен предоставить документы и сведения об издержках производства и при необходимости обеспечить возможность их проверки в соответствии с п.6 ст.9 Соглашения.

В вышеназванных Правилах применения метода сложения (метод 5) при определении таможенной стоимости товаров приведены примеры определения таможенной стоимости по методу 5. Рассмотрим один из них.

Пример 1. Иностранная организация (далее - производитель) поставляет своей дочерней организации, зарегистрированной в одном из государств - членов (далее - импортер-покупатель), турбинное оборудование. Поскольку таможенная стоимость турбинного оборудования не может быть определена в соответствии со статьями 4 и 6-8 Соглашения, ее определение осуществляется по методу 5.

Ввозимое турбинное оборудование изготовлено по специальному заказу импортера-покупателя.

Для производства турбинного оборудования импортер-покупатель бесплатно предоставил производителю предназначенные исключительно для производства этого оборудования эскизы и чертежи стоимостью 500 денежных единиц, которые были выполнены на таможенной территории Таможенного союза.

Таможенному органу предоставлены полученные от производителя документы и сведения, на основе которых были определены следующие показатели:
расходы по изготовлению или приобретению материалов - 4000 денежных единиц;
расходы на производство - 3500 денежных единиц;
общие расходы (коммерческие и управленческие расходы) - 350 денежных единиц;
прибыль - 1570 денежных единиц.

Расходы по доставке товаров составляют 80 денежных единиц.

В распоряжении таможенного органа имеются также документально подтвержденные торгово-промышленной палатой страны производства сведения о том, что обычно сумма прибыли и общих расходов (коммерческих и управленческих расходов) при продажах товаров того же класса или вида для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза составляет около 25 процентов от суммы расходов по изготовлению или приобретению материалов и расходов на производство турбинного оборудования. Применительно к рассматриваемой ситуации эта величина составляет 1875 денежных единиц ((4000+3500) x 25%).

Сумма прибыли и общих расходов (коммерческих и управленческих расходов) в рассматриваемом случае составляет 1920 денежных единиц (1570+350), или 25,6 процента, что сопоставимо с ее обычной величиной. Таким образом, значение указанного показателя в целях определения таможенной стоимости турбинного оборудования является приемлемым.

Поскольку эскизы и чертежи, предназначенные для производства турбинного оборудования, были выполнены на таможенной территории Таможенного союза и предоставлены производителю бесплатно, в соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 9 Соглашения их стоимость (500 денежных единиц) не учитывается при определении таможенной стоимости турбинного оборудования.

Таможенная стоимость турбинного оборудования определяется путем сложения расходов по изготовлению или приобретению материалов, расходов на производство, общих расходов (коммерческих и управленческих расходов), прибыли и расходов по доставке товаров (4000+3500+1920+80=9500 денежных единиц).

7. И последний метод определения таможенной стоимости, основанный на данных, имеющихся на таможенной территории Таможенного союза, применяется в том случае, кода все перечисленные методы не могут быть применены, это Резервный метод (метод 6), определенный статьей 10 Соглашения.

В рамках метода 6 для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров за основу может быть принята таможенная стоимость идентичных или однородных им товаров, определенная в соответствии со ст.8 и 9 Соглашения, при этом допускается отклонение от установленного п.3 ст.8 Соглашения срока в 90 дней.

Таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров, определенная согласно по методу 6, в максимально возможной степени должна основываться на ранее определенных таможенных стоимостях.

Таможенная стоимость товаров по методу 6 не должна определяться на основе:
1) цены на товары на внутреннем рынке таможенного союза, произведенные на таможенной территории Таможенного союза;
2) системы, предусматривающей принятие для таможенных целей более высокой из двух альтернативных стоимостей;
3) цены на товары на внутреннем рынке страны вывоза;
4) иных расходов, нежели расходы, включенные в расчетную стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров в соответствии со статьей 9 Соглашения;
5) цены товаров, поставляемых из страны их вывоза в третьи страны;
6) минимальной таможенной стоимости;
7) произвольной или фиктивной стоимости.

Необходимо отметить, что в случае если метод 6 применяется таможенным органом, то таможенный орган обязан в письменном виде указать источник использованных данных, а также подробный расчет, произведенный на их основе.

8. Пунктом 1 комментируемой статьи определено что, таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.

В Российской Федерации, согласно ч.2 ст.112 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, устанавливается Правительством РФ.

В настоящее время порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с территории РФ, определен Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 191 "Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации" (далее - Правила).

Правила устанавливают порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, в том числе особенности применения методов (правил) определения таможенной стоимости товаров, предусмотренных ст.4, 6, 7, 9 и 10 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 года.

9. Таможенная стоимость вывозимых товаров определяется в целях исчисления вывозных таможенных пошлин, базой для исчисления которых является таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров. При этом, если в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, международными договорами и законодательством Российской Федерации при вывозе товаров из Российской Федерации не возникает и не может возникнуть обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин, базой исчисления для которых является таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров, то таможенная стоимость вывозимых товаров не определяется.

Основными принципами определения таможенной стоимости вывозимых товаров, являются те же принципы, которые предусмотрены Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ и Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза", а именно:
- основой определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами;
- методы определения таможенной стоимости вывозимых товаров применяются последовательно, только в случае невозможности определения таможенной стоимости по предыдущему методу возможно применение последующего метода;
- процедура определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны назначения, вида товаров, участников сделки и др.);
- сведения, относящиеся к определению таможенной стоимости вывозимых товаров, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с территории Республики Казахстан, определен ст.98 Кодекса Республики Казахстан от 30 июня 2010 года N 296-4 "О таможенном деле в Республике Казахстан", а порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Республики Беларусь Указом Президента Республики Беларусь от 31.07.2006 N 474.

10. Согласно ч.3 комментируемой статьи таможенная стоимость товаров, как правило, определяется декларантом либо таможенным представителем.

В то же время, в случае, если после выпуска товаров, таможенным органом принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров, ранее определенной и заявленной декларантом или таможенным представителем, а декларант или таможенный представитель отказывается произвести такую корректировку, то таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость оцениваемых товаров и осуществляет ее корректировку с учетом вновь определенной им таможенной стоимости.

11. Согласно ч.4 комментируемой статьи положения главы 8 ТК ТС не распространяются на товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу.

Таможенная стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза определяется в порядке, установленном ст.361 ТК ТС.

Так, таможенная стоимость товаров для личного пользования определяется на основании заявленной физическим лицом в пассажирской декларации стоимости таких товаров.

Заявленная стоимость должна быть подтверждена оригиналами документов, содержащих сведения о стоимости товаров для личного пользования.

Расходы по перевозке и страхованию ввозимых товаров до их прибытия после их прибытия на таможенную территорию таможенного союза в таможенную стоимость не включаются.

В случае отсутствия у физического лица, перемещающего товары для личного пользования, необходимых документов и (или) сведений о стоимости этих товаров либо при наличии обоснованных причин полагать, что представленные лицом документы и (или) сведения не являются достоверными, должностное лицо таможенного органа вправе самостоятельно определить таможенную стоимость товаров на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации на аналогичные товары (товары, которые имеют характеристики, близкие к характеристикам ввозимого товара, то есть сопоставимы с ввозимым товаром по своему назначению, применению, качественным, техническим и иным характеристикам) в том числе на основании данных, указываемых в каталогах иностранных фирм, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров.

В то же время физическое лицо вправе доказать достоверность сведений, представленных для определения таможенной стоимости.

Как показывает практика внешнеторговой деятельности на момент таможенного декларирования декларант или таможенный представитель может не всегда располагать полным пакетом документов, подтверждающих величину заявляемой таможенной стоимости товаров.

12. Частью 5 комментируемой статьи предусмотрено, что если при таможенном декларировании товаров точная величина их таможенной стоимости не может быть определена в связи с отсутствием документов, подтверждающих точные сведения, необходимые для ее расчета, допускается отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров. В этом случае возможно ее заявление на основе имеющихся у декларанта документов и сведений и исчисление и уплата таможенных пошлин, налогов исходя из заявленной таможенной стоимости.

Случаи подобного определения таможенной стоимости, а также порядок декларирования и контроля таможенной стоимости, особенности исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов для таких случаев согласно комментируемому пункту статьи 64 ТК ТС устанавливаются решением Евразийской экономической комиссии (до 02.02.2012 - Комиссии таможенного союза).

Соответствующее решение Евразийской экономической комиссии на момент подготовки комментария еще не принято. В связи с этим при возникновении спорных ситуаций следует исходить из положения ч.3 ст.366 ТК ТС, согласно которому если предусмотренные ТК международные договоры государств - членов Таможенного союза и решения Комиссии не вступили в силу на момент вступления в силу ТК ТС, то до момента их вступления в силу применяется законодательство государств - членов Таможенного союза, регулирующее соответствующие правоотношения. Аналогичная позиция, по применению ч.5 ст.64 ТК ТС высказана ФАС Северо-Западного округа (постановление от 28.10.2011 по делу N А42-955/2011).

Другой комментарий к статье 64 Таможенного Кодекса ТС

В ст. 64 ТК установлен порядок определения таможенной стоимости товаров в связи с их перемещением через таможенную границу Таможенного союза ЕврАзЭС.

В ТК отсутствует легальное определение категории таможенной стоимости. В прежней редакции ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе" <171> (до изменений, внесенных Федеральным законом от 8 ноября 2005 года N 144-ФЗ) под таможенной стоимостью понималась стоимость товара, определяемая в соответствии с Законом и используемая для целей обложения товара пошлиной, внешнеэкономической и таможенной статистики, применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

--------------------------------
<171> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 23. Ст. 821.

В ст. 5 Закона Республики Беларусь от 3 февраля 1993 года N 2151-XII "О таможенном тарифе" содержится практически идентичное определение понятия "таможенная стоимость". Единственное отличие состоит в том, что в Республике Беларусь таможенная стоимость определяется не только на уровне законодательных актов, но и на подзаконном уровне - указами Президента Республики Беларусь.

В приведенном определении законодатель охарактеризовал таможенную стоимость с точки зрения ее функционального назначения. Между тем данное понятие может быть рассмотрено в нескольких аспектах. В экономическом смысле таможенная стоимость представляет собой особую разновидность стоимости товара, стоимостной показатель, характеризующий величину, используемую в качестве исходной расчетной базы при исчислении таможенных платежей. При этом фактическая величина таможенной стоимости, как правило, основывается на стоимости оцениваемых, идентичных либо однородных товаров в соответствии с условиями внешнеторговой сделки. Как правовая категория таможенная стоимость является одним из ключевых институтов таможенного права, характеризующим товар в качестве объекта публично-правового регулирования.

В п. 2 ст. 75 ТК установлено, что в зависимости от видов товаров и применяемых видов ставок таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (например, количество, объем, масса с учетом товарной упаковки) является базой для исчисления таможенных пошлин. Так, таможенная стоимость товаров необходима для расчета таможенной пошлины по адвалорным и комбинированным ставкам, установленным Единым таможенным тарифом Таможенного союза (ЕТТ ТС) <172>.

--------------------------------
<172> ЕТТ утвержден решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза" (Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: //www.tsouz.ru/).

Кроме того, таможенная стоимость выступает основным компонентом налоговой базы для взимания налогов (НДС и акцизов) при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза. В соответствии с п. 3 ст. 75 ТК определение налоговой базы по налогам регулируется актами национального законодательства. Например, порядок определения налоговой базы по НДС в отношении импортируемых товаров установлен для Российской Федерации - в ст. 160 НК РФ, для Республики Беларусь - в ст. 99 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 года N 71-3, для Республики Казахстан - в ст. 247 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 10 декабря 2008 года N 99-IV.

Помимо этого в Российской Федерации в отличие от других государств - членов Таможенного союза величина таможенной стоимости используется в качестве критерия для определения размера ставок при исчислении таможенных сборов за таможенное оформление товаров (Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2004 года N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенные операции") <173>.

--------------------------------
<173> СЗ РФ. 2005. N 1 (Ч. 2). Ст. 108.

Вопросы определения таможенной стоимости находятся в тесной связи с формированием федерального бюджета в части, образуемой за счет поступлений таможенных платежей, развитием внешнеторгового оборота, международным регулированием трансфертного ценообразования для целей косвенных налогов.

В международной торговой практике использование различных национальных методик определения таможенной стоимости ввозимых товаров рассматривается в качестве нетарифного барьера, способного в значительной степени повысить фактический уровень таможенно-тарифной защиты. Ускорение интеграционных процессов в сфере внешнеторговой деятельности обусловило необходимость унификации правовых норм, регулирующих институт таможенной стоимости.

Основой порядка определения таможенной стоимости товаров, принятой в большинстве стран мира, выступают ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашение о применении статьи VII ГАТТ 1994 года (далее - Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ) <174>, являющиеся неотъемлемыми частями Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации <175>.

--------------------------------
<174> Соглашение на русском и английском языках опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации: //www.pravo.gov.ru. Соглашение на английском языке опубликовано в издании: Treaty Series. Volume 1868. New York: United Nations, 1998. P. 279 - 306.
<175> Соглашение на русском и английском языках опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации: //www.pravo.gov.ru.

22 августа 2012 года для Российской Федерации вступил в силу Протокол от 16 декабря 2011 года "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." <176>, ратифицированный Федеральным законом от 21 июля 2012 года N 126-ФЗ <177>. С даты присоединения к Всемирной торговой организации (далее - ВТО) в России начал действовать Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы <178> (ратифицирован Федеральным законом от 19 октября 2011 года N 282-ФЗ "О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы" <179>). Согласно п. 1 указанного Договора со дня присоединения любого из государств - членов Таможенного союза к ВТО (на данный момент только Россия имеет статус полноправного члена ВТО) положения Марракешского соглашения о создании Всемирной торговой организации, включая ряд многосторонних соглашений по торговле товарами, важнейшими из которых являются ГАТТ 1994 и Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ, становятся частью правовой системы Таможенного союза. При этом до принятия государствами - членами Таможенного союза мер по приведению правовой системы Таможенного союза в соответствие с Соглашением о создании ВТО положения данного соглашения, включая обязательства государств - членов Таможенного союза, взятые ими при присоединении к ВТО, будут иметь приоритет над международными договорами Таможенного союза и решениями Евразийской экономической комиссии.

--------------------------------
<176> Официальный интернет-портал правовой информации //www.pravo.gov.ru.
<177> Федеральный закон от 21 июля 2012 года N 126-ФЗ "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." // СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4177.
<178> Документ опубликован не был // СПС "КП".
<179> СЗ РФ. 2011. N 43. Ст. 5970.

Согласно ч. 2 ст. VII ГАТТ 1994 "оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках". В ч. 5 этой же статьи ГАТТ закреплены принципы гласности и стабильности правил определения таможенной стоимости. Реализация на практике этих принципов позволяет участникам внешнеторгового оборота "определить с разумной степенью точности стоимость товаров для таможенных целей".

Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ в ст. 1 закрепляет в качестве основного принципа определения таможенной стоимости использование цены сделки (transaction value), под которой понимается цена, реально уплаченная за импортируемые товары, скорректированная с учетом дополнительных расходов, понесенных покупателем, но не включенных в фактическую цену сделки (брокерские, комиссионные расходы, стоимость упаковки и т.д.).

В соответствии с Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ фактически уплаченная или подлежащая уплате цена товара, реализуемого в государство-импортер, признается таможенной стоимостью при соблюдении следующих условий:

1) цена сделки, а равно совершение самой сделки не могут зависеть от каких-либо обстоятельств, оказывающих влияние на цену или условия сделки, за исключением тех обстоятельств, которые являются ключевыми при определении существенных качественных и количественных характеристик товара, выступающего предметом сделки;

2) стороны внешнеторговой сделки (экспортер и импортер) не могут находиться между собой в состоянии взаимозависимости;

3) импортер не возвращает прямо или косвенно экспортеру часть прибыли, полученной по внешнеторговой сделке;

4) не допускается условиями внешнеторговой сделки устанавливать какие-либо ограничения в отношении переходящих к импортеру прав пользования и распоряжения товарами, являющимися предметом сделки, за исключением следующих случаев:

- если такие ограничения установлены законодательством государства-импортера;

- если такие ограничения установлены в регионе, в котором товары планируются к повторной реализации (перепродаже);

- если такие ограничения не оказывают существенного влияния на цену внешнеторговой сделки.

В случаях, когда таможенная стоимость не может быть определена на основании цены сделки, таможенные органы и импортер в процессе совместных консультаций вырабатывают общую позицию по применению альтернативных методов определения таможенной стоимости (прежде всего, с использованием цены идентичных товаров, а при их отсутствии - однородных). При невозможности определить таможенную стоимость на основе первых трех методов импортер в избираемой им последовательности применяет методы сложения и вычитания. При методе сложения (или расчетном методе) таможенная стоимость определяется путем калькулирования себестоимости товара и прибавления нормальной для данного вида коммерческой деятельности нормы прибыли. Метод вычитания заключается в определении таможенной стоимости на основании цены единицы товара, по которой импортируемые товары реализуются в наибольшем количестве на внутреннем рынке страны импорта. Данный метод предполагает осуществление ряда вычетов в размере расходов, понесенных в связи с импортом товаров или их продажей в стране импорта (транспортные, страховые расходы, ввозные таможенные пошлины, налоги и т.д.). Последний метод определения таможенной стоимости в соответствии с Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ - резервный метод, при котором таможенная стоимость определяется на основе разумного применения названных выше методов и с использованием данных, имеющихся в стране импорта.

Текст Протокола от 16 декабря 2011 года "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." в качестве приложения включает Перечни (Schedules) (аутентичны только на английском языке), составляющие правовую основу обеспечения выполнения Российской Федерацией своих обязательств в рамках организации. Во исполнение требований данных документов Евразийской экономической комиссией было принято решение от 31 мая 2012 года N 54 "О Плане мероприятий по адаптации договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства к условиям функционирования в рамках многосторонней торговой системы" <180>. Одним из мероприятий, реализация которого намечена в Плане, является подготовка проекта акта Таможенного союза, обеспечивающего использование в полном объеме Пояснительных примечаний к Кодексу о таможенной стоимости ГАТТ. Согласно уточнениям, приведенным в соответствующей названному мероприятию колонке Плана, с даты присоединения в соответствии с Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ Российская Федерация примет два способа установления приемлемой цены сделки между связанными сторонами, а именно анализ обстоятельств продажи и демонстрация декларантом того, что стоимость сделки приближена к "контрольному значению", указанному таможенным органом. Кроме того, положение ст. 8.3 Кодекса о таможенной стоимости ГАТТ, устанавливающее, что повышение уплачиваемой или подлежащей уплате цены может иметь место только на основании "объективных и количественных данных", инкорпорировано в соответствующую норму международного договора Таможенного союза о таможенной оценке, в которой содержится упоминание о "надежной и вычислимой информации".

--------------------------------
<180> С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте наднационального органа управления Таможенного союза по адресу: //www.tsouz.ru/eek/RSEEK/RSEEK/SEEK3/Pages/R17.aspx.

Стоит отметить, что проделанный объем взаимосогласительной работы по проверке таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле значительно облегчит в перспективе включение в состав ВТО как Таможенного союза ЕврАзЭС, так и иных его стран-участниц.

В соответствии с п. 1 ст. 64 ТК таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.

Как следует из приведенной нормы, порядок определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, зависит от направления их перемещения.

Единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения ЕТТ, а также нетарифных мер регулирования товарооборота Таможенного союза установлены Соглашением от 25 января 2008 года "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" <181>, вступившим в силу одновременно с вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года. В связи с вступлением в силу Протокола от 23 апреля 2012 года <182> п. 3 ст. 1 Соглашения "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" устанавливается, что таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, определяется в соответствии с указанным Соглашением, основанном на принципах и общих правилах, установленных статьей VII ГАТТ 1994 и Соглашением по применению статьи VII ГАТТ 1994.

--------------------------------
<181> Соглашение официально опубликовано не было. Текст документа размещен на сайте Таможенного союза: //www.tsouz.ru/Docs/IntAgrmnts/Pages/Sogl_oprtamsttovarov_250108.aspx.
<182> Протокол от 23 апреля 2012 года "О внесении изменений и дополнений в Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 года" // //www.pravo.gov.ru.

При ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза Евразийская экономическая комиссия принимает решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости, установленных Соглашением "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза", исходя из соответствующих положений Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994 года, включая пояснительные примечания к нему, а также документов по таможенной стоимости товаров, разработанных Техническим комитетом по таможенной оценке ВТО.

При вывозе товаров с таможенной территории Таможенного союза для определения таможенной стоимости применяются акты законодательства того государства - члена Таможенного союза, таможенными органами которого производится декларирование.

Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, установлен в Правилах определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2012 года N 191 "Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации" <183>.

--------------------------------
<183> СЗ РФ. 2012. N 12. Ст. 1415.

Таможенная стоимость вывозимых с таможенной территории Республики Казахстан товаров определяется на основании ст. 98 Кодекса Республики Казахстан от 30 июня 2010 года N 296-IV "О таможенном деле в Республике Казахстан".

В Республике Беларусь соответствующий порядок закреплен в Указе Президента Республики Беларусь от 31 июля 2006 года N 474 "О порядке определения таможенной стоимости товаров".

Во внутренних актах государств - членов Таможенного союза сохраняются основные положения Кодекса о таможенной стоимости ГАТТ и Соглашения "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза". Вместе с тем число и последовательность применения методов определения таможенной стоимости вывозимых товаров в Республике Беларусь и Республике Казахстан отличаются от принятых в Российской Федерации (метод по стоимости сделки с вывозимыми товарами; расчетный метод; метод по стоимости сделки с идентичными товарами; метод по стоимости сделки с однородными товарами). В Казахстане таможенная стоимость также может быть определена на основании результатов независимой экспертизы.

Согласно п. 2 ст. 64 ТК положения Соглашения "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" распространяются на случаи, когда ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза товары фактически пересекли таможенную границу и впервые после этого были помещены под таможенную процедуру (за исключением процедуры таможенного транзита).

Если впоследствии первоначально заявленная таможенная процедура изменяется, то таможенная стоимость товаров определяется исходя из их состояния на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенную процедуру после фактического пересечения ими таможенной границы.

Тем не менее на практике таможенные органы могут не всегда неукоснительно следовать указанной норме. Так, например, рассматривая заявление о признании незаконным решения Калининградского акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни по корректировке таможенной стоимости ввезенного товара, суд отказался принять доводы таможенного органа об отсутствии предмета обжалования в связи с заявленной декларантом таможенной процедурой свободной таможенной зоны. (В соответствии с п. 1 ст. 10 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны" <184> товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов, в их отношении запрещается принимать меры нетарифного регулирования.) Суд не согласился с позицией таможенного органа по той причине, что согласно п. 2 ст. 64 ТК в случае изменения декларантом таможенной процедуры подлежат уплате таможенные платежи, исчисленные на основании таможенной стоимости, величина которой определена в оспариваемом решении о корректировке.

--------------------------------
<184> Соглашение официально опубликовано не было. Текст документа размещен на сайте Таможенного союза: //www.tsouz.ru/Docs/IntAgrmnts/Pages/soglsez.aspx.

В исключительных случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, может устанавливаться отличный порядок таможенной оценки. Так, иные правила определения таможенной стоимости установлены в отношении товаров, пришедших в негодность, испорченных или поврежденных вследствие действия непреодолимой силы в период их хранения на таможенном складе. Согласно ст. 235 ТК такие товары подлежат помещению под выбранную декларантом таможенную процедуру, как если бы они были ввезены в негодном, испорченном или поврежденном состоянии. При помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления их таможенная стоимость и (или) физическая характеристика в натуральном выражении определяются на день декларирования для внутреннего потребления, как если бы они в этот день были ввезены на таможенную территорию Таможенного союза (ст. 238 ТК). Данные нормы ТК полностью соответствуют стандарту 13 Специального приложения D Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) <185>.

--------------------------------
<185> СЗ РФ. 2011. N 32. Ст. 4810 (опубликовано без специальных приложений).

Федеральным законом от 3 ноября 2010 года N 279-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года" (Российская газета. 2010. N 253) Российская Федерация присоединилась к Киотской конвенции. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 4 июля 2011 года (СЗ РФ. 2011. N 32). Отметим, что в соответствии с п. 1 ст. 12 Киотской конвенции объем обязательств Российской Федерации при присоединении к ней ограничен рамками генерального приложения, специальные приложения конвенции могут приниматься Россией дополнительно.

Членами Киотской конвенции также являются Республика Беларусь (Конвенция вступила в силу для Республики Беларусь 10 апреля 2011 года) и Республика Казахстан, ратифицировавшая документ с оговорками еще в начале 2009 года (Закон Республики Казахстан от 24 февраля 2009 года N 141-IV "О ратификации Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур").

В п. 3 ст. 64 ТК содержится общее правило, согласно которому таможенная стоимость ввозимых товаров определяется самостоятельно декларантом или его таможенным представителем. В исключительных случаях, предусмотренных ТК, таможенную стоимость товаров определяет таможенный орган. Так, таможенный орган вправе самостоятельно определить таможенную стоимость товаров в соответствии с ч. 1 ст. 68 ТК, если им обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Аналогичное право предусмотрено п. 9 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" <186>.

--------------------------------
<186> Таможенный вестник. 2010. N 20 - 23.

Согласно п. 4 ст. 64 ТК общие положения о таможенной стоимости товаров, установленные главой 8 ТК, не распространяется на товары для личного пользования. В их отношении применяются иные нормы таможенного законодательства Таможенного союза (см. комментарий к ст. 361 ТК).

В п. 5 ст. 64 ТК установлен порядок правового регулирования отношений, возникающих в связи с применением временного декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, то есть отношений по подаче временной (неполной) таможенной декларации и осуществлению ее последующей корректировки с представлением полной таможенной декларации. С целью обеспечения и гарантии непрерывности внешнеторгового оборота при отсутствии документов, подтверждающих точные сведения, необходимые для расчета величины таможенной стоимости, допускается отложить ее точное определение. В таких случаях для заявления таможенной стоимости, исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов декларанту разрешается использовать только имеющиеся документы и сведения.

При этом указанная норма имеет бланкетный характер, поскольку содержит ссылку на соответствующее решение Комиссии Таможенного союза, которым определяются подобные случаи таможенной оценки, а также порядок декларирования и контроля таможенной стоимости, особенности исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов.

На сегодняшний день такое решение наднациональным органом управления таможенного союза (до 2012 года - Комиссией Таможенного союза, в настоящее время - Евразийской экономической комиссией) не принято. В связи с этим при возникновении спорных ситуаций следует исходить из положения п. 3 ст. 366 ТК, согласно которому если предусмотренные ТК международные договоры государств - членов Таможенного союза и решения Комиссии не вступили в силу на момент вступления в силу ТК, то до момента их вступления в силу применяется законодательство государств - членов Таможенного союза, регулирующее соответствующие правоотношения.

Например, по внешнеторговому контракту с таможенной территории Таможенного союза вывозится помещенный под таможенную процедуру экспорта товар - никель нелегированный. Цена товара определена в контракте как среднее арифметическое значение официальных котировок Лондонской биржи металлов за предусмотренный соглашением сторон период. Котировальным периодом для определения цены товара являются все биржевые дни одного из месяцев по выбору покупателя - месяца поставки либо месяца, следующего за месяцем поставки.

В связи с этим таможенная стоимость вывозимого товара определяется декларантом из имеющихся предварительных счетов, выставленных покупателю, и таможенные платежи рассчитаны и уплачены исходя из указанной величины таможенной стоимости.

Согласно ст. 214 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" <187> после фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза товаров, в отношении которых была подана временная декларация по причине невозможности представить точные сведения об их количестве и (или) таможенной стоимости, декларант обязан подать одну или несколько полных таможенных деклараций на вывезенные товары в срок, установленный таможенным органом по письменному заявлению декларанта. При этом такой срок должен учитывать время, необходимое для фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза и получения сведений, достаточных для подачи полной и надлежащим образом заполненной декларации на товары.

--------------------------------
<187> СЗ РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.

При временном декларировании товаров обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин возникает у декларанта дважды: во-первых, с момента регистрации таможенным органом временной декларации на товары, во-вторых, с момента регистрации таможенным органом полной декларации на товары. Вывозные таможенные пошлины уплачиваются исходя из ставок, действующих на день регистрации временной декларации на товары. Если в результате подачи полной декларации с уточненными сведениями сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается, то декларант должен осуществить доплату, в указанном случае пени не начисляются; при уменьшении этой суммы - излишне уплаченные таможенные пошлины подлежат возврату (зачету) декларанту.

Комментарии и консультации юристов по ст 64 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 64 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.