Статья 175. Место и время совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру

1. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются в местах нахождения таможенных органов и во время их работы.
2. По мотивированному запросу декларанта либо таможенного представителя отдельные таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, могут совершаться вне места нахождения и вне времени работы таможенных органов.

Комментарий к статье 175 ТК ТС

1. Комментируемая статья устанавливает основные правила, касающиеся места и времени совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру.

Часть 1 комментируемой статьи закрепляет положение, согласно которому таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются в местах нахождения таможенных органов и во время их работы.

Время работы таможенных органов определяется начальником таможенного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации и устанавливается Приказом соответствующего таможенного органа.

Время работы таможенных органов в портах, аэропортах и иных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации должно соответствовать времени работы контролирующих органов и служб в этих пунктах пропуска.

Время работы таможенных органов в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, которые по местонахождению совмещены с пунктами пропуска сопредельных государств, по возможности должно совпадать со временем работы таможенных органов этих сопредельных государств.

Время работы таможенных органов в иных местах таможенного оформления устанавливается с учетом потребностей транспортных организаций и участников внешнеэкономической деятельности.

2. Часть 2 содержит исключение из установленного в ч.1 комментируемой статьи правила. Так, отдельные таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, могут совершаться вне места нахождения и вне времени работы таможенных органов.

Однако стоит отметить, что вне места нахождения и вне времени работы таможенных органов могут совершаться таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру только по мотивированному запросу декларанта либо таможенного представителя.

Обратим внимание, что используемая в комментируемой статье формулировка "мотивированный запрос" означает, что данный запрос декларанта либо таможенного представителя, в обязательном порядке, должен указывать на мотивы (причины) совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру вне места нахождения и вне времени работы таможенных органов. Кроме того, в мотивированном запросе декларанта либо таможенного представителя должно быть указание на обстоятельства, которые препятствует совершению таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру в местах нахождения таможенных органов и во время их работы.

При этом таможенные органы не должны препятствовать совершению таможенных операций в местах нахождения товаров и транспортных средств, если это не снижает эффективность таможенного контроля.

Так как основными действиями при таможенном оформлении товаров и транспортных средств являются предоставление документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, и представление товаров и транспортных средств таможенному органу для целей проведения таможенного контроля и таможенное оформление во всех случаях сопряжено с совершением таможенных операций, то есть отдельных действий в отношении товаров и транспортных средств, в соответствии с ТК ТС, то в ответ на мотивированный запрос о проведении таможенной операции вне места нахождения и вне времени работы таможенных органов таможенный орган обязан дать либо отказ, либо разрешение на проведение такой операции. Соответственно, ответ на запрос выдается незамедлительно, сразу после того, как уполномоченное должностное лицо таможенного органа убедится, что установленные ТК ТС условия, необходимые для получения такого ответа, выполнены.

Если проверка соблюдения условий предоставления разрешения таможенного органа на совершение таможенных операций может быть завершена после его предоставления без ущерба для проведения таможенного контроля и (или) если при последующем выявлении несоблюдения таких условий нарушения таможенного законодательства РФ могут быть устранены, разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций вне места нахождения и вне времени работы таможенных органов выдается до проведения такой проверки.

Другой комментарий к статье 175 Таможенного Кодекса ТС

В соответствии с п. 1 ст. 175 ТК таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются в местах нахождения таможенных органов и во время их работы. Порядок определения мест и времени работы таможенных органов определен в законодательстве государств - членов Таможенного союза. Так, в Российской Федерации согласно ст. 14 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" местами нахождения таможенных органов могут быть пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, другие места, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, степени интенсивности развития внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, уровня развития транспортных коридоров и транспортной инфраструктуры, потребностей участников внешнеэкономической деятельности и транспортных организаций. По инициативе лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки товаров, транспортных и экспедиторских организаций и организаций федеральной почтовой связи таможенные посты и структурные подразделения таможен могут находиться в помещениях, принадлежащих указанным лицам. Согласно ст. 17 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" время работы таможенных органов определяется начальником таможенного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации. При определении времени работы таможенного органа необходимо исходить из следующего:

- время работы таможенных органов в местах ввоза товаров в Российскую Федерацию и вывоза товаров из Российской Федерации должно соответствовать времени работы государственных контролирующих органов и служб в этих местах;

- время работы таможенных органов в иных местах проведения таможенных операций устанавливается с учетом потребностей транспортных организаций, участников внешнеэкономической деятельности;

- время работы таможенных органов в местах ввоза товаров в Российскую Федерацию и вывоза товаров из Российской Федерации, которые по месту нахождения совмещены с пунктами пропуска сопредельных государств, по возможности должно совпадать с временем работы таможенных органов этих сопредельных государств.

В Республике Казахстан места нахождения таможенных органов определяются уполномоченным органом в сфере таможенного дела, с учетом необходимости осуществления таможенного контроля за товарами и транспортными средствами международной перевозки, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза, исходя из объема товаропотока и интенсивности развития транспортного потенциала Республики Казахстан. Таможенные органы располагаются в помещениях, принадлежащих непосредственно таможенным органам, а также на территории и (или) в помещениях таможенных терминалов, аэропортов, портов, железнодорожных станций, местах международного почтового обмена, а также на территории и (или) в помещениях, принадлежащих лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела (ст. 11 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан"). Время работы таможенных органов устанавливается уполномоченным органом в сфере таможенного дела в соответствии с законодательством Республики Казахстан, с учетом следующих условий. Время работы таможенных органов в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза согласуется с режимом работы иных контролирующих органов на границе, с режимом работы морских и речных портов, аэропортов, железнодорожных станций, где находятся указанные пункты пропуска, а также со временем работы таможенных и иных контролирующих органов в сопредельных пунктах пропуска иностранного государства (ст. 13 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан").

В соответствии со ст. 68 Таможенного кодекса республики Беларусь таможенное оформление производится в пунктах таможенного оформления (термин "таможенное оформление" в белорусском таможенном законодательстве примерно соответствует понятию "помещение товаров под таможенную процедуру"). Пункты таможенного оформления включают специально оборудованные и оснащенные служебные помещения таможенного органа и зоны таможенного контроля, предназначенные для размещения товаров в целях осуществления их таможенного контроля и таможенного оформления. Пункты таможенного оформления подразделяются на республиканские и ведомственные. Республиканские пункты таможенного оформления открываются и упраздняются в целях определения мест перемещения товаров через таможенную границу. Места размещения республиканских пунктов таможенного оформления, их специализация, а также лица, ответственные за содержание таких пунктов, определяются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь. Республиканские пункты таможенного оформления могут находиться:

- в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, открытых в соответствии с законодательством о Государственной границе Республики Беларусь;

- на передаточных железнодорожных станциях Республики Беларусь, не имеющих статуса пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь;

- на таможенной территории сопредельных государств (в соответствии с международными договорами Республики Беларусь).

Ведомственные пункты таможенного оформления открываются и упраздняются по решению Государственного таможенного комитета Республики Беларусь в установленном им порядке и могут размещаться:

- на территориях складов временного хранения и таможенных складов;

- в иных зданиях, помещениях и на территориях, находящихся в государственной собственности и закрепленных за таможенными органами на праве оперативного управления либо находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении иных юридических лиц - резидентов Республики Беларусь.

Согласно п. 2 ст. 175 ТК предусмотрена возможность совершения отдельных таможенных операций вне мест нахождения таможенных органов и вне времени их работы по мотивированному запросу декларанта либо таможенного представителя. Аналогичные правила установлены и законодательством государств - членов Таможенного союза. Кроме этого, согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" осуществить таможенные операции по запросу вне времени работы таможенного органа возможно при наличии у таможенных органов возможностей для этого. Отказ таможенного органа в совершении таможенных операций вне времени его работы должен быть обоснованным. Заинтересованное лицо вправе обжаловать отказ таможенного органа в совершении таможенных операций вне времени работы таможенного органа.

Положения о месте и времени помещения товаров под таможенную процедуру, закрепленные в ст. 175 ТК, а также в нормах национального законодательства государств - членов Таможенного союза, основаны на стандартных правилах 3.1 - 3.4 Генерального приложения к Киотской конвенции.

Комментарии и консультации юристов по ст 175 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 175 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.