Статья 2. Единая таможенная территория таможенного союза и таможенная граница

1. Единую таможенную территорию таможенного союза (далее - таможенная территория таможенного союза) составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 января 2015 года Международным договором от 10 октября 2014 года; в редакции, введенной в действие с 12 августа 2015 года Международным протоколом от 8 мая 2015 года.

2. Пределы таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза (далее - таможенная граница).

3. В соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств - членов таможенного союза.(Статья в редакции Международного протокола от 16 апреля 2010 года.

Комментарий к статье 2 ТК ТС

1. Образование Таможенного союза предполагает реализацию установленных им правовых предписаний на определенной территории. Поскольку сам Союз представляет собой объединение нескольких государств, то и его территория состоит из государственных территорий его членов. Единство требований и правового регулирования предполагает формирование единой таможенной территории в рамках союза. Положения комментируемой статьи призваны регламентировать образование единой территории и основные требования к ней. Единая территория представляет собой территории государств-членов Союза, на которых действуют единые правила ввоза-вывоза товаров, в частности не применяются таможенные пошлины и иные экономические ограничения. Положения ч.1 комментируемой статьи призваны детализировать структуру единой таможенной территории. В ее состав входят территории государств-участников союза, а именно Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.67 Конституции РФ территория РФ включает территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Кроме того, к государственной территории РФ относится континентальный шельф и экономическая зона. Континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ, на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории РФ или на расстоянии 200 миль от берега. Исключительная экономическая зона - это морское пространство шириной до 200 миль от берега. В этих пределах прибрежные государства вправе создавать искусственные острова, установки и сооружения, проводить исследования, осуществлять защиту морской среды и естественных ресурсов.

Статья 9 Конституции Республики Беларусь определяет, что территория данного государства является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа. Она включает в себя пространство, определяемое государственной границей, а именно, представляет собой линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющую пределы территории Республики Беларусь - суши, вод, недр и воздушного пространства.

Территория любого государства определяется по нескольким основным элементам:
- сухопутная территория - материк, острова и (в некоторых странах) анклавы - часть сухопутной территории государства, охваченная сухопутной территорией другого государства и не имеющая морского берега;
- водная территория - бассейны рек, озер, проливов или искусственных водохранилищ и водных путей (каналов), полностью расположенных в пределах границ государства, а также территориальных вод, омывающих побережье государства;
- воздушная территория - пространство, расположенное над сухопутной и водной территорией РФ в пределах высоты до 100 км.

В соответствии с международными нормами и требованиями не являются территорией какого-либо государства открытое море, Арктика, Антарктида, воздушное пространство над ними. Указанное пространство вместе с космическим представляет собой достояние всех народов, а порядок их использования регламентируется нормами международного права.

Кодекс ограничивает единую таможенную территорию лишь территориями государств-участников. Однако, структура Таможенного союза является неоднородной. Так, ряд стран отнесены в настоящее время к категории признанных или частично признанных стран Таможенного союза, в частности, Приднестровская Молдавская Республика, лидер которой заявил о возможности присоединения к Евразийскому таможенному союзу, основанному Россией. К данной же категории относится и Южная Осетия, которая не может быть признана полноправным членом Союза, т.к. её независимость не признаётся Беларусью и Казахстаном. Однако, республика поддерживает дипломатические отношения с Россией и заключила с ней соглашения о сотрудничестве в таможенной сфере и отмене пошлин во взаимной торговле за исключением пошлин на алкогольную, табачную и сельскохозяйственную продукцию. До момента юридического признания указанных государств членами Таможенного союза они не могут рассматриваться в данном качестве, а соответственно их территория не подпадает под признаки единой таможенной территории. В этой связи единство таможенных требований, установленных комментируемым кодексом, указывает на его реализацию лишь в отношении трех государств, предусмотренных ч.1 комментируемой статьи.

В то же время закон расширительно толкует понятие единой таможенной территории, включая в нее находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Указанные объекты хотя и не являются государственной территорией государств-участников союза, но подпадают под их исключительную юрисдикцию, т.е. указанные страны вправе осуществлять на указанной территории разрешенные виды деятельности. Исключительность юрисдикции стран свидетельствует о возможности распространения на искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты единства таможенной территории, в том числе отмену таможенных пошлин и иных экономических ограничений.

2. Положения ч.2 комментируемой статьи вводят еще одно новое понятие - таможенная граница, рассматривая ее как пределы таможенной территории таможенного союза. В большинстве случаев таможенная граница совпадает с Государственной границей одной из стран-участниц. Равно как и государственная таможенная граница указывает на территориальное окончание действия специального режима - единой таможенной территории, т.е. за пределами таможенной границы действуют все установленные международными требованиями и законодательством отдельных государств экономические ограничения в части ввоза-вывоза товаров с их территории. Таким образом, именно таможенная граница определяет территориально прекращение действия специального таможенного режима, установленного комментируемым кодексом. Фактическое и юридическое значение такой границы свидетельствует о необходимости ее детализации на местности в целях обеспечения законного таможенного режима на приграничной территории. В этой связи положения комментируемой статьи следует применять в совокупности с учетом действия таможенных правил, установленных комментируемым актом.

3. Специальные правила определения таможенной границы предусмотрены ч.3 комментируемой статьи, указывающей на исключительную возможность расширения единой таможенной территории. Основанием для ее расширения выступают международные договоры стран-участниц Таможенного союза. Несмотря на то, что такие договора заключаются не самим союзом, а лишь одним или несколькими его участниками, их международный характер позволяет устанавливать специальный таможенный режим на более широкой территории. В таком случае в качестве таможенной границы может выступать Государственная граница участника международного договора или иная территория, подпадающая под действие международного договора. В частности, специальный таможенный режим реализуется на территории Южной Осетии, которая не является членом Союза, т.к. Казахстан и Белоруссия не признают ее независимость. В то же время Республика поддерживает дипломатические отношения с Россией и заключила с ней соглашения о сотрудничестве в таможенной сфере и отмене пошлин во взаимной торговле за исключением пошлин на алкогольную, табачную и сельскохозяйственную продукцию, в частности, Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, 31 мая 2013 года Украина заключила меморандум о сотрудничестве с Таможенным союзом и т.п.

________________
//armenia.kavkaz-uzel.ru/articles/196128/

Другой комментарий к статье 2 Таможенного Кодекса ТС

Статья 2 ТК содержит определение двух базовых понятий таможенного законодательства - единой таможенной территории Таможенного союза и таможенной границы.

Общепринятый подход к определению таможенной территории исходит из того, что таможенная территория представляет собой территорию, на которой применяется таможенное законодательство данного государства (группы государств, образующих Таможенный союз). Такое определение таможенной территории можно встретить в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (E12./F25. Киотской конвенции), к которой Российская Федерация присоединилась в 2010 году (Федеральный закон от 3 ноября 2010 года N 279-ФЗ <4>).

--------------------------------
<4> РГ. 2010. 10 ноября.

Государства, вошедшие в состав Таможенного союза, формируют единую таможенную территорию. Таким образом, формирование единой таможенной территории является одним из признаков Таможенного союза.

В соответствии со ст. 11 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур "для целей применения настоящей Конвенции любому таможенному или экономическому союзу, являющемуся Договаривающейся Стороной, надлежит уведомить Генерального Секретаря Совета <5> о территориях, образующих этот таможенный или экономический союз, и эти территории будут рассматриваться как единая территория".

--------------------------------
<5> Имеется в виду Совет таможенного сотрудничества, ныне - Всемирная таможенная организация.

Общепринятый подход к определению таможенного союза сформулирован в ст. XXIV ГАТТ. В ней таможенный союз определяется как замена двух или нескольких таможенных территорий одной таможенной территорией.

Схожее по своей сути определение таможенного союза содержится в ст. 1 Договора, заключенного Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией "О создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза" от 6 октября 2007 года <6>: "Таможенный союз" - форма торгово-экономической интеграции Сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом Стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами".

--------------------------------
<6> СЗ РФ. 2011. N 12. Ст. 1552.

ТК не дает сущностного определения единой таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, а лишь перечисляет ее составные элементы: во-первых, территории государств - членов Таможенного союза - Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а во-вторых, объекты, находящиеся за пределами территорий перечисленных государств, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией (искусственные острова, установки, сооружения и т.п.) в соответствии с национальным законодательством (в Российской Федерации это, например, Федеральный закон от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" <7>, Федеральный закон от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" <8>) и нормами международного права.

--------------------------------
<7> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694.
<8> СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273.

Пределы единой таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза. С помощью такой дефиниции таможенной границы одно из ключевых понятий таможенного законодательства - "перемещение товаров через таможенную границу" - может быть определено как ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза (подп. 22 п. 1 ст. 4 ТК).

Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного регулирования в рамках Таможенного союза. Она обозначает территорию, на которую распространяется действие нормативных правовых актов, принимаемых на уровне Таможенного союза.

Пространственными пределами принимаемых на уровне государства - члена Таможенного союза законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих таможенные отношения, являются государственные границы данного субъекта Таможенного союза. Так, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" <9> акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела действуют на всей территории Российской Федерации, а также на территориях, находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

--------------------------------
<9> СЗ РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.

В соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза таможенной границей могут стать пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств - членов Таможенного союза. Так, в соответствии с Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года <10>, товары, ввезенные на территорию свободной экономической зоны (далее - СЭЗ), на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования. Пределы портовой и логистической СЭЗ являются таможенной границей Таможенного союза (п. п. 3 - 4 ст. 9 ТК).

--------------------------------
<10> Бюллетень международных договоров. 2012. N 7.

Комментарии и консультации юристов по ст 2 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 2 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.