Статья 136. Представление документов и сведений для целей проведения таможенной проверки

1. Налоговые и иные государственные органы государств - членов таможенного союза представляют по запросу таможенных органов необходимые документы и сведения, касающиеся регистрации юридических лиц, уплаты и исчисления налогов, бухгалтерскую отчетность, а также документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую и налоговую тайну, с соблюдением требований законодательства государств - членов таможенного союза о защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой и иной охраняемой законодательством тайны.

2. Банки и иные кредитные организации государств - членов таможенного союза представляют по запросу таможенного органа документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (пункт дополнен Международным протоколом от 16 апреля 2010 года.

Комментарий к статье 136 ТК ТС

В комментируемой статье закреплена обязанность налоговых и иных государственных органов государств - членов ТС, а также банков и иных кредитных организаций представлять необходимые таможенным органам и по их запросу сведения и документы с обязательным соблюдением требований законодательства государств - членов ТС о защите государственной, налоговой, банковской, коммерческой и иной охраняемой законодательством тайны.

Согласно ст.3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации, которая позволяет ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг, избежать неоправданных расходов или получить прочую коммерческую выгоду.

Банковскую тайну можно отнести к информации, которая составляет охраняемую законом тайну, так как в отношении банковской тайны принят особый режим защиты, который определен ГК РФ и Федеральным законом от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности". В соответствии с ч.2 статьи 857 ГК РФ государственным органам и их должностным лицам сведения, которые составляют банковскую тайну, могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Необходимо отметить, что до внесения изменений в ТК ТС, закрепленных Протоколом от 16.04.2010, банки и кредитные организации и ранее предоставляли данную информацию. Прежде, эта обязанность была закреплена в Приказе ФТС России от 30.06.2011 N 1388, и повторно получила свое закрепление в комментируемой статье ТК ТС.

Другой комментарий к статье 136 Таможенного Кодекса ТС

Статья 136 ТК посвящена информационному обеспечению таможенных проверок. Так, в соответствии с п. 1 ст. 136 ТК налоговые и иные государственные органы государств - членов Таможенного союза представляют по запросу таможенных органов необходимые документы и сведения, касающиеся регистрации юридических лиц, уплаты и исчисления налогов, бухгалтерскую отчетность, а также документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую и налоговую тайну, с соблюдением требований законодательства государств - членов Таможенного союза о защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой и иной охраняемой законодательством тайны. В п. 2 ст. 136 ТК устанавливается обязанность банков и иных кредитных организаций государств - членов Таможенного союза представлять по запросу таможенного органа документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Применительно к указанным выше обязанностям налоговых органов, иных государственных органов, банков и иных кредитных организаций по информационному обеспечению таможенных проверок рассмотрения заслуживает вопрос об обеспечении конфиденциальности информации, получаемой при этом таможенными органами. В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Таким образом, таможенные органы и предоставляющие им документы и информацию государственные органы и иные организации обязаны в отношении конфиденциальной информации обеспечить соблюдение требований законодательства государств - членов Таможенного союза о защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой и иной охраняемой законодательством тайны.

Государственной тайной признаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Охране государственной тайны посвящены в Российской Федерации - Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" <268>; в Республике Беларусь - Закон Республики Беларусь от 19 июля 2010 года N 170-З "О государственных секретах" <269>; в Республике Казахстан - Закон Республики Казахстан от 15 марта 1999 г. N 349-1 "О государственных секретах" <270>.

--------------------------------
<268> СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 8220 - 8235.
<269> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 22.07.2010. N 2/1722.
<270> Казахстанская правда. 19.03.1999. N 53.

Коммерческая тайна предполагает конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданные расходы, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Обеспечение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством государств - членов Таможенного союза, а также специальными законами: Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" <271> - в Российской Федерации; Законом Республики Беларусь от 5 января 2013 года N 16-З "О коммерческой тайне" <272> - в Республике Беларусь. В Республике Казахстан не принят специальный закон, регламентирующий охрану коммерческой тайны.

--------------------------------
<271> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.
<272> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 09.01.2013. N 2/2014.

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, не признаваемых налоговой тайной в соответствии с национальным законодательством государств - членов Таможенного союза. В Российской Федерации такими сведениям являются: 1) общедоступные сведения, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам); 5) предоставляемые избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности; 6) предоставляемые в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" <273>. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. В государствах - членах Таможенного союза обеспечение налоговой тайны осуществляется в соответствии с законодательством о налогах и сборах: в Российской Федерации - частью 1 Налогового кодекса Российской Федерации; в Республике Казахстан - Кодексом Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года N 99-IV "О налогах и других обязательных платежах в бюджет"; в Республике Беларусь - Налоговым кодексом Республики Беларусь от 19 декабря 2002 года N 166-З.

--------------------------------
<273> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4179.

Банковская тайна представляет собой информацию об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов кредитных организаций. Все служащие кредитной организации обязаны обеспечить конфиденциальность указанной информации, а также иных сведений, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит закону. Охрана банковской тайны осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и законодательством о банках и банковской деятельности государств - членов Таможенного союза.

Комментарии и консультации юристов по ст 136 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 136 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.