Статья 213. Условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта

1. Товары помещаются под таможенную процедуру экспорта при соблюдении следующих условий:
1) уплаты вывозных таможенных пошлин, если не установлены льготы по уплате вывозных таможенных пошлин;
2) соблюдения запретов и ограничений;
3) представления сертификата о происхождении товара в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией таможенного союза в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.

2. Товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта и фактически вывезенные с таможенной территории таможенного союза, утрачивают статус товаров таможенного союза.
3. Пункт исключен Международным протоколом от 16 апреля 2010 года..

Комментарий к статье 213 ТК ТС

1. Комментируемая статья посвящена условиям помещения товаров под таможенную процедуру экспорта.

Часть первая комментируемой статьи закрепляет закрытый перечень условий, выполнение которых необходимо при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта. Так, согласно части первой комментируемой статьи товары помещаются под таможенную процедуру экспорта при соблюдении следующих условий:
- уплата вывозных таможенных пошлин, если не установлены льготы по уплате вывозных таможенных пошлин;
- соблюдение запретов и ограничений;
- представление сертификата о происхождении товара в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией таможенного союза (с 02.02.2012 - Евразийской экономической комиссией) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.

Отметим, что для помещения товаров под таможенную процедуру экспорта необходимо соблюдение всех указанных в комментируемой статье условий в совокупности. Следовательно, при отсутствии хотя бы одного из них помещение товаров под таможенную процедуру экспорта не производится.

Так, например, Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 05.09.2011 по делу N А52-4093/2010 было отказано в удовлетворении требования о признании незаконными действий таможни по запрету вывоза с таможенной территории таможенного союза товара (лом свинца) и его возврату в адрес экспортера. Согласно обстоятельствам дела Таможня запретила вывоз товаров, относящихся к опасным отходам, на территорию третьего государства в связи с непредставлением лицензии уполномоченного органа, разрешающей перемещение товара. Суд отказал в удовлетворении требования, поскольку перемещение товаров, для вывоза которых за пределы таможенного союза требуется представление разрешительных документов, без таких документов не осуществляется.

2. В свою очередь, часть вторая комментируемой статьи устанавливает последствия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта и фактического вывоза их с таможенной территории таможенного союза. Так, согласно части второй комментируемой статьи товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта и фактически вывезенные с таможенной территории таможенного союза, утрачивают статус товаров таможенного союза. Следовательно, товары теряют способность свободно обращаться на таможенной территории таможенного союза.

Другой комментарий к статье 213 Таможенного Кодекса ТС

В ст. 213 ТК определены условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта. При выполнении этих условий происходит изменение статуса товара.

Товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта и фактически вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, утрачивают статус товаров Таможенного союза.

Несмотря на то что определены всего лишь три условия помещения товара под таможенную процедуру экспорта, используемые для их обозначения юридические формулировки (например: "соблюдение запретов и ограничений") таковы, что предполагают при использовании ст. 213 возможность применения десятков различных нормативных правовых актов.

Первое условие помещения товаров под таможенную процедуру экспорта - это уплата вывозных таможенных пошлин. Данное условие не применяется только в том случае, когда таможенным законодательством установлены льготы по уплате вывозных таможенных пошлин.

Отметим, что на данном этапе развития таможенного законодательства определение величины ставок вывозных таможенных пошлин отнесено к компетенции национальных регуляторов (в Российской Федерации - Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2012 года N 756 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" <352>).

--------------------------------
<352> СЗ РФ. 2012. N 32. Ст. 4550.

Второе условие - соблюдение установленных запретов и ограничений.

При использовании таможенной процедуры экспорта применяются правовые нормы, регулирующие порядок использования разнообразных мер нетарифного регулирования, предусматривающих представление дополнительных разрешительных документов.

Правовое регулирование применения различного рода запретов и ограничений может осуществляться как на уровне Таможенного союза (например, Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года <353>, Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 года <354>), так и на уровне национальных законодательств государств - членов Таможенного союза.

--------------------------------
<353> Соглашение опубликовано не было. СПС "КП".
<354> СЗ РФ. 2010. N 33. Ст. 4399.

В последнем случае могут устанавливаться дополнительные требования при ввозе отдельных видов товаров (культурные ценности, оружие, продукты питания) под таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (например, в Российской Федерации соответствующие нормы могут содержаться в Законе РФ от 15 апреля 1993 года N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", Федеральном законе от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии", Федеральном законе от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и т.д.).

Особое место в механизме нетарифного регулирования экспорта занимают меры экспортного контроля, предусматривающие особый порядок ввоза, вывоза, внутреннего перемещения, транзита товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю. В свою очередь, к товарам и технологиям, подлежащим экспортному контролю, относятся сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, в том числе ноу-хау и другие результаты интеллектуальной деятельности (права на них), работы, услуги, которые в силу своих особенностей и свойств могут быть использованы в целях создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружений и военной техники, а также продукции, являющейся наиболее опасной в случае ее использования при подготовке и совершении террористических актов;

Соглашение по экспортному контролю в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства ЕврАзЭС пока еще не принято (см., например, решение Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 года N 782 "О проекте Соглашения о едином порядке экспортного контроля государств - членов Таможенного союза"). В настоящее время в торговой практике применяется национальное законодательство. В Российской Федерации это - Федеральный закон от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" <355> и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты.

--------------------------------
<355> СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.

На экспортные поставки распространяется действие валютного контроля за репатриацией экспортной валютной выручки, предусмотренного Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <356>.

--------------------------------
<356> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.

Третьим условием помещения товаров под таможенную процедуру экспорта является представление сертификата о происхождении товара в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Евразийской экономической комиссией в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.

Порядок формирования такого сводного перечня предусмотрен, в частности, в ст. 1 Соглашения о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 января 2008 года.

Порядок выдачи сертификата о происхождении товара установлен как Таможенным кодексом (ст. ст. 61, 62), так и национальным законодательством о таможенном деле (ст. 231 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Комментарии и консультации юристов по ст 213 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 213 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.