Статья 207. Ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры

Ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры несет декларант в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Комментарий к статье 207 ТК ТС

Комментируемая статья предусматривает, что за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры ответственность возлагается на декларанта - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. Состав административных правонарушений за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры предусмотрен гл.16 КоАП РФ.

Так, Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2013 N 17АП-13592/2012-АК по делу N А50-18431/2012 правомерно отказано в удовлетворении требования об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.16.19 КоАП РФ за незавершение в установленные сроки таможенной процедуры в связи с доказанностью в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения, отсутствием нарушений порядка привлечения общества к ответственности. Из статьи 204 ТК ТС следует, что днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товара таможенным органом в порядке, установленном комментируемым Кодексом. Согласно статье 207 ТК ТС ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры несет декларант в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Другой комментарий к статье 207 Таможенного Кодекса ТС

Ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры в соответствии со ст. 207 ТК несет декларант в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза. Однако несвоевременное внесение изменений в законодательные акты не позволяло реализовать положения ст. 207 ТК на практике. Например, ст. 16.9 КоАП РФ (в ред. 30 декабря 2011 года) было установлено наказание в виде административного штрафа с конфискацией товаров или без таковой за недоставку товаров в место доставки, перевозимых в соответствии с внутренним таможенным транзитом либо помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита. Однако применить данное наказание не представлялось возможным, т.к. на тот момент не существовало процедуры внутреннего таможенного транзита, упоминаемой в ст. 16.9 КоАП РФ. Указанную процедуру заменила таможенная процедура таможенного транзита. Отсутствие терминологического единства между законодательством Российской Федерации и ТК привело к невозможности привлечения к административной ответственности за несоблюдение условий таможенной процедуры. В ст. 16.19 КоАП РФ наказания предусмотрены только за несоблюдение таможенного режима, но термин "таможенный режим" в ТК не применяется и заменен термином "таможенная процедура". Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <345> данные противоречия были устранены.

--------------------------------
<345> Российская газета. 09.12.2011. N 278.

Для целей применения таможенного законодательства Республики Беларусь и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, обеспечивающих реализацию требований таможенного законодательства Республики Беларусь, п. 2.31 Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах" установлены новые значения некоторых терминов. Например, термин "таможенный режим" следует понимать как таможенная процедура в значении, определенном ТК. При этом нормы Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах" имеют обратную силу и распространяют свое действия на правоотношения, возникшие с даты вступления в силу ТК.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Республики Беларусь от 21 апреля 2003 года N 194-З "Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях" противоправность деяния и административная ответственность определяются актом законодательства, действовавшим во время совершения этого деяния. Акт законодательства, устанавливающий противоправность деяния, усиливающий ответственность или иным образом ухудшающий положение физического или юридического лица, обратной силы не имеет (ч. 3 ст. 1.5 Кодекса Республики Беларусь от 21 апреля 2003 года N 194-З "Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях").

Анализ норм Кодекса Республики Беларусь от 21 апреля 2003 года N 194-З "Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях" во взаимосвязи с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах" позволяет сделать вывод, что физическое или юридическое лицо не могут быть привлечены к административной ответственности за деяние, совершенное до вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах" и которое стало квалифицироваться как административное правонарушение в связи с изменением трактовки терминов, связанной с обратным действием Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах".

Квалификация деяний, совершенных в Республике Беларусь после вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах", должна проводиться с учетом новых определений терминов. Например, термин "таможенный режим" в ст. 14.6 Кодекса Республики Беларусь от 21 апреля 2003 года N 194-З "Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях" должен трактоваться как таможенная процедура в значении, определенном ТК, и следовательно, позволяет привлекать к административной ответственности физических и юридических лиц за использование товаров в нарушение требований и (или) условий таможенной процедуры.

В Республике Казахстан административная ответственность за неправомерные операции, изменение состояния, пользование и (или) распоряжение товарами и транспортными средствами, помещенными под таможенную процедуру, предусмотрена ст. 423 Кодекса Республики Казахстан от 30 января 2011 года N 155-2 "Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях".

Комментарии и консультации юристов по ст 207 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 207 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.