Статья 257. Документ об условиях переработки товаров вне таможенной территории

1. Документ об условиях переработки товаров вне таможенной территории, выдаваемый уполномоченным органом государства - члена таможенного союза, может получить любое лицо государства - члена таможенного союза, на территории которого выдается этот документ.

2. Документ об условиях переработки товаров вне таможенной территории должен содержать следующие сведения о (об):
1) лице, которому выдан документ;
2) лице (лицах), которое (которые) будет (будут) непосредственно осуществлять операции по переработке;
3) наименовании, классификации товаров таможенного союза и продуктов их переработки в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, их количестве и стоимости;
4) документах, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки либо иных документах, подтверждающих право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки;
5) нормах выхода продуктов переработки;
6) операциях по переработке товаров, способах их совершения;
7) способах идентификации товаров;
8) сроке переработки товаров вне таможенной территории;
9) замене продуктов переработки иностранными товарами, если такая замена допускается;
10) таможенном органе (таможенных органах), в котором (которых) предполагается помещение товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории и завершение этой таможенной процедуры.

3. Документ об условиях переработки товаров вне таможенной территории, кроме сведений, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, может содержать и иные сведения, если это установлено законодательством государств - членов таможенного союза.

4. Форма и порядок выдачи документа об условиях переработки товаров вне таможенной территории, внесения в него изменений или дополнений, а также его отзыва (аннулирования) определяется законодательством государств - членов таможенного союза.
5. Выпуск товаров таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории осуществляется таможенным органом государства - члена таможенного союза, уполномоченным органом которого выдан документ об условиях переработки товаров вне таможенной территории.

Комментарий к статье 257 ТК ТС

1. Комментируемая статья посвящена документу об условиях переработки товаров вне таможенной территории.

Часть первая комментируемой статьи закрепляет общие положения о документе об условиях переработки товаров вне таможенной территории.

Так, согласно части первой комментируемой статьи документ об условиях переработки товаров вне таможенной территории, выдаваемый уполномоченным органом государства - члена таможенного союза, может получить любое лицо государства - члена таможенного союза, на территории которого выдается этот документ.

Следовательно, лицом, которое получает документ об условиях переработки товаров вне таможенной территории, может быть лицо, которое только предполагает начать совершать операции по переработке товаров, либо принимает участие, но непосредственно операции по переработке товаров не совершает.

Для переработки товаров вне таможенной территории требуется получить документ об условиях переработки, он же, в соответствии со ст.258 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311, является разрешением на переработку.

Статьей 258 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 предусматривается порядок внесения изменений или дополнительных сведений в разрешение на переработку:
1) при отсутствии сведений о стоимости товаров, в разрешении можно указать диапазон цен на данный товар;
2) при отсутствии информации о документах, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки, или о документах, подтверждающих право владения и распоряжения товарами, разрешается внесение этих сведений как дополнение в разрешение, в порядке, установленном п.4 данной статьи, но не позднее дня декларирования товаров.

Разрешение на переработку действует в течение срока переработки товаров, но в соответствии с действующим законодательством может быть продлено.

Срок переработки товаров вне таможенной территории определяется лицом, получающим разрешение на переработку, но не может превышать 2 (два) года и согласовывается с таможенным органом, выдавшим разрешение.

2. Отметим, что часть вторая комментируемой статьи устанавливает перечень обязательных сведений, которые должен содержать документ об условиях переработки товаров вне таможенной территории.

Так, согласно части второй комментируемой статьи документ об условиях переработки товаров на таможенной территории должен содержать следующие сведения о (об):
- лице, которому выдан документ;
- лице (лицах), которое (которые) будет (будут) непосредственно осуществлять операции по переработке;
- наименовании, классификации товаров таможенного союза и продуктов их переработки в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, их количестве и стоимости;
- документах, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки либо иных документах, подтверждающих право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки;
- нормах выхода продуктов переработки;
- операциях по переработке товаров, способах их совершения;
- способах идентификации товаров;
- сроке переработки товаров вне таможенной территории;
- замене продуктов переработки иностранными товарами, если такая замена допускается;
- таможенном органе (таможенных органах), в котором (которых) предполагается помещение товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории и завершение этой таможенной процедуры.

Обратим внимание, что данный перечень сведений является закрытым. Следовательно, содержание каких-либо иных сведений в данном документе не допускается, за исключением случая, указанного в части третьей комментируемой статьи.

Срок переработки товаров должен включать в себя непосредственно время необходимое для переработки, а также время для ввоза готовой продукции (продуктов переработки) с помещением ее под процедуры, завершающие процедуру переработки.

По мотивированному заявлению владельцев товаров, находящихся в переработке, таможенный орган вправе продлевать указанный срок.

В свою очередь, часть третья комментируемой статьи устанавливает уточняющее положение о содержании документа об условиях переработки товаров.

Так, согласно части третьей комментируемой статьи документ об условиях переработки товаров вне таможенной территории, кроме сведений, предусмотренных ч.2 комментируемой статьи, может содержать и иные сведения, если это установлено законодательством государств - членов таможенного союза.

3. Часть четвертая комментируемой статьи закрепляет положение о форме и порядке выдачи документа об условиях переработки товаров вне таможенной территории.

Так, согласно части четвертой комментируемой статьи форма и порядок выдачи документа об условиях переработки товаров вне таможенной территории, внесения в него изменений или дополнений, а также его отзыва (аннулирования) определяются законодательством государств - членов таможенного союза.

Отметим, что в соответствии со ст.248 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 документом об условиях переработки товаров на таможенной территории, предусмотренным ст.240 и 244 комментируемого Кодекса, является разрешение на переработку товаров на таможенной территории. В разрешении на переработку товаров на таможенной территории указываются сведения, установленные ст.244 комментируемого Кодекса.

Часть пятая комментируемой статьи устанавливает правило о выпуске товаров таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории. Так, согласно части пятой комментируемой статьи выпуск товаров таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории осуществляется таможенным органом государства - члена таможенного союза, уполномоченным органом которого выдан документ об условиях переработки товаров вне таможенной территории.

Другой комментарий к статье 257 Таможенного Кодекса ТС

В соответствии с п. 1 ст. 257 ТК подаче таможенной декларации для оформления товаров в соответствии с процедурой переработки вне таможенной территории предшествует получение документа об условиях переработки товаров вне таможенной территории. В Российской Федерации таким документом является разрешение на переработку товаров вне таможенной территории (ч. 1 ст. 258 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"), в Республике Беларусь - таможенный документ о согласовании условий переработки вне таможенной территории (п. 2 ст. 180 Таможенного кодекса Республики Беларусь, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 октября 2011 года N 1373).

Документ об условиях переработки должен содержать сведения, указанные в п. 2 ст. 257 ТК, а в отдельных случаях, определенных актами национального законодательства государств - членов Таможенного союза, документ может включать и иные сведения (п. 3 ст. 257 ТК):

1) о лице, которому выдан документ;

2) о лице, которое будет непосредственно осуществлять операции по переработке;

3) о наименовании, классификации товаров Таможенного союза и продуктов их переработки в соответствии с ТН ВЭД, их количестве и стоимости;

4) о документах, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки, либо иных документах, подтверждающих право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки;

5) о нормах выхода продуктов переработки;

6) об операциях по переработке товаров, способах их совершения;

7) о способах идентификации товаров;

8) о сроке переработки товаров вне таможенной территории;

9) о замене продуктов переработки иностранными товарами, если такая замена допускается;

10) о таможенном органе, в котором предполагается помещение товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории и завершение этой таможенной процедуры;

11) иные сведения, если это установлено законодательством государств - членов Таможенного союза.

Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 258 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в случае отсутствия информации о стоимости иностранных товаров, продуктов их переработки, остатков и отходов в разрешении на переработку товаров вне таможенной территории указываются соответствующие стоимостные диапазоны.

Согласно п. 1 ст. 257 ТК, соответствующему стандартному правилу 3 гл. 2 Специального приложения F Киотской конвенции, за документом об условиях переработки товаров вне таможенной территории вправе обратиться любое заинтересованное лицо государства - члена Таможенного союза, на территории которого он выдается (не только собственник товаров, предназначенных для переработки вне таможенной территории). Между тем, только лица, получившие разрешение на переработку товаров вне таможенной территории, могут осуществлять таможенное декларирование в соответствии с данной таможенной процедурой (ч. 2 ст. 254 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). При этом выпуск товаров производится таможенным органом того государства - члена Таможенного союза, уполномоченным органом которого выдан документ об условиях переработки (п. 5 ст. 257 ТК).

В ч. 2 ст. 259 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что для получения разрешения на переработку товаров заинтересованное лицо подает заявление на переработку товаров в таможенный орган, в регионе деятельности которого он зарегистрирован как налогоплательщик в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Если целью помещения товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории является их ремонт, в качестве заявления на переработку товаров вне таможенной территории может использоваться таможенная декларация.

В заявлении на переработку товаров вне таможенной территории должны быть указаны следующие сведения:

1) о заявителе (декларанте);

2) о лице, непосредственно совершающем операции по переработке товаров, и его месте нахождения;

3) о товарах, предназначенных для переработки, и продуктах такой переработки (наименование, классификационный код по ТН ВЭД, количество в основных или дополнительных единицах измерения в соответствии с ТН ВЭД, ориентировочная стоимость или ее диапазон);

4) об операциях по переработке товаров, включая технологию и сроки их совершения;

5) о норме выхода продуктов переработки;

6) о продуктах переработки (наименование, классификационный код по ТН ВЭД, предполагаемое количество в основных или дополнительных единицах измерения в соответствии с ТН ВЭД, ориентировочная стоимость или ее диапазон);

7) о способах идентификации товаров таможенного союза в продуктах их переработки;

8) о замене продуктов переработки иностранными товарами;

9) о сроке переработки товаров.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанные в нем сведения, в т.ч. документы, свидетельствующие о заключении соответствующей внешнеэкономической сделки, заключения экспертных организаций, основанные на конкретном технологическом процессе совершения операций по переработке.

Таможенный орган рассматривает заявление на переработку товаров вне таможенной территории и приложенные к нему документы в течение пятнадцати дней со дня их принятия. Таможенный орган вправе запросить у третьих лиц, а также у государственных органов документы, подтверждающие заявленные сведения. При этом таможенный орган вправе продлить срок рассмотрения заявления на переработку товаров вне таможенной территории, но не более чем до тридцати дней со дня его принятия.

Форма и порядок выдачи, отзыва, аннулирования разрешения определены ст. ст. 258 - 260 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", а также Приказом ФТС России от 27 мая 2011 года N 1072 "Об утверждении Порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на переработку товаров вне таможенной территории, а также порядка отзыва и аннулирования разрешения на переработку товаров вне таможенной территории".

Собственный порядок выдачи документа об условиях переработки товаров вне таможенной территории установлен законодательством Республики Беларусь о таможенном деле. Согласно ст. 180 Таможенного кодекса Республики Беларусь до представления товаров к таможенному оформлению для помещения под таможенный режим переработки вне таможенной территории необходимо получить таможенный документ о согласовании условий переработки вне таможенной территории. С этой целью лицо, заинтересованное в переработке товаров, подает в таможенный орган заявление, содержащее все необходимые сведения, а также документы, подтверждающие эти сведения, включая заключение уполномоченного органа об условиях переработки товаров вне таможенной территории. Последний документ оформляется лицом предварительно в отдельном порядке, установленном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 октября 2011 года N 1373 "О некоторых вопросах помещения товаров под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, переработки вне таможенной территории и признании утратившими силу некоторых постановлений и структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь".

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 октября 2011 года N 1373 в зависимости от вида экономической деятельности установлены уполномоченные на согласование условий переработки органы, которыми являются республиканские органы государственного управления (министерства) и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, включая Белорусский государственный концерн по нефти и химии, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности "Белгоспищепром", Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности и Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также государственное производственно-торговое объединение "Белхудожпромыслы", Управления делами Президента Республики Беларусь и Национальная академия наук Беларуси.

Как установлено п. 21 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 октября 2011 года N 1373, получение документа о согласовании условий переработки не требуется в следующих случаях:

1) при переработке специфических товаров, перемещение которых через таможенную границу Таможенного союза регулируется законодательством об экспортном контроле;

2) при замене иностранных товаров эквивалентными товарами в соответствии со ст. 248 ТК;

3) при замене продуктов переработки иностранными товарами в соответствии со ст. 259 ТК;

4) при необходимости увеличения количества товаров для переработки, используемых для совершения операций по переработке, и соответствующего увеличения продуктов переработки, остатков, отходов, безвозвратных потерь при неизменных нормах выхода продуктов переработки (нормах расхода товаров для переработки на единицу продукта переработки);

5) при внесении изменений и (или) дополнений в ранее выданные документы об условиях переработки товаров, когда изменению и (или) дополнению подлежат сведения о стоимости и классификации товаров для переработки и продуктов их переработки в соответствии с ТН ВЭД ТС (на уровне не менее первых четырех знаков классификационного кода); о стоимости и классификации остатков и отходов; а также в иных случаях, определенных Правительством Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

С 29 декабря 2011 года при помещении товаров под все предусмотренные виды таможенных процедур переработки товаров в Республике Беларусь начал действовать заявительный принцип "одного окна". Отныне субъекту хозяйствования, заинтересованному в переработке товаров, не требуется отдельно обращаться за согласованием условий переработки в уполномоченный орган. Лицо, заинтересованное в переработке товаров, представляет необходимые бумаги непосредственно в таможенный орган, на который возлагается обязанность самостоятельно запрашивать согласование условий переработки у уполномоченного органа (в случаях, когда требуется наличие такого согласования) путем направления заявления лица, заинтересованного в переработке товаров, совместно с комплектом необходимых документов в уполномоченный орган в электронном виде.

Основное предназначение данного заключения - подтвердить перечисленные сведения, заявляемые при согласовании в таможенном органе условий использования товаров в режиме переработки. Согласование условий использования товаров оформляется уже вторым документом, который носит название таможенного документа о согласовании условий переработки вне таможенной территории (ст. 180 Таможенного кодекса Республики Беларусь).

Комментарии и консультации юристов по ст 257 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 257 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.