Статья 319. Перемещение товаров главой дипломатического представительства иностранного государства и членами дипломатического персонала дипломатического представительства иностранного государства

1. Глава дипломатического представительства иностранного государства и члены дипломатического персонала дипломатического представительства иностранного государства, а также проживающие вместе с ними члены их семей, если они не проживают в государстве пребывания постоянно и не являются гражданами государства пребывания, могут ввозить на таможенную территорию таможенного союза товары, предназначенные для их личного пользования, включая товары для первоначального обзаведения, и вывозить за пределы таможенной территории таможенного союза товары, предназначенные для их личного пользования, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

2. Личный багаж главы дипломатического представительства иностранного государства, членов дипломатического персонала дипломатического представительства иностранного государства, а также проживающих вместе с ними членов их семей, если они не проживают в государстве пребывания постоянно и не являются гражданами государства пребывания, освобождается от таможенного досмотра при отсутствии серьезных оснований предполагать, что он содержит товары, не предназначенные для личного пользования, или товары, ввоз в государства - члены таможенного союза или вывоз из государств - членов таможенного союза которых запрещен либо регулируется карантинными правилами. Таможенный досмотр таких товаров должен проводиться только в присутствии указанных лиц или их представителей.

Комментарий к статье 319 ТК ТС

1. Комментируемая статья закрепляет положения о перемещение товаров главой дипломатического представительства иностранного государства и членами дипломатического персонала дипломатического представительства иностранного государства.

Комментируемая статья освобождает от уплаты таможенных пошлин, налогов следующие категории лиц:
- главу дипломатического представительства иностранного государства;
- членов дипломатического персонала дипломатического представительства иностранного государства;
- проживающих вместе с ними членов их семей, если они не проживают в государстве пребывания постоянно и не являются гражданами государства пребывания.

Однако стоит отметить, что данные категории лиц могут ввозить на таможенную территорию таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования только те товары, которые предназначены для их личного пользования, включая товары для первоначального обзаведения, и вывозить за пределы таможенной территории таможенного союза товары, предназначенные для их личного пользования.

Отметим, что лица, указанные в комментируемой статье освобождаются от таможенного досмотра при отсутствии серьезных оснований предполагать, что их личный багаж содержит товары, не предназначенные для личного пользования, или товары, ввоз в государства - члены таможенного союза или вывоз из государств - членов таможенного союза которых запрещен либо регулируется карантинными правилами.

2. Стоит отметить, что в случае серьезных оснований предполагать, что личный багаж указанной категории иностранных лиц содержит товары, не предназначенные для личного пользования, или товары, ввоз в государства - члены таможенного союза или вывоз из государств - членов таможенного союза которых запрещен либо регулируется карантинными правилами, таможенный досмотр таких товаров должен проводиться только в присутствии указанных лиц или их представителей. Данное положение является особенностью проведения таможенного досмотра указанной категории лиц, поскольку в отношении иных лиц таможенный досмотр может проводиться и без их присутствия, в случае если они не заявили присутствовать на досмотре лично (см. комментарий к ст.116 комментируемого Кодекса).

Другой комментарий к статье 319 Таможенного Кодекса ТС

Статья 319 ТК определяет порядок перемещения товаров главой дипломатического представительства иностранного государства и членами дипломатического персонала дипломатического представительства иностранного государства. Таможенные льготы, предусмотренные ст. 319 ТК, распространяются на главу дипломатического представительства, членов дипломатического персонала, а также на проживающих вместе с ними членов их семей.

В Венской конвенции 1961 года о дипломатических сношениях под главой представительства понимается лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве (ст. 1). В соответствии со ст. 14 этой Конвенции главы представительств подразделяются на три класса:

1) класс послов и нунциев, аккредитованных при главах государств, и других глав представительств эквивалентного ранга;

2) класс посланников и интернунциев, аккредитованных при главах государств;

3) класс поверенных в делах, аккредитованных при министрах иностранных дел.

В п. 2 ст. 14 Венской конвенции 1961 года установлено, что "иначе как в отношении старшинства и этикета, не должно проводиться никакого различия между главами представительств вследствие их принадлежности к тому или иному классу". Это предписание распространяется и на предоставление таможенных льгот: их объем не зависит от класса главы дипломатического представительства.

Членами дипломатического персонала являются те члены персонала представительства, которые имеют дипломатический ранг: советники, торговые представители, военные, военно-морские и военно-воздушные атташе, первые, вторые и третьи секретари, атташе дипломатические и атташе - представители ведомств (по науке и технике, сельскому хозяйству и т.д.), секретари-архивисты. В состав дипломатического персонала представительства входят также заместители торговых представителей, помощники военных, военно-морских и военно-воздушных атташе.

В Венской конвенции употребляется термин "дипломатический агент". Под ним понимаются как глава дипломатического представительства, так и члены дипломатического персонала.

Статья 319 ТК распространяет предусмотренные таможенные льготы на членов семьи главы дипломатического представительства и членов дипломатического персонала. Комментируемая норма соответствует правилам, закрепленным в п. 1 ст. 37 Венской конвенции 1961 года о дипломатических сношениях: "Члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания, привилегиями и иммунитетами, указанными в статьях 29 - 36" (таможенные льготы закреплены в ст. 36). В теории и на практике нет единого мнения по вопросу, на каких именно членов семьи дипломатов распространяются дипломатические иммунитеты. Бесспорным является только то, что в семью входит супруг, несовершеннолетние дети и обычно также лица, состоящие на иждивении дипломата <437>. Члены семьи, так же как и сами члены дипломатического персонала, получают дипломатическую карточку.

--------------------------------
<437> Блищенко И.П. Дипломатическое право. М., 1990. С. 88.

Суть таможенной льготы, устанавливаемой в ст. 319 ТК, состоит:

а) в предоставлении дипломатическим агентам и проживающим вместе с ними членам их семей права перемещать через таможенную границу товары, предназначенные для их личного и семейного пользования, с освобождением от таможенных пошлин и налогов;

б) в неприменении в отношении таких товаров мер нетарифного регулирования;

в) в освобождении личного багажа дипломатических агентов и проживающих вместе с ними членов их семей от таможенного досмотра.

В соответствии с принципом законности данные таможенные льготы предоставляются при условии соблюдения установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу РФ.

С помощью ст. 319 ТК в законодательство государств - членов Таможенного союза переносятся правила, закрепленные в ст. 36 Венской конвенции 1961 года о дипломатических сношениях. В п. 1 ст. 36 Конвенции устанавливается, что "государство пребывания в соответствии с принятыми им законами и правилами разрешает ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением складских сборов, сборов за перевозку и подобного рода услуги. предметы, предназначенные для личного пользования дипломатического агента или членов его семьи, живущих вместе с ним, включая предметы для его обзаведения".

Таким образом, как и в случае с товарами, предназначенными для официального пользования дипломатических представительств, товары для личного пользования дипломатического агента и членов его семьи, включая товары для первоначального обзаведения, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, других косвенных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, сборов за таможенное оформление. Данная льгота не касается сборов за хранение, сборов за таможенное оформление вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов.

При анализе нормы, освобождающей от таможенного досмотра личный багаж дипломатического агента и членов его семьи, проживающих совместно с ним, прежде всего следует определить само понятие "личный багаж". Личным является багаж, который содержит вещи личного пользования дипломата и обычно перевозится при дипломатическом агенте. Когда дипломат перемещается самолетом, часть его личного багажа может отправляться морем или железной дорогой.

Освобождение личного багажа от таможенного досмотра не является абсолютным. В ст. 319 ТК воспроизводится положение ст. 36 (п. 2) Венской конвенции 1961 года о дипломатических сношениях, в соответствии с которой личный багаж дипломата или членов его семьи может быть досмотрен на таможне, если есть "серьезные основания" предполагать, что в багаже находятся товары, не предназначенные для личного пользования, или товары, ввоз и вывоз которых запрещен российским законодательством, международными договорами либо регулируется карантинными и иными специальными правилами. Ни в тексте Конвенции, ни в ТК не дается толкование понятия "серьезные основания". На практике неопределенность этого выражения, с одной стороны, сдерживает таможенные органы от необоснованных досмотров, а с другой - легко разрешается с помощью такого критерия, как конечный результат <438>. Если в ходе досмотра товары, не предназначенные для личного пользования, или товары, ввоз и вывоз которых запрещен, не обнаружены, то, значит, не было и "серьезных оснований" для досмотра личного багажа дипломата.

--------------------------------
<438> Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М., 1995. С. 117.

Сотрудник таможенного органа может не только опросить дипломата, но и предложить ему заполнить таможенную декларацию, а также произвести досмотр ручной клади и багажа. Таможенный досмотр личного багажа дипломата санкционируется начальником таможни либо лицом, его замещающим. В случае если в результате досмотра багажа товаров, не предназначенных для личного или официального пользования или запрещенных к ввозу и вывозу, не обнаружено, дипломат, скорее всего, направит в МИД ноту протеста в связи с нарушением ст. 36 (п. 2) Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года.

Если же в результате досмотра выявляется нарушение таможенного законодательства, должностное лицо таможенного органа составляет специальный акт. Протокол о правонарушении в этом случае не составляется, поскольку дипломатический агент (член его семьи) обладает судебным иммунитетом и не может быть привлечен к юридической ответственности по закону страны пребывания. В таких ситуациях обычно МИД России направляет соответствующее представление в посольство, где работает дипломатический агент. В представлении указывается на факт злоупотребления дипломатическим статусом со стороны дипломатического агента, в отношении которого на таможне был составлен специальный акт. Обнаруженные при досмотре товары, не предназначенные для личного пользования или ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза в товарном количестве, подлежат возврату за границу.

Следует заметить, что ни при каких обстоятельствах личный багаж дипломата не может быть досмотрен на таможне в отсутствие владельца или его уполномоченного представителя. Термин "уполномоченный представитель" не разъясняется ни в Венской конвенции 1961 года, ни в ТК. Кто бы ни был таким представителем, он должен быть специально уполномочен на присутствие при таможенном досмотре багажа.

Комментарии и консультации юристов по ст 319 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 319 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.