Статья 133. Доступ должностных лиц таможенного органа на объект проверяемого лица для проведения выездной таможенной проверки

1. Проверяемое лицо при предъявлении должностными лицами таможенного органа решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) и служебных удостоверений обязано обеспечить доступ этих должностных лиц на объект проверяемого лица (за исключением жилых помещений) для проведения выездной таможенной проверки.

2. Если законодательством государства - члена таможенного союза предусмотрен специальный порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, то такой доступ осуществляется в порядке, установленном этим законодательством (пункт в редакции Международного протокола от 16 апреля 2010 года.

3. Проверяемое лицо вправе отказать должностным лицам таможенного органа в доступе на объект в случае, если:
1) решение (предписание, акт о назначении проверки) и (или) служебные удостоверения не предъявлены;
2) должностные лица таможенных органов не указаны в решении (предписании, акте о назначении проверки);
3) должностные лица не имеют специального разрешения на доступ на объект, если такое разрешение необходимо в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

4. При отказе проверяемого лица в доступе должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку, на объект проверяемого лица составляется акт (протокол) в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза (абзац в редакции Международного протокола от 16 апреля 2010 года.В случае необоснованного отказа проверяемого лица обеспечить доступ должностных лиц таможенных органов на объект проверяемого лица они вправе входить на этот объект с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии 2 (двух) понятых, за исключением случаев, если законодательством государств - членов таможенного союза установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты. Обо всех случаях вхождения на объекты проверяемых лиц с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 (двадцати четырех) часов.

Комментарий к статье 133 ТК ТС

1. В комментируемой статье закреплена обязанность проверяемого лица обеспечить доступ должностных лиц на проверяемый объект для проведения выездной таможенной проверки. Из проверяемых объектов исключены жилые помещения.

Необходимо подчеркнуть, что в случае не соответствия проверяющих лиц тем лицам, которые указаны в документах на проведение проверки, проверяемое лицо имеет право не впустить их на свой объект.

Например, Придя с проверкой в ООО "Пассив", таможенники предъявили директору фирмы Иванову решение, подписанное заместителем начальника таможни Егоровым. Директор фирмы потребовал, чтобы проверяющие показали ему приказ, подтверждающий, что Егоров временно исполняет обязанности начальника таможни. Таможенники отказали. Тогда Иванов не допустил их на территорию своей фирмы.

Таможенники обвинили директора фирмы в том, что он препятствует проведению проверки, составили и направили в суд протокол по статье 19.4 КоАП РФ.

Однако суд признал, что таможенники действовали незаконно, потому что в момент, когда решение было подписано, начальник таможни находился на своем рабочем месте. Кроме того, никакого внутреннего приказа о передаче полномочий Егорову не было. Административное дело в отношении директора фирмы было прекращено.

2. Часть вторая комментируемой статьи имеет отсылочный характер к национальному законодательству государств - членов таможенного союза, так как говорит о том, что если для отдельных объектов существует специальный порядок доступа должностных лиц государственных органов, предусмотренный национальным законодательством, в отношении них применяется именно этот порядок.

3. В части 3 комментируемой статьи содержится истрепывающий перечень оснований отказа должностным лицам таможенного органа в доступе на объект. Однако, в ч.4 закрепляются последствия неправомерного отказа проверяемого лица в доступе на объект проверки.

Согласно ч.1 ст.19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
- на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

В случае же неправомерного отказа проверяемого лица обеспечить доступ должностных лиц таможенных органов на объект проверяемого лица законодатель закрепил право проверяющих лиц вхождения на этот объект с обязательным условием уведомления прокурора в течение двадцати четырех часов.

Однако необходимо отметить, что в комментируемой части не зафиксированы описания обстоятельств, формы выражения отказа для того, чтобы данный отказ можно было бы квалифицировать как неправомерный. Также не рассмотрена ситуация, когда проверяемое лицо отказывает в доступе должностных лиц таможенного органа на свой объект для проведения выездной таможенной проверки, в случае если решение и уведомление о проведении проверки не были ему вручены.

Целесообразно внести изменения и заполнить правовые пробелы комментируемого законодательного акта.

Другой комментарий к статье 133 Таможенного Кодекса ТС

Статья 133 ТК устанавливает обязанность проверяемого лица при предъявлении должностными лицами таможенного органа решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) и служебных удостоверений обеспечить доступ этих должностных лиц на свои объекты для проведения выездной таможенной проверки.

С установлением указанной обязанности связано предоставление проверяемым лицам дополнительного права - отказать должностным лицам таможенного органа в доступе на свои объекты в следующих случаях: 1) решение (предписание, акт о назначении проверки) и/или служебные удостоверения не предъявлены; 2) должностные лица таможенных органов не указаны в решении (предписании, акте о назначении проверки); 3) должностные лица не имеют специального разрешения на доступ на объект, если такое разрешение необходимо в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с п. 4 ст. 133 ТК при отказе проверяемого лица в доступе должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку, на объект проверяемого лица составляется акт (протокол) в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.

Если отказ проверяемого лица обеспечить доступ должностных лиц таможенных органов на свои объекты для проведения выездной таможенной проверки будет признан необоснованным, то должностные лица вправе войти на эти объекты с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Обо всех случаях вхождения на объекты проверяемых лиц с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 (двадцати четырех) часов.

Действие правовой нормы, установленной ст. 133 ТК, имеет одно исключение и одно ограничение. Согласно п. 1 ст. 133 ТК проверяемое лицо вправе не допускать должностных лиц таможенных органов в жилые помещения.

В Российской Федерации согласно п. 2 ст. 15 Жилищного кодекса жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным Кодексом, другими федеральными законами (см.: Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 <264>). К жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире. Жилое помещение предназначено для проживания граждан. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств.

--------------------------------
<264> СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 702.

В Республике Беларусь в соответствии с ст. 14 Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28 августа 2012 года N 428-З <265> жилое помещение предназначается для проживания граждан. Его использование не по назначению (в том числе размещение в жилом помещении организаций и их обособленных подразделений) допускается только после перевода его в нежилое, за исключением следующих случаев: 1) жилое помещение может являться местом нахождения частного унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства на условиях и в порядке, определенных Президентом Республики Беларусь; 2) использование жилого помещения для ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с указанным Кодексом с соблюдением установленных для проживания санитарных и технических требований, правил пожарной безопасности, природоохранных требований и в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений; 3) использование не по назначению блокированных, одноквартирных жилых домов или их части без перевода в нежилые может осуществляться по согласованию с районным, городским исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе с соблюдением установленных для проживания санитарных и технических требований, правил пожарной безопасности и в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений.

--------------------------------
<265> Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. 01.09.2012. 2/1980.

Законом Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года N 94 "О жилищных отношениях" <266> жилищем (жилым помещением) признается отдельная жилая единица (индивидуальный жилой дом, квартира, комната в общежитии), предназначенная и используемая для постоянного проживания, отвечающая установленным техническим, санитарным и другим обязательным требованиям. Использование жилого помещения или его части по нежилому назначению допускается на условиях, предусмотренных указанным Законом. Использование жилища не должно приводить к его разрушению или порче, нарушать условия проживания других жильцов, причинять ущерб окружающей среде.

--------------------------------
<266> Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1997. N 8. Ст. 84.

Согласно п. 2 ст. 133 ТК предусмотрено, что законодательством государства - члена Таможенного союза может быть установлен специальный порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты. Такой специальный порядок может быть связан с тем, что такие объекты представляют собой источники повышенной опасности, их использование связанно с интересами государственной и общественной безопасности и т.п. В этих случаях такой доступ осуществляется в порядке, установленном национальным законодательством государств - членов Таможенного союза.

Комментарии и консультации юристов по ст 133 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 133 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.