Статья 179. Общие положения о таможенном декларировании товаров

1. Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.

3. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Комментарий к статье 179 ТК ТС

1. Комментируемая статья открывает новую главу 27 "Таможенное декларирование товаров" и посвящена общим положениям о таможенном декларировании товаров, а именно устанавливает:
- случаи, когда товары подлежат таможенному декларированию;
- лиц, которые правомочны производить декларирование товаров;
- формы декларирования товаров.

Отметим, что понятие "декларирование" вне зависимости от сферы его использования (налоговое декларирование, таможенное декларирование) всегда означает определенную процедуру. В свою очередь, таможенное декларирование товаров - это определенная законодательством таможенного союза процедура юридического оформления следующих процессов:
- перемещения товаров через таможенную границу,
- изменения таможенной процедуры товаров, уже перемещенных через таможенную границу (в том числе и при отсутствии факта перемещения товаров через таможенную границу),
- а также декларирование иных товаров, которые подлежат таможенному декларированию (отходы, образованные в результате переработки товаров, их уничтожения, а также остатки, образованные в результате переработки товаров).

Основные функции таможенного декларирования:
- информированность таможенных органов необходимыми для таможенных целей сведениями о товарах, транспортных средствах;
- контроль за соответствием декларируемых сведений о товарах и транспортных средствах фактическим данным;
- законность действий декларанта в отношении товаров и транспортных средств.

Часть первая комментируемой статьи закрепляет общее правило, указывая на случаи таможенного декларирования товаров. Как правило, таможенное декларирование товаров необходимо при помещении товаров под таможенную процедуру. В свою очередь, часть вторая комментируемой статьи устанавливает лиц, которые правомочны производить таможенное декларирование товаров, а именно:
- декларант;
- таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта.

Стоит отметить, что декларирование товаров в любом случае будет осуществляться от имени декларанта. В соответствии со ст.189 комментируемого Кодекса декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных ст.188 комментируемого Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.

2. Часть третья комментируемой статьи устанавливает формы декларирования товаров, а именно:
- письменная форма;
- электронная форма.

Обратим внимание, что использование электронной формы декларирования товаров может применяться одновременно с использованием письменной формы, либо без нее. Ранее, до вступления в действие комментируемого Кодекса, в российском таможенном законодательстве предусматривалось не две, а четыре формы таможенного декларирования, а именно:
- письменная форма;
- электронная форма;
- устная форма;
- конклюдентная форма.

Таким образом, устная и конклюдентная формы декларирования товаров в настоящее время таможенным законодательством таможенного союза не предусмотрены.

Обратим внимание, что с 1 января 2014 года согласно ч.1 ст.204 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 декларация подается в электронной форме. Правительство Российской Федерации устанавливает перечни товаров, таможенных процедур, а также случаи, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме.

На практике нередко возникают споры с таможенными органами, связанные с регистрацией таможенной декларации. К примеру, как отмечается в пункте 5 Обзора судебной практики по искам (заявлениям), связанным с применением таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий таможенного органа, выразившихся в регистрации электронной декларации на товары, указав в обоснование заявленных требований, что поскольку товар фактически не был ввезен на таможенную территорию, в регистрации декларации на товары должно быть отказано в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 190 комментируемого Кодекса. Удовлетворяя заявленные обществом требования по существу спора, суд первой инстанции исходил из того, что задекларированные товары, указанные в отчете о принятии товаров на хранение, таможенную границу не пересекали, в место доставки не поступали, таможенному органу не предоставлялись. Однако апелляционная и кассационная инстанции посчитали выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неверном толковании и применении норм материального права. В связи с этим, как отмечается в данном Обзоре судебной практики, правовым основанием для регистрации декларации на товары, поданной в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей "Интернет", является сообщение внешнего таможенного органа о размещении товара на складе временного хранения или прилегающей к нему зоне таможенного контроля (дело N А51-13153/2012).

Другой комментарий к статье 179 Таможенного Кодекса ТС

В ст. 179 ТК установлены обстоятельства, с наступлением которых связано возникновение обязанности по таможенному декларированию. Под таможенным декларированием понимается заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (ст. 4 ТК).

Таможенное декларирование товаров является одним из этапов помещения товаров под таможенную процедуру. Согласно ст. 174 ТК помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, и завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Обязанность задекларировать товар возникает при помещении товара под таможенную процедуру, а также в иных случаях, установленных в соответствии с ТК. В отношении перемещения отдельных категорий предметов ТК не устанавливает требования об обязательном помещении под таможенные процедуры. К ним относятся: транспортные средства международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа (п. 4 ст. 341 ТК), товары для личного пользования (п. 4 ст. 354), припасы (п. 2 ст. 364 ТК). При этом указанные товары и транспортные средства подлежат таможенному декларированию. В качестве примера случаев отсутствия необходимости осуществить таможенное декларирование товаров, указанных непосредственно в ТК, можно привести непредставление таможенной декларации или иного документа для убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза, если эти товары после прибытия на таможенную территорию Таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу (ст. 163 ТК).

Обязанность по таможенному декларированию товаров может быть установлена и нормами национального законодательства государств - членов Таможенного союза, при их соответствии нормам ТК. Так, в соответствии со ст. 203 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств - членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры. В ст. 217 указанного Закона установлены дополнительные случаи декларирования товаров, к которым относятся:

1) обнаружение незаконно ввезенных товаров у их покупателя;

2) необходимость уплаты таможенных платежей в отношении отходов и остатков в соответствии со ст. ст. 246, 247, 271, 272, п. 2 ст. 309 ТК (в рамках таможенных процедур переработки для внутреннего потребления, на таможенной территории, таможенной процедуры уничтожения).

Кроме этого, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать, что отдельные категории товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории государства - члена Таможенного союза, подлежат декларированию таможенным органам в случаях, указанных в п. 6 ст. 217 Федерального закона.

В соответствии с п. 2 ст. 179 ТК таможенное декларирование товаров может быть произведено декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подп. 6 п. 1 ст. 4 ТК). Таможенный представитель - юридическое лицо государства - члена ТС, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством ТС (подп. 34 п. 1 ст. 4 ТК).

Таможенное декларирование может производиться в двух формах - письменной и (или) электронной. Возможность подачи декларации на товары в электронном виде предусмотрена стандартным правилом 3.21 Генерального приложения к Киотской конвенции.

Комментарии и консультации юристов по ст 179 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 179 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.