Статья 317. Сфера применения настоящей главы

1. Положения настоящей главы применяются в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, а также в отношении товаров, предназначенных для личного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами.

2. Решением Комиссии таможенного союза могут определяться особенности таможенного декларирования товаров, нормы провоза отдельных категорий товаров, перемещаемых дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций для официального и личного пользования.

Комментарий к статье 317 ТК ТС

1. Комментируемая статья открывает новую главу 45 комментируемого Кодекса "Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц" и содержит положения о сфере применения комментируемой главы. Так, комментируемой статьей установлены категории лиц и товаров, в отношении которых применяются положения комментируемой главы, а именно:
- дипломатические представительства;
- консульские учреждения;
- иные официальные представительства иностранных государств;
- международные организации;
- персонал этих представительств, учреждений и организаций;
- товары, предназначенные для личного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами.

Отметим, что перечень данных лиц является закрытым.

Следовательно, комментируемая глава не применяется в отношении лиц, не указанных в данном перечне.

Стоит отметить, что консульскими функциями, в частности, являются:
- защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц) в пределах, допускаемых международным правом;
- содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними иными путями в соответствии с положениями Венской конвенции о консульских сношениях от 24.04.63;
- выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам;
- выдача паспортов и проездных документов гражданам представляемого государства и виз или соответствующих документов лицам, желающим поехать в представляемое государство;
- оказание помощи и содействия гражданам (физическим и юридическим лицам) представляемого государства и др. (ст.5 Венской конвенции о консульских сношениях от 24.04.63).

Отметим, что функции дипломатического представительства состоят, в частности:
- в представительстве аккредитующего государства в государстве пребывания;
- в защите в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;
- в ведении переговоров с правительством государства пребывания;
- в выяснении всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщении о них правительству аккредитующего государства;
- в поощрении дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и в развитии их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки (ч.1 ст.3 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18.04.61).

Таким образом, учитывая функции консульских учреждений и дипломатических представительств, категории лиц, в отношении которых применяются положения комментируемой главы, должны обладать определенными привилегиями при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза.

2. В соответствии с ч.2 комментируемой статьи особенности таможенного декларирования товаров, нормы провоза отдельных категорий товаров, перемещаемых дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций для официального и личного пользования могут определяться решением Комиссии таможенного союза (с 02.02.2012 - решением Евразийской экономической комиссии). В настоящее время таким документом является Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 309 "Об особенностях таможенного декларирования товаров, нормах провоза отдельных категорий товаров, перемещаемых дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, для официального пользования".

Так, в соответствии с указанным решением таможенное декларирование товаров, за исключением таможенного декларирования с целью помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, перемещаемых дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, для официального пользования, осуществляется в таможенном органе государства-члена Таможенного союза, на территории которого планируется пребывание указанных лиц. При этом особенности таможенного декларирования таких товаров, а также формы таможенной декларации устанавливаются законодательством государства-члена Таможенного союза. Кроме того законодательством государства-члена Таможенного союза могут устанавливаться нормы провоза таких товаров.

Другой комментарий к статье 317 Таможенного Кодекса ТС

В соответствии со ст. 317 ТК специальная таможенная процедура, предусмотренная главой 45, распространяется на случаи трансграничного перемещения товаров:

- дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями и иными официальными представительствами иностранных государств;

- международными организациями;

- персоналом перечисленных выше представительств, учреждений и организаций;

- отдельными категориями иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и иммунитетами в соответствии с международными договорами.

Специальная таможенная процедура в отношении отдельных категорий иностранных лиц устанавливается в ТК. Однако она может стать предметом правового регулирования и на двух других уровнях таможенного законодательства Таможенного союза.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 317 ТК нормотворческими полномочиями в этой области наделяется Комиссия Таможенного союза (в настоящее время - Евразийская экономическая комиссия). Она реализовала их, приняв решение от 18 июня 2010 года N 309 "Об особенностях таможенного декларирования товаров, нормах провоза отдельных категорий товаров, перемещаемых дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, для официального пользования". Еще одним важным решением Комиссии, принятым в этой области, является решение от 20 мая 2010 года N 329 "О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условиях помещения товаров под такую таможенную процедуру" <433>. В п. 1 приложения к этому решению Комиссии установлено, что товары, вывозимые с таможенной территории Таможенного союза и предназначенные для обеспечения функционирования посольств, консульств и иных официальных представительств государств - членов Таможенного союза за пределами таможенной территории Таможенного союза, помещаются под специальную таможенную процедуру без уплаты вывозных таможенных пошлин, а также без применения мер нетарифного регулирования.

--------------------------------
<433> Таможенный вестник. 2010. N 16.

Условием помещения товаров является представление в таможенный орган письменного подтверждения уполномоченного государственного органа о том, что товары предназначаются для обеспечения функционирования посольств, консульств и иных официальных представительств государств - членов Таможенного союза за пределами таможенной территории Таможенного союза с приложением перечня товаров, содержащих наименование и количество таких товаров.

Отдельные нормы, регулирующие данную специальную таможенную процедуру, могут содержаться в международных договорах государств - членов Таможенного союза. В ч. 2 ст. 318 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлен принцип разрешения коллизии между ТК и международными договорами Российской Федерации: "В случаях, если в соответствии с международными договорами Российской Федерации для иностранных лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, предусмотрены более льготные правила ввоза товаров в Российскую Федерацию или их вывоза из Российской Федерации, чем установленные главой 45 Таможенного кодекса Таможенного союза, применяются правила международных договоров Российской Федерации.

Комментарии и консультации юристов по ст 317 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 317 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.