Статья 3. Таможенное законодательство таможенного союза

1. Таможенное законодательство таможенного союза состоит из:
1) настоящего Кодекса;
2) международных договоров государств - членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе;
3) решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с настоящим Кодексом и международными договорами государств - членов таможенного союза.

2. Таможенное законодательство таможенного союза действует на таможенной территории таможенного союза.Если в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, такое законодательство действует на территории этого государства - члена таможенного союза (часть дополнительно включена Международным протоколом от 16 апреля 2010 года).

3. При таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза (пункт в редакции Международного протокола от 16 апреля 2010 года.

4. При перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяются таможенное законодательство таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не установлен, применяются таможенное законодательство таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день выявления нарушения установленных требований, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.(Пункт дополнительно включен Международным протоколом от 16 апреля 2010 года)

Комментарий к статье 3 ТК ТС

1. Таможенное законодательство представляет собой совокупность нормативных актов, призванных регулировать правоотношения в рамках Таможенного союза, в том числе в части установления специальных экономических требований в отношении порядка ввоза-вывоза товаров. Основным документом в системе законодательства является комментируемый кодекс - комплексный нормативный акт, призванный урегулировать таможенные отношения стран-участниц Союза. В первую очередь, кодекс призван закрепить единство Союза трех государств, а также констатировать его открытость и готовность к сотрудничеству с иными государствами мирового сообщества. Юридическое значение комментируемого акта сводится к нормативному закреплению и детализации наиболее важных и значимых вопросов экономического взаимодействия государств - участников, в том числе и порядок совершения ими экспортно-импортных операций в рамках Таможенного Союза. Однако, как и большинство нормативных актов законодательного характера, Кодекс регламентирует наиболее важные и значимые вопросы таможенного взаимодействия, которые нередко имеют общее выражение в нормах кодекса и требуют дальнейшей детализации.

2. Регулирование отдельных аспектов взаимоотношений осуществляется участниками Союза в рамках международных договоров. Условно всю совокупность заключенных международных договоров можно разделить на две основные части: международные договоры, действующие в рамках ЕврАзЭС, а также договоры, направленные на завершение формирования договорно-правовой базы Таможенного союза.

В состав первой категории договоров входят такие документы, как:
- Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (Астана, 05.07.2010);
- Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза (Астана, 05.07.2010);
- Протокол от 12.12.2008 о внесении изменений в Соглашение об основах гармонизации технических регламентов государств - членов Евразийского экономического сообщества от 24.03.2005;
- Соглашение о создании информационной системы Евразийского экономического сообщества в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 12.12.2008.

Вторая категория включает такие международные соглашения стран-участниц Союза, как:
- Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11.12.2009;
- Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009;
- Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению оценке (подтверждению) соответствия от 11.12.2009;
- Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза от 11.12.2009.

Таким образом, договоры ЕврАзЭС призваны регламентировать отдельные категории правоотношений, а вторая группа договоров призвана устранить выявленные правовые пробелы и закрепить нормативное регулирование тех правоотношений, которые не нашли надлежащей регламентации в рамках иных нормативных актов, в том числе установить специальные правила, например, ветеринарно-санитарные и т.п.

3. Источником правового регулирования в рамках Таможенного союза выступают и решения Комиссии таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения, принимаемые в соответствии с комментируемым Кодексом и международными договорами государств - членов таможенного союза. Следует отметить, что в соответствии с Договором от 18.11.2011 Комиссия Таможенного союза упразднена со 2 февраля 2012 года, ее полномочия переданы Евразийской экономической Комиссии. В настоящее время деятельность Комиссии в большинстве своем направлена на установление и закрепление таможенно-тарифного регулирования как общего характера, так и в отношении отдельных видов товаров. Например, общее регулирование осуществляется в рамках Решения N 130 Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации". В то же время были установлены специальные требования в отношении экспорта-импорта сахара, которые реализованы в рамках Решения N 131 Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 "О тарифном регулировании импорта сахара в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества".

4. Любая правовая норма действует в течение определенного периода времени на определенной территории, в отношении определенного круга лиц. По общему правилу действие любого нормативного акта ограничивается территорией субъекта, его принявшего. Комментируемый кодекс не является исключением из общего правила, и поскольку принят он в рамках Таможенного союза, то и применение его осуществляется на территории союза, т.е. в пределах таможенных границ. При этом не следует забывать, что комментируемый кодекс предусматривает возможность применения к правоотношениям, составляющим предмет его регулирования, и норм государств-участников союза, их нормативных актов. Указанное правило действует в случае отсутствия специальных предписания в рамках комментируемого кодекса и иных нормативных актов Таможенного союза. Положения ч.2 комментируемой статьи декларируют использование общего принципа применения нормативных актов - в пределах территории государства, принявшего соответствующий нормативный акт. Таким образом, каждое государство строит свои взаимоотношения при отсутствии предписания в рамках союза на основе собственных нормативных актов.

5. Правовое регулирование правоотношений, составляющих предмет комментируемого кодекса, носит комплексный характер, в связи с чем положения ч.3 комментируемой статьи призваны детализировать комплекс правовых предписаний, регламентирующих указанные правоотношения. В частности, таможенное регулирование осуществляется как нормами Таможенного союза, так и положениями нормативных актов государств-участников союза. Так, к компетенции союза относится таможенно-тарифное регулирование, в большинстве своем реализуемое Евразийской экономической Комиссией в рамках принимаемых ею решений, запреты и ограничения, устанавливаемые союзом, например, по видам разрешенных к ввозу товаров и т.п. Ряд вопросов в силу прямого предписания комментируемого кодекса отнесен к компетенции стран-участниц союза, в частности, нормами внутригосударственных актов регламентируются вопросы в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов. Однако, такое регулирование осуществляется по остаточному принципу - если нет специальных предписаний комментируемого кодекса или международных договоров. Наличие специальных правил в рамках союза не допускает возможности применения нормативных актов государств-участников, а соответственно требует от них неукоснительного соблюдения и исполнения международных предписаний.

6. Особое место в системе предписаний комментируемой статьи занимают положения ч.4, призванные определить нормативно-правовую базу применения мер ответственности за нарушение установленных союзом требований. Меры ответственности также предполагают применение всего комплекса норм правового регулирования, причем кодекс в данном случае конкретизирует специальные виды норм, подлежащих применению в данном случае. В их состав входит непосредственно таможенное законодательство таможенного союза, а также нормы, регламентирующие отдельные аспекты деятельности, в частности:
- меры таможенно-тарифного регулирования;
- запреты и ограничения;
- законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, если актами Таможенного союза не предусмотрено иное.

Таким образом, изменение тарифов, а также установление запретов и ограничений выступает в качестве специальных санкций Таможенного союза, применяемых в отношении нарушителя установленных им правил.

При нарушении установленных правил перемещения товаров через таможенную границу к нарушителю могут быть применены только те меры и санкции, которые обладают юридической силой на момент совершения нарушения. Данное правило является общим как для большинства государств, так и для международных организаций и учреждений. Однако в ряде случаев допускается исключение из общего правила. Нормы комментируемого кодекса предусматривают возможность применения иных санкций лишь в случае, если достоверно установить момент фактического пересечения товарами таможенной границы. В такой ситуации к нарушителю подлежат применению нормы, действующие в момент выявления факта нарушения установленных правил пересечения таможенной границы.

Другой комментарий к статье 3 Таможенного Кодекса ТС

Статья 3 ТК раскрывает понятие таможенного законодательства Таможенного союза.

Следует отметить, что понятие "законодательство" можно использовать применительно к нормативным правовым актам, принимаемым в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС, лишь условно, поскольку нормативные акты, регулирующие таможенные отношения в Таможенном союзе, законами не являются.

Таможенное законодательство Таможенного союза представляет собой трехуровневую систему нормативных правовых актов, расположенных в соответствии с критерием убывания юридической силы следующим образом:

1) Таможенный кодекс Таможенного союза;

2) международные договоры государств - членов Таможенного союза, регулирующие таможенные отношения в Таможенном союзе;

3) решения наднационального органа (первоначально - Комиссии Таможенного союза, а с февраля 2012 года - Евразийской экономической комиссии).

В системе таможенного законодательства Таможенного союза актом, обладающим высшей юридической силой, является Таможенный кодекс Таможенного союза. Норма, закрепляющая примат ТК среди источников таможенного права Таможенного союза, содержится в ст. 1 Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза" <11>.

--------------------------------
<11> СЗ РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.

ТК является приложением к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года. Это приложение, а соответственно и сам ТК, являются неотъемлемой частью Договора.

Российская Федерация ратифицировала Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза Федеральным законом от 2 июня 2010 года N 114-ФЗ <12>.

--------------------------------
<12> СЗ РФ. 2010. N 23. Ст. 2796.

В соответствии с решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 года N 48 Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза вступил в силу с 6 июля 2010 года с учетом временных изъятий, установленных Протоколом от 5 июля 2010 года. В Республике Казахстан и Российской Федерации данный Договор применяется с 1 июля 2010 года.

Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза открыт для присоединения любого государства, которое станет членом Таможенного союза.

Изменения в ТК вносятся через принятие соответствующих протоколов, которые становятся неотъемлемой частью Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза (например, Протокол от 16 апреля 2010 года "О внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года") <13>.

--------------------------------
<13> СЗ РФ. 2010 N 50. Ст. 6616.

Все иные международные договоры государств - членов Таможенного союза, регулирующие таможенные отношения в Таможенном союзе, уступают по юридической силе ТК и составляют второй уровень таможенного законодательства Таможенного союза.

Договорная база Таможенного союза, с помощью которой регулируются таможенные отношения, состоит из двух групп международно-правовых актов:

1) международных договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС и принятых до образования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года <14>; Соглашение о Таможенном союзе от 20 января 1995 года <15>; Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года <16>; Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года <17> и т.д.;

--------------------------------
<14> Бюллетень международных договоров. 1995. N 10.
<15> Бюллетень международных договоров. 1995. N 6.
<16> Бюллетень международных договоров. 2001. N 12.
<17> СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 632.

2) международных договоров, принятых после создания Таможенного союза и направленных на завершение формирования его договорно-правовой базы: Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года <18>; Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 года <19>; Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года <20>; Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 января 2008 года <21>; Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 5 июля 2010 года <22>; Договор об Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза от 22 июня 2011 года <23>; Договор о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года <24>, и т.д.

--------------------------------
<18> СЗ РФ. 2011. N 12. Ст. 1552.
<19> СЗ РФ. 2011. N 12. Ст. 1554.
<20> Бюллетень международных договоров. 2010. N 10.
<21> Текст Соглашения размещен на сайте Таможенного союза: //www.tsouz.ru/Docs/IntAgrmnts/Pages/S_o_vivozn_poshl_3strani.aspx.
<22> СЗ РФ. 2012. N 36. Ст. 4867.
<23> Бюллетень международных договоров. 2012. N 5.
<24> СЗ РФ. 2012. N 11. Ст. 1275.

Основные договоры и соглашения (включая учредительные договоры и Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза) утверждаются органом стратегического управления, принимающим наиболее важные решения, относящиеся к созданию и функционированию Таможенного союза. До 2012 года это был Межгосударственный Совет, с 2012 года - Высший Евразийский экономический совет.

Третьим уровнем системы таможенного законодательства Таможенного союза являются решения постоянно действующего регулирующего органа Таможенного союза, которым первоначально была Комиссия Таможенного союза, а с февраля 2012 года - Евразийская экономическая комиссия - единый орган Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Определяя место решений Комиссии в системе таможенного законодательства Таможенного союза, ТК исходит из того, что решения Комиссии должны приниматься в соответствии с ТК и международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Полномочия Комиссии определены в ст. 3 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года, в которой закреплено, что Комиссия осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных упомянутым Договором, иными международными договорами, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также решениями Высшего Евразийского экономического совета в сферах: таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, таможенного администрирования, зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, установления торговых режимов в отношении третьих стран, статистики внешней и взаимной торговли, валютной политики и т.д. Перечень сфер, в которых Комиссия осуществляет свои полномочия, свидетельствует о том, что Евразийская экономическая комиссия является постоянно действующим органом, осуществляющим регулятивные функции не только в сфере Таможенного союза и единой таможенной политики, но и во всех иных областях экономической политики, составляющих содержание Единого экономического пространства.

Комиссия состоит из Совета Комиссии и Коллегии Комиссии, порядок деятельности которых регулируется Регламентом работы Евразийской экономической комиссии, утверждаемым Высшим Евразийским экономическим советом на уровне глав государств <25>.

--------------------------------
<25> Регламент работы Евразийской экономической комиссии утвержден Решением N 1 Высшего Евразийского экономического совета, принятого в г. Москве 18 ноября 2011 года.

В пределах своих полномочий Комиссия принимает решения, имеющие обязательный характер для государств - членов Таможенного союза, и рекомендации, которые обязательного характера не имеют.

В ст. 5 Договора о Евразийской экономической комиссии воспроизводится положение ст. 3 ТК о том, что решения Комиссии являются составной частью таможенного законодательства и применяются на всей таможенной территории Таможенного союза: "Решения Комиссии входят в договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства и подлежат непосредственному применению на территориях Сторон".

Решения Комиссии принимаются Советом Комиссии и Коллегией Комиссии в пределах полномочий, установленных Договором о Евразийской экономической комиссии, и в порядке, предусмотренном этим Договором и Регламентом Комиссии.

В соответствии со ст. 7 Договора о Евразийской экономической комиссии принятие решений Комиссии производится на основании голосования членов Совета Комиссии или членов Коллегии Комиссии, при этом голоса в Комиссии распределяются следующим образом:

а) в Совете Комиссии - один голос члена Совета Комиссии является одним голосом;

б) в Коллегии Комиссии - один голос члена Коллегии Комиссии является одним голосом.

Согласно ст. 12 Договора о Евразийской экономической комиссии Совет Комиссии в пределах своих полномочий принимает решения консенсусом. В случае если консенсус не достигнут, вопрос передается на рассмотрение в Высший Евразийский экономический совет по предложению любого члена Совета Комиссии.

Порядок принятия решений Коллегии Комиссии определен в ст. 21 Договора. Коллегия Комиссии принимает решения консенсусом или квалифицированным большинством в две трети голосов общего числа членов Коллегии Комиссии. Перечень вопросов, решения по которым принимаются консенсусом и квалифицированным большинством в две трети голосов общего числа членов Коллегии Комиссии, определяется Регламентом (часть 6 главы 1, часть 5 главы 2, а также приложение "Функции и полномочия Совета").

К настоящему времени основную долю решений Комиссии, являющихся частью таможенного законодательства Таможенного союза, составляют решения, принятые предшественницей Евразийской комиссии - Комиссией Таможенного союза: решение от 18 июня 2010 года N 289 "О форме и порядке заполнения транзитной декларации", решение от 20 сентября 2010 года N 375 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур", решение от 20 сентября 2010 года N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", и др. <26>.

--------------------------------
<26> Решения Евразийской экономической комиссии размещаются на официальном интернет-сайте Комиссии: //www.eurasiancommission.org.

Все перечисленные акты таможенного законодательства Таможенного союза действуют на всей таможенной территории Таможенного союза. Если таможенное законодательство предусматривает, что таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, такое законодательство действует на территории данного государства - члена Таможенного союза.

По общему правилу при таможенном регулировании применяются акты таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения и государственного регулирования внешнеторговой деятельности, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов. В отдельных случаях может быть предусмотрен иной порядок. Например, в случае выпуска товаров до подачи таможенной декларации (ст. 197 ТК).

Особый порядок устанавливается в отношении случаев перемещения товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза. К таким товарам применяются таможенное законодательство Таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы. Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не установлен, применяются нормы, действующие на день выявления нарушения установленных требований.

Особые случаи применения норм таможенного законодательства действуют только в том случае, если иное регулирование не предусмотрено самим ТК или международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Комментарии и консультации юристов по ст 3 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 3 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.