Статья 202. Виды таможенных процедур

1. В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур:
1) выпуск для внутреннего потребления;
2) экспорт;
3) таможенный транзит;
4) таможенный склад;
5) переработка на таможенной территории;
6) переработка вне таможенной территории;
7) переработка для внутреннего потребления;
8) временный ввоз (допуск);
9) временный вывоз;
10) реимпорт;
11) реэкспорт;
12) беспошлинная торговля;
13) уничтожение;
14) отказ в пользу государства;
15) свободная таможенная зона;
16) свободный склад;
17) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами).
2. Таможенные процедуры, указанные в подпунктах 15) и 16) пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются международными договорами государств - членов таможенного союза.

3. Специальная таможенная процедура устанавливается законодательством государства - члена таможенного союза в соответствии с условиями и в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии таможенного союза (пункт в редакции Международного протокола от 16 апреля 2010 года.

Комментарий к статье 202 ТК ТС

1. Комментируемая статья устанавливает виды таможенных процедур, осуществляемых в целях таможенного регулирования в отношении товаров:
1) выпуск для внутреннего потребления - таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено комментируемым Кодексом (ст.209 ТК ТС);
2) экспорт - таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами (ст.212 ТК ТС). Допускается помещение под таможенную процедуру экспорта товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры временного вывоза или переработки вне таможенной территории, без их фактического предъявления таможенным органам;
3) таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования (ст.215 ТК ТС). Таможенный транзит применяется при перевозке:
- иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;
- иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;
- иностранных товаров, а также товаров таможенного союза от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия;
- иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа;
- товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза.

Таможенный транзит не применяется в отношении товаров, перевозимых воздушным транспортом, если воздушное судно во время совершения международного рейса в месте прибытия совершает промежуточную или вынужденную (техническую) посадку без частичной разгрузки (выгрузки) товаров.

Таможенный транзит в отношении товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, применяется с учетом особенностей, установленных комментируемым Кодексом;
4) таможенный склад - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст.229 ТК ТС);
5) переработка на таможенной территории - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории таможенного союза (ст.239 ТК ТС). Товары, помещенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, сохраняют статус иностранных товаров, а товары, полученные в результате операции по переработке товаров, приобретают статус иностранных товаров;
6) переработка вне таможенной территории - таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся с таможенной территории таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию таможенного союза (252 ТК ТС). Товары, помещенные под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории и фактически вывезенные с таможенной территории таможенного союза, утрачивают статус товаров таможенного союза;
7) переработка для внутреннего потребления - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки без уплаты ввозных таможенных пошлин, с применением запретов и ограничений, а также ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при условии последующего помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки (ст.264 ТК ТС);
8) временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта (ст.277 ТК ТС);
9) временный вывоз - таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся и используются в течение установленного срока за пределами таможенной территории таможенного союза с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реимпорта (ст.285 ТК ТС). Товары, помещенные под таможенную процедуру временного вывоза и фактически вывезенные с таможенной территории таможенного союза, утрачивают статус товаров таможенного союза;
10) реимпорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию таможенного союза в сроки, установленные статьей 293 комментируемого Кодекса без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст.292 ТК ТС);
11) реэкспорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст.296 ТК ТС);
12) беспошлинная торговля - таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза, либо иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, а также дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст.302 ТК ТС);
13) уничтожение - таможенная процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст.307 ТК ТС). Под уничтожением товаров понимаются обезвреживание, полное уничтожение или иное приведение товаров в состояние, при котором они частично или полностью утрачивают свои потребительские и (или) иные свойства и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом. Таможенная процедура уничтожения может применяться также в отношении товаров, которые оказались уничтожены, безвозвратно утрачены вследствие аварии или действия непреодолимой силы;
14) отказ в пользу государства - таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства-члена таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования (ст.310 ТК ТС). Товары, помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства, приобретают статус товаров таможенного союза;
15) свободная таможенная зона - таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза (ст.10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 года)). Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров, а товары таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус товаров таможенного союза. Товары, изготовленные (полученные) из товаров таможенного союза, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также товары, изготовленные (полученные) из товаров таможенного союза, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров таможенного союза, не помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, приобретают статус товаров таможенного союза. Товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров таможенного союза, (далее - товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны), приобретают статус иностранных товаров;
16) свободный склад - таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза (ст.8 Соглашения о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 года). Законодательством государства - члена таможенного союза может быть установлено, что товары таможенного союза не помещаются под таможенную процедуру свободного склада. Свободный склад - сооружение (помещение), в пределах которого в соответствии с указанным Соглашением могут размещаться и использоваться иностранные товары и товары таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру свободного склада, а также иные товары в соответствии с вышеуказанным Соглашением;
17) специальная таможенная процедура - таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.

Таможенные процедуры свободной таможенной зоны и свободного склада устанавливаются международными договорами государств - членов таможенного союза - Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (заключено в г.Санкт-Петербурге 18.06.2010) и Соглашением о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 года) соответственно.

2. Специальная таможенная процедура устанавливается законодательством государства - члена таможенного союза в соответствии с условиями и в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии таможенного союза (с 02.02.2012 - решением Евразийской экономической комиссии), в РФ - главой 41 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311. Статьей 303 данного Закона установлено, что специальная таможенная процедура - это процедура, при которой отдельные категории товаров по перечню, установленному Комиссией Таможенного союза (с 02.02.2012 - решением Евразийской экономической комиссии), ввозятся в Российскую Федерацию или вывозятся из Российской Федерации с полным освобождением таких товаров от таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования.

Решением Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 года N 329 утвержден Перечень категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условий их помещения под такую таможенную процедуру.

Другой комментарий к статье 202 Таможенного Кодекса ТС

В ст. 202 ТК установлены виды таможенных процедур применяемых в целях таможенного регулирования на территории Таможенного союза ЕврАзЭС. Определение понятия "таможенная процедура" содержится в подп. 26 п. 1 ст. 4 ТК, в котором под таможенной процедурой понимается совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами. Определение в ТК соответствует определению таможенной процедуры в узком смысле. В широком смысле под таможенной процедурой следует понимать правовой режим, выражающийся в определенном сочетании административно-правовых и финансово-правовых средств регулирования, установленный таможенным законодательством и имеющий целью регламентировать отношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза между таможенным органом и лицом, их перемещающим.

Понятие "таможенная процедура", являющееся одним из основных понятий таможенного права в настоящее время, полностью унифицировано в национальном законодательстве стран - участниц Таможенного союза. Так, в соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" значение понятия "таможенная процедура" определяется законодательством Таможенного союза и международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза. В подп. 17 п. 1 ст. 4 Кодексе Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" приводится аутентичное ТК определение таможенной процедуры.

В законодательстве Республики Беларусь и иных нормативных правовых актах Республики Беларусь встречается как понятие "таможенный режим", так и "таможенная процедура". Объем понятий "таможенный режим" и "таможенная процедура", определение которым дано соответственно в подп. 36 и подп. 29 п. 1 ст. 8 Таможенного кодекса Республики Беларусь, не соответствовал объему понятия "таможенная процедура", представленного в ТК. В частности, указанные понятия не включали в себя специальную таможенную процедуру (специальная таможенная процедура определена в подп. 17 п. 1 ст. 202 ТК).

Данное несоответствие было устранено вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах" <333>. Так, понятие "таможенный режим" определяется через понятие "таможенная процедура" в значении, определенном в ТК (абз. 12 пп. 2.31 Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах"). Выражение "таможенные процедуры временного хранения товаров, ввоза и вывоза транспортных средств международной перевозки, ввоза и вывоза припасов" в законодательстве и иных нормативных правовых актах Республики Беларусь необходимо понимать как таможенные операции, совершаемые соответственно в связи с временным хранением товаров, перемещением через таможенную границу Таможенного союза транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа (временный ввоз и временный вывоз транспортных средств международной перевозки) и перемещением через таможенную границу Таможенного союза припасов (абз. 11 пп. 2.31 Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах").

--------------------------------
<333> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 27.07.2011. N 84. 1/12711.

Несвоевременность внесения изменений в законодательство Республики Беларусь и иные нормативные правовые акты Республики Беларусь в связи с созданием таможенного союза ЕврАзЭС компенсирована распространением действия Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах" на правоотношения, возникшие с даты вступления в силу ТК (п. 6 Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах").

Каждая таможенная процедура преследует достижение определенной цели. Например, таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления используется, как правило, при исполнении внешнеторговых договоров купли-продажи или мены товаров. Указанная таможенная процедура не связывает участника внешнеэкономической деятельности обязательствами перед таможенным органом, предоставляя тем самым ему возможность по собственному усмотрению решать юридическую судьбу ввезенного имущества. Товары, оформленные в соответствии с этой таможенной процедурой, могут быть в дальнейшем переданы третьему лицу во временное пользование, реализованы, уничтожены и т.д.

Процедура временного ввоза (допуска) товаров имеет своей целью извлечение из них плодов и иных полезных свойств в течение определенного срока. Эта таможенная процедура наиболее часто используется при осуществлении международных перевозок пассажиров и товаров, при ввозе строительного оборудования, необходимого для проведения работ по соглашению о подряде, компьютерной техники, офисной мебели, автопарка, предназначенных для функционирования представительств иностранных организаций на территории Таможенного союза ЕврАзЭС, а также различных товаров для проведения выставочных мероприятий. По общему правилу, временно ввезенные товары подлежат обратному вывозу за пределы таможенной территории Таможенного союза, однако по желанию лица, перемещающего товары, могут быть оставлены на этой территории при условии уплаты причитающихся таможенных платежей.

Помещение товаров под процедуру таможенного склада позволяет коммерсанту выбрать между переотправкой иностранного товара за границу и сбытом его на национальном рынке, сообразуя свой выбор с конъюнктурой соответствующего товарного рынка и другими факторами. Использование процедуры таможенного склада позволяет осуществить крупные закупки в тот момент, когда предложение на внешнем рынке представляется наиболее выгодным, а продавать - тогда, когда спрос на внутреннем рынке зарубежных стран будет наиболее благоприятным.

Если товар утратил свое качество или оказался с истекшим сроком хранения (например, если товар длительное время хранился на таможенном складе), то с экономической точки зрения целесообразно выбрать таможенную процедуру уничтожения, которая позволит освободиться от транспортных расходов, уплаты таможенных пошлин и иных налогов. Не исключается смена таможенной процедуры для выставочного оборудования, находящегося под процедурой временного ввоза, на процедуру уничтожения в том случае, если стоимость обратной транспортировки выше стоимости оборудования и затрат на их уничтожение.

Изменение конъюнктуры рынка или ставок ввозных таможенных пошлины и иных таможенных платежей может привести к тому, что импортный товар станет неконкурентоспособным по сравнению с товаром, произведенным на таможенной территории Таможенного союза. В этом случае для снижения убытков возможно применение процедуры отказа в пользу государства.

Все таможенные процедуры могут быть классифицированы по нескольким основаниям: порядок установления; роль и место в хозяйственной деятельности; по направлению движения товаров; территория действия; время действия; состояние товара, по субъектному составу и т.д. Необходимо учитывать, что использование только одного классификационного основания не позволит полностью оценить роль и место таможенной процедуры в хозяйственной и экономической деятельности. В связи с этим в практической деятельности для эффективного использования таможенной процедуры желательно изучение различных аспектов таможенной процедуры по максимально возможному количеству оснований классификации.

Выделим наиболее значимые в практической деятельности основания классификации.

С целью определения перечня нормативных актов, устанавливающих таможенные процедуры, и согласно п. п. 2, 3 ст. 202 ТК, все виды таможенных процедур, представленные в ТК, можно разбить, в зависимости от устанавливающих нормативных правовых актов, на три группы:

1) устанавливаемые только ТК (выпуск для внутреннего потребления; экспорт; таможенный транзит; таможенный склад; переработка на таможенной территории; переработка вне таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; временный ввоз (допуск); временный вывоз; реимпорт; реэкспорт; беспошлинная торговля; уничтожение; отказ в пользу государства);

2) устанавливаемые ТК и международными договорами государств - членов Таможенного союза (свободная таможенная зона; свободный склад);

3) устанавливаемые ТК и законодательством государства - члена Таможенного союза в соответствии с условиями и в отношении категории товаров, определенных решением Евразийской экономической комиссии (специальная таможенная процедура).

Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года (временно применяется с 6 июля 2010 года) <334> установлены условия помещения товаров, сроки действия, особенности исчисления налогов, таможенных пошлин и другие аспекты применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

--------------------------------
<334> Текст размещен на сайте Таможенного союза: //www.tsouz.ru/Docs/IntAgrmnts/Pages/soglsez.aspx.

Общие положения о свободном складе, сроки нахождения товаров и завершение таможенной процедуры свободного склада, особенности исчисления налогов, таможенных пошлин при завершении процедуры свободного склада и другие особенности реализации таможенной процедуры свободного склада отражены в Соглашении от 18 июня 2010 года "О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада" <335>.

--------------------------------
<335> Текст размещен на сайте Таможенного союза: //www.tsouz.ru/Docs/IntAgrmnts/Pages/soglsklad.aspx.

В отношении товаров, определенных в решении Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 329 <336>, возможно установление специальной таможенной процедуры в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза. Так, в Российской Федерации требования и условия помещения товаров под указанную процедуру, а также ограничения на пользование и распоряжение товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру, определяются Правительством Российской Федерации (ст. 302 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"), а порядок таможенного декларирования товаров устанавливается Федеральной таможенной службой Российской Федерации (ст. 303 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). Например, в рамках подготовки к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 911 <337> утверждены Правила применения специальной таможенной процедуры в отношении ввозимых в Российскую Федерацию иностранных товаров, предназначенных для организации и проведения XII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.

--------------------------------
<336> Текст размещен на сайте Таможенного союза: //www.tsouz.ru/KTS/KTS16/Pages/R_329.aspx.
<337> СЗ РФ. 2011. N 46. Ст. 6533.

В Республике Казахстан регламентация специальной таможенной процедуры фактически заключается в обратной отсылке к нормам наднациональных нормативных правовых актов (ст. 419 Кодекс Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан"), в частности, к решению Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 329 <338>.

--------------------------------
<338> Текст размещен на сайте Таможенного союза: //www.tsouz.ru/KTS/KTS16/Pages/R_329.aspx.

Упоминание о специальной таможенной процедуре в таможенном законодательстве в Республике Беларусь встречается лишь в абз. 1 пп. 1.7 Указа Президента Республики Беларусь от 13 июля 2006 года N 443 "О таможенных сборах" <339>, в связи с тем, что сборы за совершение таможенных операций не уплачиваются при совершении таможенных операций в отношении товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру. Тем не менее порядок помещения товаров под специальную таможенную процедуру на территории Республики Беларусь не определен.

--------------------------------
<339> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 24.07.2006. N 112. 1/7742.

Следовательно, на практике помещение товаров под специальную таможенную процедуру в Республике Беларусь и Республике Казахстан затруднено из-за отсутствия нормативных правовых актов на национальном уровне, как того требует ТК.

Все государства - члены Таможенного союза ЕврАзЭС присоединились к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, однако статус присоединения к Конвенции различается по ратификации специальных приложений. Российская Федерация не приняла ни одного Специального приложения (Федеральный закон от 3 ноября 2010 года N 279-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года" <340>). Республика Казахстан ратифицировала все специальные приложения, за исключением Специальных приложений E3, F3, H1, J2 (Закон Республики Казахстан от 24 февраля 2009 года N 141-4 "О ратификации Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур" <341>). Республика Беларусь приняла обязательства по Специальным приложениям A, B, C, D2, E, G, J1 и J4 (Закон Республики Беларусь от 16 ноября 2010 года N 194-З "О присоединении Республики Беларусь к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур" <342>).

--------------------------------
<340> Российская газета. 10.11.2010. N 253.
<341> Казахстанская правда. 26.02.2009.
<342> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 22.11.2010. N 290. 2/1746.

В целях соблюдения всеми государствами международных обязательств ТК, решения Евразийской экономической комиссии и другие нормативные акты Таможенного союза должны соответствовать Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Однако имеется лишь частичное терминологическое соответствие между указанной международной конвенцией и актами таможенного союза. Например, в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур специальной таможенной процедурой регулируются таможенные формальности при пересечении таможенной границы пассажирами, почтовыми отправлениями, транспортными средствами коммерческого пользования, припасами, поставками помощи. В соответствии с ТК припасы, транспортные средства коммерческого пользования при пересечении таможенной границы таможенного союза не помещаются под таможенную процедуру, а под специальную таможенную процедуру помещаются только товары, определенные решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 329 "О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условиях помещения товаров под такую таможенную процедуру", в которые, в частности, включаются вооружение, военная техника, товары для ликвидации стихийных бедствий, дипломатическая почта и консульская вализа иностранных государств. Следовательно, под одним термином "специальная таможенная процедура" в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур и ТК имеются в виду различные понятия.

В зависимости от направления движения товаров таможенные процедуры могут быть подразделены на:

1) ввозные (выпуск для внутреннего потребления; переработка на таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; временный ввоз (допуск); реимпорт; отказ в пользу государства);

2) вывозные (экспорт; переработка вне таможенной территории; реэкспорт; беспошлинная торговля; временный вывоз);

3) провозные (таможенный транзит);

4) комбинированные (таможенный склад, свободная таможенная зона, свободный склад);

Некоторые таможенные процедуры могут действовать только на ограниченной территории Таможенного союза, другие таможенные процедуры не накладывают такого ограничения. Ограничение по территории действия имеют следующие таможенные процедуры: таможенный склад, беспошлинная торговля; свободная таможенная зона; свободный склад. Во всех приведенных выше таможенных процедурах имеется требование о нахождении товаров на определенной территории в течение периода действия таможенной процедуры, а для вывоза товаров с указанной территории требуется смена таможенной процедуры.

В зависимости от наличия ограничений по длительности нахождения товара под действием таможенной процедуры выделяют:

1) срочные таможенные процедуры - срок ограничен (таможенный транзит; таможенный склад, переработка на таможенной территории; переработка вне таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; временный ввоз (допуск); временный вывоз; свободный склад);

2) бессрочные таможенные процедуры - срок не ограничен (выпуск для внутреннего потребления; экспорт, реимпорт, реэкспорт; беспошлинная торговля; уничтожение, отказ в пользу государства, свободная таможенная зона).

Предельные сроки нахождения товаров под конкретной таможенной процедурой установлены в главах 30 - 43 ТК. По истечении установленного срока срочная таможенная процедура должна быть завершена в установленном порядке, а товары, в зависимости от вида таможенной процедуры: вывезены за пределы таможенной территории Таможенного союза, помещены под другую таможенную процедуру или переработаны.

Требование об изменении или стабильности состояния товара позволяет разделить таможенные режимы на три группы:

1) состояние товара должно быть стабильным (таможенный транзит; таможенный склад; временный ввоз (допуск); временный вывоз; реимпорт; реэкспорт; беспошлинная торговля);

2) состояние товара должно быть изменено (переработка на таможенной территории; переработка вне таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; уничтожение);

3) состояние товара может быть изменено или оставаться стабильным (выпуск для внутреннего потребления; экспорт; свободная таможенная зона; свободный склад; специальная таможенная процедура).

При этом признаком изменения состояния товара является изменение классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (например, п. 3 ст. 232 ТК). В соответствии с общим правилом допускаются изменения товаров вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях пользования, транспортировки и хранения.

Комментарии и консультации юристов по ст 202 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 202 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.