Статья 304. Магазины беспошлинной торговли

1. Порядок функционирования магазинов беспошлинной торговли, требования к их расположению, обустройству, оборудованию и правила реализации товаров в указанных магазинах определяются законодательством государств - членов таможенного союза (пункт в редакции Международного протокола от 16 апреля 2010 года.
2. Порядок ведения учета и предоставления отчетности в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, определяется законодательством государств - членов таможенного союза.

Комментарий к статье 304 ТК ТС

1. Комментируемая статья закрепляет положения о магазинах беспошлинной торговли.

Часть первая комментируемой статьи закрепляет положения относительно порядка функционирования магазинов беспошлинной торговли, требований к их расположению, обустройству, оборудованию и правил реализации товаров в указанных магазинах.

Так, согласно части первой комментируемой статьи порядок функционирования магазинов беспошлинной торговли, требования к их расположению, обустройству, оборудованию и правила реализации товаров в указанных магазинах определяются законодательством государств - членов таможенного союза.

Данные требования касаются:
1) порядка функционирования магазинов беспошлинной торговли;
2) требований к расположению, обустройству, оборудованию магазинов беспошлинной торговли;
3) правил реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли;
4) порядка ведения учета и предоставления отчетности в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли.

Так, в Российской Федерации может быть создано два вида магазинов беспошлинной торговли, различающихся по категориям покупателей, имеющих право на приобретение в них товаров:
1) магазины беспошлинной торговли для физических лиц, выезжающих с таможенной территории таможенного союза;
2) магазины беспошлинной торговли для иностранных дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций, консульских учреждений, а также приравненных к ним дипломатических агентов, консульских должностных лиц и членов их семей, которые проживают вместе с ними.

В Республике Казахстан также существует два вида магазинов беспошлинной торговли в зависимости от категории покупателей, имеющих право на приобретение в них товаров, и согласно ч.1 ст.408 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" ко всем магазинам беспошлинной торговли, расположенным на территории Республики Казахстан, применяются единые требования к обустройству и оборудованию.

Отметим, что положения о таможенной процедуре беспошлинной торговли содержит глава 38 "Таможенная процедура беспошлинной торговли" Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311. Так, согласно ст.293 указанного Федерального закона помещения магазина беспошлинной торговли могут состоять из торговых залов, подсобных помещений, складов. В свою очередь, требования к расположению, обустройству и оборудованию магазина беспошлинной торговли установлены также ст.84 данного Федерального закона. Так, в соответствии со ст.84 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 помещения магазина беспошлинной торговли могут состоять из торговых залов, подсобных помещений, складов. Указанные помещения должны быть оборудованы таким образом, чтобы обеспечить продажу товаров исключительно в торговых залах магазина беспошлинной торговли, сохранность товаров и возможность проведения в отношении них таможенного контроля. Отмечается, что подсобные помещения и склад магазина беспошлинной торговли должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы исключить доступ к находящимся в этих помещениях товарам посторонних лиц (лиц, не являющихся работниками магазина беспошлинной торговли, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих полномочиями), а также обеспечить возможность наложения на указанные помещения средств таможенной идентификации.

В свою очередь, часть третья указанной статьи устанавливает к обустройству, оборудованию и месту расположения магазина беспошлинной торговли следующие требования:
- территория магазина беспошлинной торговли не должна включать объекты, не связанные с его функционированием и обеспечением его работы;
- складом магазина беспошлинной торговли может являться только помещение. Использование в качестве склада магазина беспошлинной торговли открытых площадок не допускается. На складе магазина беспошлинной торговли не могут располагаться коридоры для прохода лиц, тамбуры, вестибюли, административно-бытовые и технические помещения, а также места для хранения упаковочных и обвязочных материалов, технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки. На складе магазина беспошлинной торговли должно быть весовое оборудование с различными пределами взвешивания, обеспечивающее возможность взвешивания товаров, предполагаемых к реализации в магазине беспошлинной торговли;
- помещения магазина беспошлинной торговли должны располагаться таким образом, чтобы исключить возможность поступления или изъятия товаров помимо таможенного контроля;
- торговые залы магазина беспошлинной торговли должны быть расположены таким образом, чтобы была исключена возможность оставления товаров, приобретенных в магазине беспошлинной торговли, на таможенной территории Таможенного союза, в том числе путем передачи их физическим лицам, остающимся на этой территории;
- торговые залы магазинов беспошлинной торговли должны находиться за пределами места, определенного для проведения таможенного контроля товаров, вывозимых физическими лицами при следовании этих лиц через таможенную границу Таможенного союза;
- торговые залы магазинов беспошлинной торговли должны располагаться таким образом, чтобы была исключена возможность доступа в эти залы физических лиц, въезжающих на таможенную территорию Таможенного союза;
- склад магазина беспошлинной торговли может располагаться вне мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, но в пределах региона деятельности таможенного органа, в котором функционирует магазин беспошлинной торговли.

Также в соответствии с частью четвертой ст.84 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 использование торговых залов, подсобных помещений и склада магазина беспошлинной торговли для хранения и реализации товаров, не заявленных к таможенной процедуре беспошлинной торговли, не допускается.

В свою очередь, порядок организации беспошлинной торговли для иностранных дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций, консульских учреждений, а также приравненных к ним дипломатических агентов, консульских должностных лиц и членов их семей, которые проживают вместе с ними, определяет Правительство Российской Федерации (см. ст.294 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311).

2. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает положения о порядке ведения учета и предоставления отчетности в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли. Так, согласно части второй комментируемой статьи порядок ведения учета и предоставления отчетности в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, определяется законодательством государств - членов таможенного союза.

Отметим, что владелец магазина беспошлинной торговли обязан вести учет и представлять отчетность в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, в соответствии со ст.59 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311, согласно которой ведение учета товаров и хозяйственных операций с этими товарами таможенным перевозчиком, владельцем склада временного хранения, владельцем таможенного склада, владельцем магазина беспошлинной торговли осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В свою очередь, формы и порядок представления отчетности лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, устанавливаются в соответствии со ст.177 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311.

Другой комментарий к статье 304 Таможенного Кодекса ТС

В соответствии со ст. 304 ТК требования к магазину беспошлинной торговли определяются на национальном уровне государств - членов Таможенного союза и касаются:

- порядка функционирования магазинов беспошлинной торговли;

- требований к расположению, обустройству, оборудованию магазинов беспошлинной торговли;

- правил реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли;

- порядка ведения учета и предоставления отчетности в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли.

В Российской Федерации может быть создано два вида магазинов беспошлинной торговли, различающихся по категориям покупателей, имеющих право на приобретение в них товаров:

1) магазины беспошлинной торговли для физических лиц, выезжающих с таможенной территории Таможенного союза;

2) магазины беспошлинной торговли для иностранных дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций, консульских учреждений, а также приравненных к ним дипломатических агентов, консульских должностных лиц и членов их семей, которые проживают вместе с ними.

В зависимости от вида магазина беспошлинной торговли различаются требования, предъявляемые к его расположению, обустройству и оборудованию. Расположение магазина беспошлинной торговли для физических лиц, выезжающих с таможенной территории Таможенного союза, требования к его обустройству и оборудованию на территории Российской Федерации определяются ст. 84 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Порядок организации беспошлинной торговли, а также требований к расположению, обустройству и оборудованию магазинов беспошлинной торговли для иностранных дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций, консульских учреждений, а также приравненных к ним дипломатических агентов, консульских должностных лиц и членов их семей, которые проживают вместе с ними, должны быть установлены Правительством Российской Федерации (ст. 294 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). Однако постановление Правительства Российской Федерации по этому вопросу в настоящее время отсутствует, в связи с чем невозможно организовать беспошлинную торговлю для иностранных дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций, консульских учреждений, а также приравненных к ним дипломатических агентов, консульских должностных лиц и членов их семей, которые проживают вместе с ними на территории Российской Федерации.

В Республике Казахстан, как и в Российской Федерации, выделено два вида магазинов беспошлинной торговли в зависимости от категории покупателей, имеющих право на приобретение в них товаров, однако ко всем магазинам беспошлинной торговли, расположенным на территории Республики Казахстан, применяются единые требования к обустройству и оборудованию (п. 1 ст. 408 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан"). Эти требования установлены ст. ст. 53 - 58 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан". Требования к двум видам магазинов беспошлинной торговли различаются в допустимых местах расположения, а также документах, требуемых для предъявления покупателями при приобретении товаров. Так, магазины беспошлинной торговли для физических лиц, выезжающих с таможенной территории Таможенного союза, должны располагаться в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза, а дополнительного документа при покупке предъявлять не требуется. Магазины беспошлинной торговли для иностранных дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций, консульских учреждений, а также дипломатических агентов, консульских должностных лиц и членов их семей, которые проживают вместе с ними, могут располагаться только в столице Республике Казахстан, городе Астане, и осуществляют продажу покупателям при предъявлении документа, подтверждающего аккредитацию покупателя в Министерстве иностранных дел Республики Казахстан, в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Казахстан (пп. 2 п. 1 ст. 409 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан"). Порядок реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли для иностранных дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций, консульских учреждений, а также дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними, устанавливается Правительством Республики Казахстан (пп. 2 п. 1 ст. 409 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан").

Все особенности функционирования магазинов беспошлинной торговли на территории Республики Беларусь до 24 января 2012 года были урегулированы Положением о магазинах беспошлинной торговли, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 22 ноября 2007 года N 589 "Об особенностях функционирования магазинов беспошлинной торговли". В настоящее время деятельность магазинов беспошлинной торговли осуществляется в соответствии с Положением о магазинах беспошлинной торговли, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 17 января 2012 года N 38 "О функционировании магазинов беспошлинной торговли" <419>. Положением о магазинах беспошлинной торговли регламентирован порядок создания и ликвидации магазина беспошлинной торговли, требования к обустройству, оборудованию, маркировке товаров, а также правила продажи товаров в магазинах беспошлинной торговли. Особенностью организации торговли в магазинах беспошлинной торговли второго типа (магазинов беспошлинной торговли, реализующих товары дипломатическим агентам, консульским должностным лицам, сотрудникам административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства, если они не являются гражданами Республики Беларусь или не проживают в Республике Беларусь постоянно, сотрудникам представительства международной организации, приравненного к дипломатическому представительству иностранного государства, а также членам семей указанных лиц, проживающим вместе с такими лицами и не являющимся гражданами Республики Беларусь или не проживающим в Республике Беларусь постоянно) является необходимость предъявления заявки на покупку товаров дипломатическим представительством иностранных государств, консульскими учреждениями с указанием цели приобретения.

--------------------------------
<419> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 24.01.2012. N 10. 1/13259.

Регулирование порядка ведения учета и предоставления отчетности в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, осуществляется законодательством государств - членов Таможенного союза (п. 2 ст. 304 ТК). В Российской Федерации Порядок представления отчетности утвержден Приказом Федеральной таможенной службы от 28 декабря 2010 года N 2636 "Об утверждении Порядка представления и форм отчетности лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела" <420>, при этом осуществляется учет как товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, так и товаров, реализованных в магазинах беспошлинной торговли.

--------------------------------
<420> Российская газета. 02.03.2011. N 43.

В Республике Беларусь порядок ведения учета и предоставления отчетности в отношении товаров, помещенных по таможенную процедуру беспошлинной торговли, проводится в соответствии со ст. 284 Кодекса Республики Беларусь "Таможенный кодекс Республики Беларусь", во исполнение которой было издано Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 31 января 2008 года N 11 "О порядке ведения учета и представления отчетности для целей таможенного контроля" в котором установлены правила и форма предоставления отчета о товарах, помещенных под таможенный режим беспошлинной торговли.

Ведение учета и отчетности товаров в магазинах беспошлинной торговли в Республике Казахстан осуществляется посредством ведения журнала учета товаров, поступающих в магазин беспошлинной торговли и журнала учета товаров, реализованных в магазине. Порядок ведения журнала и предоставления их в таможенные органы установлен Постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 февраля 2011 года N 115 "Об утверждении Правил представления таможенным представителем отчетности, в том числе с использованием информационных технологий в таможенные органы, Правил ведения учета поступления товаров в магазин беспошлинной торговли и их реализации в том магазине, а также представления таможенным органам отчетности о таких товарах и форм отчетов о применении таможенной процедуры переработки на/вне таможенной территории и для внутреннего потребления" <421>.

--------------------------------
<421> Казахстанская правда. 19.02.2011.

Комментарии и консультации юристов по ст 304 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 304 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.