Статья 363. Сфера применения настоящей главы

1. Перемещение припасов через таможенную границу осуществляется в соответствии с положениями настоящей главы, а в части, не урегулированной настоящей главой, - в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством таможенного союза.

2. Перемещение припасов через таможенную границу осуществляется без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

3. Положения настоящей главы не применяются в отношении товаров, находящихся на транспортных средствах, эксплуатируемых физическими лицами для личного пользования.

4. Решением Комиссии таможенного союза могут определяться количественные нормы припасов, к которым применяются положения настоящей главы.Припасы, превышающие нормы, установленные в соответствии с частью первой настоящего пункта, подлежат помещению под таможенные процедуры в соответствии с настоящим Кодексом.(Пункт дополнительно включен Международным протоколом от 16 апреля 2010 года)

Комментарий к статье 363 ТК ТС

1. Комментируемая статья открывает новую главу 50 "Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов" и закрепляет положения о сфере применения данной главы.

Обратим внимание, что комментируемая глава регулирует основные вопросы перемещения через таможенную границу припасов. Иные вопросы, не урегулированной комментируемой главой, разрешаются в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством таможенного союза. Кроме того, отдельные моменты о количественных нормах припасов, к которым применяются положения комментируемой главы, могут определяться Решением Комиссии таможенного союза (со 2 февраля 2012 года решением Евразийской экономической Комиссии).

В соответствии с п.23 ст.4 комментируемого Кодекса припасы - это товары:
- необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, судов внутреннего плавания, судов плавания "река - море", судов на подводных крыльях, судов на воздушной подушке и маломерных судов, включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи (далее - водные суда), воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, за исключением запасных частей и оборудования;
- предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту водных судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет;
- предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей водных судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов.

Учитывая целевое назначение данной категории товаров, комментируемая статья устанавливает особенность их перемещения через таможенную границу. Так, перемещение припасов через таможенную границу осуществляется без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

2. В сферу применения комментируемой главы не входит перемещение через таможенную границу товаров, находящихся на транспортных средствах, эксплуатируемых физическими лицами для личного пользования. Данная категория товаров перемещается через таможенную границу в соответствии с положениями главы 49 комментируемого Кодекса.

Другой комментарий к статье 363 Таможенного Кодекса ТС

Статья 363 ТК раскрывает сферу применения главы Таможенного кодекса Таможенного союза, посвященную совершению таможенных операций в отношении такой категории товаров, как припасы.

Одной из задач образования таможенного союза и создания единой таможенной территории является обеспечение свободного перемещения товаров в рамках таможенной территории Таможенного союза, что вызывает необходимость создания унифицированных процедур перемещения товаров и закрепления данных процедур в правовых актах.

Таможенный кодекс Российской Федерации закреплял перемещение припасов в качестве специального таможенного режима. Указанный режим был введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2001 года N 524 "Об установлении таможенного режима перемещения припасов" <502>, содержащим основные определения и положения, касающиеся перемещения припасов. В настоящее время в Таможенном кодексе Таможенного союза перемещение припасов является таможенной процедурой, которой посвящена глава 50 "Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов".

--------------------------------
<502> Собрание законодательства РФ. 2001. N 29. Ст. 3031. Документ утратил силу в связи с принятием Постановления Правительства от 11 октября 2012 г. N 1038 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 43. Ст. 5874.

Анализируя правовое регулирование указанной таможенной процедуры, следует отметить значение Киотской конвенции. Данный документ устанавливает стандарты, являющиеся базовыми для государств, присоединившихся к Конвенции. Значительную роль в правовом регулировании перемещения припасов также играют международные соглашения. В них содержатся нормы, регулирующие вопросы уплаты налогов и таможенных пошлин при перемещении припасов на территорию договаривающихся государств.

Что касается национального законодательства стран - участниц Таможенного союза, то в Республике Казахстан операции с припасами регулируются главой 57 Кодекса Республики Казахстан о 30 июня 2010 года N 296-VI "О таможенном деле в Республике Казахстан" - текст статей во многом дублирует Таможенный кодекс Таможенного союза. В Республике Беларусь § 3 главы 17 Таможенного кодекса Республики Беларусь от 4 января 2007 года N 204-З регулирует таможенную процедуру ввоза припасов, а § 4 главы 17 - таможенную процедуру вывоза припасов. В Российской Федерации регулирование операций, связанных с перемещением припасов, осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и положениями Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Определение понятия "припасы" содержится в статье 4 Таможенного кодекса Таможенного союза и подразумевает под собой товары, во-первых, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов <503>, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, за исключением запасных частей и оборудования. Во-вторых, это товары, предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту водных судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет. А также к припасам следует отнести товары, предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей водных судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов. Таким образом, припасы можно разделить на две категории - припасы для потребления и припасы для реализации <504>.

--------------------------------
<503> В данном случае в понятие "водное судно" включаются морские (речные) суда, суда внутреннего плавания, суда плавания "река - море", суда на подводных крыльях, суда на воздушной подушке и маломерные суда, включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи.
<504> Нормы, содержащиеся в главе 50 ТК и регулирующие таможенные операции в отношении припасов, не распространяются на товары, находящиеся на транспортных средствах, эксплуатируемых физическими лицами для личного пользования.

При этом заметим, что в международной практике можно встретить уточнения приведенного определения. Так в разделе 1 приложения к Конвенции по облегчению международного морского судоходства от 9 апреля 1965 года устанавливается, что к судовым припасам не относятся предметы судового снаряжения и судовые запасные части <505>.

--------------------------------
<505> Документ опубликован не был. СПС "КП".

Особенностью перемещения припасов является предоставление государствами льгот при уплате налогов и сборов в отношении товаров, отнесенных к данной категории, в частности освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. Норма, содержащаяся в Киотской конвенции, закрепляет, что условием освобождения от уплаты импортных пошлин и налогов является тот факт, что припасы остаются на борту.

Подразумевается, что использование (потребление) припасов осуществляется во время нахождения транспортного средства на таможенной территории. Что касается припасов, загружаемых на морские (речные) и воздушные суда, в поезда для последующего вывоза с таможенной территории, то они обычно не облагаются вывозными таможенными пошлинами или аналогичными сборами, поскольку считаются экспортированными.

В части правового регулирования освобождения от уплаты таможенных пошлин при перемещении припасов следует отметить ряд положений, регулирующих данный вопрос, содержащихся в международных соглашениях. Так, например, нормы ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики от 20 марта 2002 года "О судоходстве в бассейне Чудского, Теплого и Псковского озер" устанавливают, что "при заходе судна государства одной Договаривающейся Стороны в порт, расположенный на территории государства другой Договаривающейся Стороны, находящиеся на борту судна судовое снаряжение, судовые запасные части и судовые припасы освобождаются от таможенных платежей и прочих сборов, а равно освобождаются от получения разрешений на ввоз и вывоз" <506>. Также припасы, ввезенные на территорию (или полученные на территории) одной Стороны, освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами и иными подобными платежами и сборами в случае, если данные запасы остаются на борту судна до момента их обратного вывоза <507>.

--------------------------------
<506> Документ опубликован не был. СПС "КП".
<507> См., например: ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Саудовская Аравия от 11 февраля 2007 г. "О воздушном сообщении" // Бюллетень международных договоров. 2008. N 6. С. 68 - 80; ст. 9 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки от 14 января 1994 года "О воздушном сообщении" // Документ опубликован не был. СПС "КП"; ст. 10 Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Федеральным советом Швейцарии от 8 июня 1967 года "О воздушном сообщении" // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1972. Вып. XXV. С. 419 - 428; и др.

Таможенный кодекс Таможенного союза в п. 2 ст. 363 закрепляет, что перемещение припасов через таможенную границу осуществляется без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. В данном случае следует отметить, что законодательство Российской Федерации содержит ряд норм, закрепляющих освобождение припасов от обложения налогами и таможенными сборами. Законодательство о налогах и сборах содержит положения об освобождении от уплаты внутренних налогов (НДС) - при таможенном декларировании ввоза припасов и вывоза припасов с территории Российской Федерации (подп. 3 п. 1 ст. 151 НК РФ; подп. 3 п. 2 ст. 151 НК РФ). Подпункт 8 п. 1 ст. 164 НК РФ устанавливает обложение НДС припасов, вывезенных с территории Российской Федерации, с применением налоговой ставки 0% <508>. Освобождение от уплаты таможенных сборов при ввозе (вывозе) припасов содержат и положения Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (п. 12 ч. 1 ст. 131).

--------------------------------
<508> При применении данного подпункта статьи НК РФ необходимо учитывать, что данная норма распространяется исключительно на топливо и горюче-смазочные материалы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река - море) плавания.

Кодекс Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" закрепляет предоставление льгот по уплате таможенных сборов для "предметов материально-технического снабжения, снаряжения, топлива, продовольствия и другого имущества, необходимого для их эксплуатации во время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенных за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств" (подп. 1 п. 1 ст. 122).

Таможенный кодекс Республики Беларусь нормативно устанавливает, что помещение припасов под таможенную процедуру ввоза припасов и под таможенную процедуру вывоза припасов не влечет возникновения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов (п. 4 ст. 142, п. 4 ст. 145).

Количественные нормы припасов, попадающие под регулирование главы 50 Таможенного кодекса Таможенного союза, могут определяться решением Комиссии Таможенного союза. Данная норма была введена Протоколом Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 16 апреля 2010 года "О внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года" <509>. Тем не менее, заметим, что в Таможенном кодексе Республики Беларусь содержится норма о том, что "Правительство Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, вправе устанавливать количественные нормы припасов, которые могут быть помещены под таможенную процедуру ввоза припасов" (п. 7 ст. 142 ТК). Установлено, что припасы, помещенные под таможенную процедуру ввоза припасов, сохраняют статус иностранных товаров (п. 3 ст. 142 ТК), в свою очередь, припасы, помещенные под таможенную процедуру вывоза припасов, сохраняют статус отечественных товаров (п. 3 ст. 145 ТК).

--------------------------------
<509> Доступ к тексту документа - ЭЮС Lexpro.

Следует отметить, что регулирование использования припасов осуществляется в соответствии с главой 50 ТК, за исключением случаев помещения их под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта.

Комментарии и консультации юристов по ст 363 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 363 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.