Статья 312. Международные почтовые отправления

1. К международным почтовым отправлениям относятся посылки и оправления письменной корреспонденции, являющиеся объектами почтового обмена в соответствии с актами Всемирного почтового союза.

2. Пересылка международных почтовых отправлений должна сопровождаться документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза.

3. Международные почтовые отправления не могут быть выданы операторами почтовой связи их получателям либо отправлены за пределы таможенной территории таможенного союза без разрешения таможенного органа.

Комментарий к статье 312 ТК ТС

1. Комментируемая статья открывает новую главу 44 "Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях" нового раздела 7 "Особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров" и закрепляет основные положении о международных почтовых отправлениях.

Отметим, что перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза товаров в международных почтовых отправлениях регламентируется, помимо комментируемой главы, следующими нормативно-правовыми актами:
1) Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "Об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях" от 18.06.2010;
2) Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 310 "Об утверждении Инструкции о порядке использования документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, в качестве таможенной декларации";
3) Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 338 "Об особенностях пересылки товаров в международных почтовых отправлениях";
4) Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 377 "Об особенностях заполнения транзитной декларации при перемещении международных почтовых отправлений".

Заметим, что датой организации международного почтового обмена считается дата создания Всемирного почтового союза - 1874 год, поскольку именно в этом году в столице Швейцарии - г.Берне была созвана Конференция полномочных представителей двадцати двух стран. Целью данной Конференции явилась организация функционирования международного почтового обмена, согласование тарифов и системы взаиморасчетов между почтовыми администрациями за международную почту. Тогда была принята Всемирная почтовая конвенция - основной документ, регламентирующий функционирование международной почтовой службы. Отметим, что согласно преамбуле Устава Всемирного почтового союза от 10.07.64. Союз призван стимулировать устойчивое развитие качественных, эффективных и доступных универсальных почтовых служб в целях содействия связи между жителями планеты:
________________
//minsvyaz.ru/common/upload/ystav_12-2009.pdf
- гарантируя свободное обращение почтовых отправлений по единой почтовой территории, которую образуют взаимосвязанные сети;
- содействуя принятию справедливых общих стандартов и использованию технологии;
- обеспечивая сотрудничество и взаимодействие заинтересованных сторон;
- способствуя эффективному техническому сотрудничеству;
- заботясь об удовлетворении изменяющихся потребностей клиентов.

2. Часть первая и вторая комментируемой статьи закрепляют определение понятию "международные почтовые отправления" и устанавливают требование к пересылке международных почтовых отправлений - сопровождение документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза.

Отметим, что виды таких документов определены Инструкцией о порядке использования документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, в качестве таможенной декларации, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 310. К ним относятся следующие виды документов:
- таможенная декларация (формы CN 22, CN 23);
- сопроводительный адрес СР 71;
- бланк-пачка СР 72;
- бланк Е1 (при таможенном декларировании международных почтовых отправлений, содержащих логотип EMS).

Кроме того, если документы, сопровождающие международные почтовые отправления, не содержат всех сведений, необходимых для выпуска товаров, должно быть представлено заявление в свободной форме, содержащее те сведения, которые не отображены в данных документах. Так, согласно пункту 8 Инструкции о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 263, заявление должно содержать следующие сведения:
- наименование таможенного органа, которому декларируются товары;
- сведения о декларанте (наименование и место нахождения; идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) или учетный номер плательщика (УНП) либо бизнес-идентификационный номер (БИН) для организации (филиала и представительства) и индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в виде совместного предпринимательства, либо индивидуальный идентификационный номер (ИИН) для физического лица, осуществляющего деятельность в виде личного предпринимательства; фамилия и инициалы, место жительства, если декларантом является физическое лицо, а также сведения о документе, подтверждающем личность лица, составившего заявление;
- сведения об отправителе и получателе товаров, а также о стране назначения для вывозимых товаров (в случае их отсутствия в транспортных (перевозочных), коммерческих документах);
- сведения о заявляемой таможенной процедуре;
- сведения по каждому товару: наименование, страна происхождения (в случае отсутствия таких сведений в транспортных (перевозочных), коммерческих документах); количество товаров (в основной и дополнительной единицах измерения); стоимость товаров и валюта, в которой определена стоимость товаров (в случае отсутствия таких сведений в коммерческих и (или) иных документах);
- сведения о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС), за исключением случаев декларирования товаров, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро, сведения о таможенной стоимости, ставках и суммах подлежащих уплате таможенных платежей;
- сведения о предоставляемых документах.

Указанное заявление должно быть подписано лицом, его составившим, и заверено печатью, если в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза лицо, составившее заявление, должно иметь печать.

3. В свою очередь, часть третья комментируемой статьи закрепляет разрешительный порядок выдачи и отправления за пределы таможенной территории таможенного союза почтовых отправлений: международные почтовые отправления не могут быть выданы операторами почтовой связи их получателям либо отправлены за пределы таможенной территории таможенного союза без разрешения таможенного органа. Так, в соответствии со статьей 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "Об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях" от 18.06.2010 разрешение на убытие товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, с таможенной территории таможенного союза оформляется таможенным органом в месте (учреждении) международного почтового обмена. Разрешение на убытие международных почтовых отправлений с таможенной территории таможенного союза оформляется таможенным органом в пункте пропуска через государственные (таможенные) границы государств-Сторон указанного соглашения на основании разрешения на убытие товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях. В свою очередь, согласно статье 8 указанного Соглашения внутрисоюзные почтовые отправления не подлежат таможенному контролю, не помещаются под таможенные процедуры, в отношении них не совершаются таможенные операции. Назначенные операторы государств Сторон соглашения обеспечивают:
- информирование таможенных органов государств Сторон соглашения о назначенных операторах и транспортных средствах, используемых назначенными операторами;
- пересылку международных почтовых отправлений и внутрисоюзных почтовых отправлений в разных депешах по отдельным сопроводительным документам;
- идентификацию внутрисоюзных почтовых отправлений.

О способе идентификации внутрисоюзных почтовых отправлений назначенные операторы уведомляют таможенные органы государств Сторон соглашения.

При пересылке международных почтовых отправлений в одной депеше с внутрисоюзными почтовыми отправлениями такие депеши перемещаются по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Другой комментарий к статье 312 Таможенного Кодекса ТС

С вступлением в силу Договора о ТК и созданием единой таможенной территории между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан международные почтовые отправления (далее - МПО) этих государств стали подразделяться на две категории. МПО, принимаемые для пересылки за пределы территории Таможенного союза, поступающие на ее территорию из третьих стран или следующие транзитом. А также внутрисоюзные почтовые отправления, пересылаемые из одного государства - члена Таможенного союза в другое государство этого союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза. При этом внутрисоюзные почтовые отправления не подлежат таможенному контролю, не помещаются под таможенные процедуры, в отношении них не совершаются таможенные операции <424>. Таким образом, ТК регулирует МПО принимаемые для пересылки за пределы территории Таможенного союза, поступающие на его территорию из третьих стран или следующие транзитом.

--------------------------------
<424> Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан "Об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях" (Заключено в Санкт-Петербурге 18 июня 2010 года).

Статья 312 ТК раскрывает основные положения, связанные с пересылкой МПО. В отношении МПО ТК воспринял принципы Киотской конвенции, в соответствии с которой таможенным законодательством регулируются только отправления письменной корреспонденции и посылок. Общие правила, касающиеся почтовых отправлений, содержатся во Всемирной почтовой конвенции, в соответствии с которой "почтовые отправления" - общей термин, относящийся к любому предмету, отправляемому почтовыми службами (отправление письменной корреспонденции, почтовые посылки, почтовые переводы и т.д.). Однако в ТК МПО ограничиваются отправлениями письменной корреспонденции и посылками, оставляя за рамками регулирования, например, почтовые переводы и отправления электронной почтой. Отправлениям письменной корреспонденции и почтовым посылкам посвящены отдельные акты Всемирного почтового союза: Регламент письменной корреспонденции и Регламент почтовых посылок соответственно. В соответствии с Регламентом письменной корреспонденции для отправлений письменной корреспонденции предлагаются две системы классификации. Первая система основывается на скорости обработки отправлений, подразделяя их на:

- приоритетные отправления, перевозимые самым быстрым путем (воздушным или наземным) в приоритетном порядке;

- неприоритетные отправления, для которых отправитель выбрал менее высокие тарифы, что удлиняет срок доставки.

Вторая система, воспринятая законодательством государств - членов Таможенного союза, основывается на вложении отправлений. В этом случае они подразделяются на:

- письма, почтовые карточки, печатные издания и мелкие пакеты весом до 2 кг;

- секограммы (отправления для слепых) весом до 7 кг;

- специальные мешки, содержащие газеты, периодические издания, книги и подобную печатную продукцию в адрес одного и того же получателя по тому же адресу, так называемые "мешки М", весом до 30 кг <425>.

--------------------------------
<425> Согласно оговорке, содержащейся в п. 3 ст. IV Заключительного протокола Всемирной почтовой конвенции, Казахстану разрешается ограничить максимальный вес входящих и исходящих мешков М 20 кг.

Посылками признаются почтовые отправления, вложение, размеры, вес и способ упаковки которых определены Регламентом почтовых посылок Всемирного почтового союза.

Пересылка МПО сопровождается документами, формы которых утверждены Всемирным почтовым союзом. В качестве декларации на товары таможенным органом принимаются таможенные декларации CN 22 или CN 23, сопроводительный адрес CP71, бланк-пачка CP72, бланк E1 (или его эквивалент ярлык EMS) <426>. Указанные накладные должны, в частности, содержать сведения об отправителе и получателе международных почтовых отправлений, стране отправления и стране назначения, перевозчике, транспортном средстве международной перевозки, номерах депеш, весе товаров брутто, количестве грузовых мест.

--------------------------------
<426> Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 310 "Об утверждении Инструкции о Порядке использования документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, в качестве таможенной декларации".

Составление таможенных деклараций лежит исключительно на ответственности отправителя. Тем не менее почтовые администрации должны консультировать своих клиентов относительно способов выполнения таможенных формальностей и особенно следить, чтобы таможенные декларации были полностью заполнены для ускорения таможенного досмотра отправлений.

Когда вся требуемая таможенной службой информация содержится в форме CN 22 или CN 23 и в подтверждающих документах, форма CN 22 или CN 23 считается декларацией на товары, за исключением случаев, когда:

- товары имеют стоимость, превышающую сумму, установленную в национальном законодательстве;

- товары подпадают под запреты или ограничения или облагаются экспортными пошлинами и налогами;

- экспорт товаров должен быть подтвержден;

- импортируемые товары предназначены для помещения под иную таможенную процедуру, нежели очистка для внутреннего потребления.

В указанных случаях требуется отдельная декларация на товары.

Пункт 3 ст. 312 ТК соответствует принципу, согласно которому никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, предусмотренных ТК.

Комментарии и консультации юристов по ст 312 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 312 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.