Статья 342. Временный ввоз транспортных средств международной перевозки

1. Временный ввоз на таможенную территорию таможенного союза транспортных средств международной перевозки без уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при одновременном соблюдении следующих условий:
1) если транспортное средство международной перевозки зарегистрировано на территории иностранного государства за иностранным лицом;
2) если транспортное средство международной перевозки ввозится на таможенную территорию таможенного союза и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда транспортное средство международной перевозки используется лицом государства - члена таможенного союза, надлежащим образом уполномоченным иностранным лицом на оказание услуг по перевозке доверенностью в простой письменной форме или договором на оказание таких услуг, для завершения или начала международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории таможенного союза либо за ее пределами (подпункт в редакции Международного протокола от 16 апреля 2010 года.

2. Транспортные средства международной перевозки, временно ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, имеют статус иностранных товаров.

3. Временный ввоз транспортных средств международной перевозки завершается их вывозом с таможенной территории таможенного союза в сроки, предусмотренные статьей 343 настоящего Кодекса, или помещением под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

4. Вывоз с таможенной территории таможенного союза временно ввезенных транспортных средств международной перевозки может осуществляться через любой таможенный орган.

Комментарий к статье 342 ТК ТС

1. Комментируемая статья регламентирует временный ввоз на таможенную территорию таможенного союза транспортных средств международной перевозки. По общему правилу, временный ввоз на таможенную территорию таможенного союза транспортных средств международной перевозки допускается без уплаты таможенных пошлин, налогов в следующих случаях:
- если транспортное средство международной перевозки зарегистрировано на территории иностранного государства за иностранным лицом;
- если транспортное средство международной перевозки ввозится на таможенную территорию таможенного союза и используется иностранным лицом.

Стоит отметить, что в случае, когда транспортное средство международной перевозки используется лицом государства - члена таможенного союза, уполномоченным иностранным лицом на оказание услуг по перевозке доверенностью в простой письменной форме или договором на оказание таких услуг, для завершения или начала международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории таможенного союза либо за ее пределами, необходима уплата таможенных пошлин, налогов.

В рамках рассмотрения комментируемой статьи интересно Определение Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 N 1050-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы компании "Теам Niinivirta AY" на нарушение конституционных прав и свобод положениями ч.2 ст.80, ч.1 ст.91 и ч.1 ст.342 ТК ТС.

Жалоба основывалась на том, что обязанность декларанта вносить таможенные платежи не прекращается в случае, когда указанный транспорт не вывезен из России по причине его хищения. КС РФ отклонил такие доводы, на которых основана жалоба и разъяснил следующее. Во-первых, оспариваемые нормы ТК ТС аналогичны ранее действовавшим положениям ТК РФ (согласно которым обязанность декларанта вносить таможенные платежи не прекращается в случае, когда указанный транспорт не вывезен из России по причине его хищения). Во-вторых, относительно рассматриваемых положений КС РФ ранее было указано, что хищение транспорта (в отличие от повреждения) вообще исключает возможность его вывоза из России. Следовательно, обязанность заплатить пошлину и пени приобретает вид имущественной ответственности, основанием которой служит факт истечения срока, установленного для временного ввоза, из-за отсутствия у потерпевшего возможности вывезти похищенный у него транспорт. В свою очередь, ответственность за таможенное правонарушение не может возлагаться без наличия вины. Следовательно, нормы не могут толковаться как не позволяющие освобождать декларанта от обязанности заплатить пошлину в случае, когда похищенный транспорт не вывезен в срок. Как подчеркнул КС РФ, такая правовая позиция не утратила свою силу.

В то же время, необходимо учитывать, что комментируемый Кодекс является международным договором, и право толкования норм договоров стран ЕврАзЭС принадлежит исключительно суду этого союза. В свою очередь, национальные суды имеют возможность обратиться в данный суд с официальным запросом. Отметим, что высшие суды Беларуси и Казахстана уже воспользовались данной возможностью.

2. В свою очередь, часть вторая комментируемой статьи устанавливает статус транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, а именно - статус иностранных товаров. В связи с этим, существуют определенные ограничения по использованию и распоряжению данных транспортных средств (см. комментарий к части второй статьи 344 комментируемого Кодекса). Часть третья комментируемой статьи посвящена завершению временного ввоза транспортных средств международной перевозки. Отмечается, что временный ввоз транспортных средств международной перевозки завершается следующим образом:
- вывоз транспортных средств международной перевозки с таможенной территории таможенного союза в сроки, предусмотренные статьей 343 комментируемого Кодекса (вывоз может осуществляться через любой таможенный орган), или
- помещение под таможенные процедуры (за исключением таможенной процедуры таможенного транзита).

Учитывая положения ст.343 и 219 комментируемого Кодекса, завершение временного ввоза транспортных средств международной перевозки вывозом данных средств должно производиться в течение предельного срока таможенного транзита, который не может превышать срок, определяемый из расчета двух тысяч километров за 1 (один) месяц (см. комментарий к ст.219 комментируемого Кодекса). В свою очередь, часть четвертая комментируемой статьи уточняет место завершения временного ввоза транспортных средств международной перевозки, указывая на то, что вывоз транспортных средств международной перевозки может осуществляться через любой таможенный орган.

Так, например, Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 17.09.2013 по делу N А56-986/2012 отказано в удовлетворении требования о признании недействительным требования таможенного органа об уплате таможенных платежей. Согласно обстоятельствам дела Компания в нарушение требований таможенного законодательства не вывезла с территории Таможенного союза в установленный таможенным органом срок транспортное средство. В удовлетворении требования судом отказано, поскольку доказательств вывоза товара не представлено.

Другой комментарий к статье 342 Таможенного Кодекса ТС

Временный ввоз на таможенную территорию Таможенного союза транспортных средств международной перевозки осуществляется без уплаты таможенных пошлин, налогов, что обусловлено определенной целью их ввоза - международная перевозка товаров, пассажиров и багажа. В п. 1 ст. 342 ТК приведены условия, одновременное соблюдение которых предполагает освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов.

Во-первых, транспортное средство международной перевозки должно быть зарегистрировано на территории иностранного государства за иностранным лицом.

Регистрация транспортного средства является необходимым условием использования его в международном движении. Обязательность регистрации транспортного средства на территории одного из государств предусмотрена рядом международных соглашений. Так, например, Конвенция ООН о дорожном движении, заключенная в Вене 8 ноября 1968 года, провозглашает, что обязательным условием участия автомобиля в международном движении является его регистрация в одной из договаривающихся сторон. Требование об обязательной регистрации воздушного судна, занятого в обслуживании международных воздушных линий на территории одного из государств, предусмотрено Конвенцией о международной гражданской авиации, заключенной в Чикаго 7 декабря 1944 года.

Транспортное средство регистрируется компетентными органами государства путем внесения сведений о транспортном средстве, его собственнике в соответствующий реестр. Регистрация транспортного средства за собственником является единственным доказательством существования зарегистрированного права собственности на транспортное средство. Собственнику транспортного средства выдается свидетельство о регистрации.

В то же время участие в международном движении морских и воздушных судов связано с предоставлением государством права использования судна от имени государства. Согласно ст. 91 Конвенции ООН по морскому праву, заключенной 10 декабря 1982 года в Монтего-Бее (Ямайка), каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом. Морские и воздушные суда имеют национальность государства, под флагом которого они используются.

Во-вторых, транспортное средство международной перевозки ввозится на таможенную территорию Таможенного союза и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда транспортное средство международной перевозки используется лицом государства - члена Таможенного союза, надлежащим образом уполномоченным иностранным лицом на оказание услуг по перевозке доверенностью в простой письменной форме или договором на оказание таких услуг, для завершения или начала международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории Таможенного союза либо за ее пределами.

Иными словами, условием освобождения от уплаты таможенных платежей является ввоз транспортного средства на таможенную территорию Таможенного союза иностранным лицом и использование его на таможенной территории этим же лицом. Вместе с тем закон допускает случаи, когда временно ввезенное транспортное средство используется лицом государства - члена Таможенного союза, надлежащим образом уполномоченным на такое использование. Указанное исключение имеет место быть, например, при передаче судна российскому фрахтователю по договору фрахтования судна на время (тайм-чартер). По тайм-чартеру судовладелец обязуется предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа в пользование на определенный срок для перевозок пассажиров, грузов или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 года <462>). Предоставление судна фрахтователю означает, прежде всего, передачу ему правомочий пользования, права коммерческой эксплуатации судна от своего имени. Судно предоставляется фрахтователю временно, иначе говоря, на обусловленный срок, по истечении которого фрахтователь обязан возвратить его судовладельцу.

--------------------------------
<462> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.

В этом случае правомочия российского лица по использованию транспортного средства должны подтверждаться документами, оформленными в соответствии с законодательством. В частности, в приведенном примере полномочия российского лица подтверждаются договором тайм-чартера, для которого ст. 201 Кодекса торгового мореплавания предусмотрена простая письменная форма. Если документы, подтверждающие полномочия, оформлены на территории иностранного государства, действуют правила, применяемые к оформлению документов на территории этого государства.

В соответствии с п. 2 ст. 342 ТК транспортные средства международной перевозки, временно ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, имеют статус иностранных товаров.

По общему правилу таможенная процедура временного ввоза транспортных средств международной перевозки завершается их обратным вывозом в установленные сроки или помещением под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

Комментарии и консультации юристов по ст 342 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 342 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.