Статья 130. Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками

1. Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками заключается в выполнении следующих задач:
1) формирование информационной базы данных системы управления рисками таможенных органов;
2) анализ и оценка рисков, включающих в себя систематическое определение: объектов анализа рисков; индикаторов риска по объектам анализа риска, определяющих необходимость принятия мер по предотвращению и минимизации рисков; оценки возможного ущерба в случае возникновения рисков;
3) разработка и реализация практических мер по управлению рисками с учетом: вероятности возникновения рисков и возможных последствий;анализа применения возможных мер по предотвращению и минимизации рисков.
2. Сбор, обработка и анализ информации об эффективности принятых мер по минимизации рисков, и результатах применения к конкретным товарам и (или) транспортным средствам отдельных форм таможенного контроля осуществляется таможенными органами на постоянной основе.
3. Порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками устанавливается законодательством государств - членов таможенного союза.

4. Содержание установленных профилей и индикаторов риска предназначено для использования таможенными органами, является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению другим лицам, за исключением случаев, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.

Комментарий к статье 130 ТК ТС

1. Комментируемая статья регламентирует порядок осуществления деятельности таможенных органов по оценке и управлению рисками, а также определяет основные задачи осуществления такой деятельности.

Концепция системы управления рисками в таможенной службе РФ, утвержденная Приказом ГТК России от 26 сентября 2003 года N 1069, предполагает три типа управления рисками: стратегическое, оперативное и тактическое.

Стратегическое управление - определение областей риска с наибольшей вероятностью потенциально возможного нарушения таможенного законодательства и наибольшей величиной ущерба в случае возникновения рисков (тенденции, закономерности), а также разработка и внедрение соответствующих мер по их предотвращению или минимизации на уровне всей таможенной службы Российской Федерации.

Оперативное управление - определение локальных областей риска с наибольшей вероятностью потенциально возможного нарушения таможенного законодательства и наибольшей величиной ущерба в случае возникновения рисков, характерных для отдельных лиц, товаров и (или) таможенных органов, в том числе распределение компетенции таможенных органов по принятию решений.

Тактическое управление - определение областей риска, характерных для краткосрочных ситуаций, конкретных лиц, партий товаров.

Основными задачами в деятельности таможенных органов по оценке и управлению рисками является:
1) формирование информационной базы данных системы управления рисками таможенных органов;
2) анализ и оценка рисков, включающих в себя систематическое определение:
- объектов анализа рисков, определяющих необходимость принятия мер по предотвращению и минимизации рисков (см. комментарий к ст.129);
- индикаторов риска (определенных критериев с заранее заданными параметрами, отклонение от которых или соответствие которым позволяет осуществлять выбор объекта контроля);
- оценки возможного ущерба в случае возникновения рисков;
3) разработка и реализация практических мер по управлению рисками с учетом вероятности возникновения рисков и возможных последствий и анализа применения возможных мер по предотвращению и минимизации рисков.

2. Сбор, обработка и анализ информации об эффективности принятых мер по минимизации рисков и результатах применения к конкретным товарам и (или) транспортным средствам отдельных форм таможенного контроля осуществляется таможенными органами на постоянной основе.

Сбор и обработка информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу РФ, является одним из немаловажных элементов в оценке и управлении рисками. Данный элемент предусматривает сбор и обработку всей существующей информации из различных источников о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу РФ, в том числе информации:
- статистической о перемещаемых товарах и транспортных средствах через таможенную границу РФ, а также сравнение внутренней статистики РФ со статистикой стран-контрагентов;
- о производственно-экономическом потенциале стран-контрагентов;
- поступающей от иных правоохранительных и контрольных органов РФ, в том числе от таможенных органов иностранных государств;
- о результатах оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, а также специальной статистики о нарушениях таможенных правил;
- о правонарушениях и преступлениях в сфере таможенного дела;
- о деятельности лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским и (или) таможенным законодательством РФ для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;
- о деятельности таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных;
- заявляемой при осуществлении таможенных операций;
- о расчетно-платежных отношениях по совершаемым внешнеэкономическим сделкам;
- о транспортных логистических схемах.

Важнейшим фактором, определяющим обоснованность и эффективность принимаемых управленческих решений, является полнота, оперативность (своевременность) и достоверность информации, которая используется для разработки и реализации мер по предотвращению и минимизации рисков. Таможенные органы должны иметь доступ к надежным, достоверным и актуальным источникам информации и уметь эти сведения оценивать.

Системность и комплексность мероприятий по сбору, обобщению и анализу информации, наличие нескольких независимых источников информации, а также технология сбора информации, регламентирующая источники информации, периодичность обновления, пополнения баз данных и движение (оборот) информации в таможенных органах обеспечит максимальную достоверность и объективность получаемых результатов, а также принятие оптимальных решений для определения необходимых мер по предотвращению и минимизации рисков.

В качестве основных сведений для выявления и определения потенциальных рисков используются информационные ресурсы ГТК России.

При разработке и реализации мер необходимо учитывать:
- прогноз результатов и определение возможных последствий планируемых мер и вероятности наступления этих последствий;
- анализ возможных мер по предотвращению или минимизации рисков, а по результатам - выбор оптимальных, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

3. Содержание установленных профилей и индикаторов риска предназначено для использования таможенными органами, является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению другим лицам, за исключением случаев, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.

Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками должна осуществляться в строгом соответствии с таможенным законодательством. В случае нарушений их действия могут быть обжалованы в установленном процессуальным законодательством порядке. Так, Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 июня 2011 года N Ф02-2278/11 по делу N А78-7754/2010 было рассмотрено дело об обжаловании действий таможенного органа по проведению им таможенного досмотра. Судами на основании имеющихся в деле и приведенных в судебных актах доказательств установлено, что программным средством по вышеуказанным ГТД был выявлен автоматизированный профиль риска N 55/10000/11062008/00233, являющийся обязательным к применению во всех случаях и выявляющийся, в том числе в отношении получателя, впервые обратившегося в таможенный орган. Оценив имеющиеся в деле доказательства, суды двух инстанций обоснованно признали, что действия таможни по проведению таможенных осмотров (досмотров) при выявлении профиля риска соответствовали Таможенному кодексу. Таким образом, в удовлетворении жалобы было отказано, поскольку действия таможенного органа не нарушали действующие нормы права.

Другой комментарий к статье 130 Таможенного Кодекса ТС

Нормы, регламентирующие деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками, составляют содержание ст. 130 ТК.

В п. 1 ст. 130 ТК определены задачи, которые необходимо выполнить таможенным органам для успешной деятельности по вопросам оценки и управления рисками.

Комментируя сформулированные задачи, как пример покажем применение новых информационных технологий таможенного администрирования для эффективного применения системы управления рисками. Для целей повышения эффективности применения системы управления рисками необходимо создание единых баз данных, например, о цене товара, в частности, по какой цене товар реализуется на бирже (если он является биржевым товаром), в стране происхождения, на внутреннем рынке стран - участниц Таможенного союза; весовых характеристиках товара и упаковки, в частности, официальные данные производителей товаров о весовых параметрах товаров, а также сведения об упаковке, которую использует данный производитель товара; производителе товара, в частности, перечень кодов и кратких описаний товаров, которые производит предприятие.

Отказ от избыточного таможенного администрирования является важнейшим фактором формирования нормального делового климата в государствах - членах Таможенного союза для создания благоприятных условий в области внешнеэкономической деятельности. Достижение положительных результатов в этом направлении невозможно без системного анализа эффективности применяемых таможенных процедур, использования современных автоматизированных систем и новейших информационных таможенных технологий, без владения механизмами управления рисками, использования электронных средств передачи информации, координации работы с другими ведомствами и организациями, что соответствует закрепленным законодателем задачам.

Ключевым звеном в этой работе является переход на новую систему организации таможенного контроля, применение которой позволит снизить затраты времени на его проведение, повысить его эффективность и осуществлять максимально быстро таможенные формальности в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ТС.

Основой системы являются порядок и условия проведения таможенного контроля, которые должны быть максимально понятными и "прозрачными", иметь единое информационное пространство, эффективное информационно-техническое обеспечение, правоохранительную поддержку.

Должное применение норм ТК по проведению таможенного контроля на основе указанных выше подходов позволяет должностным лицам таможенных органов на единой таможенной территории:

- сосредоточить внимание на сферах повышенного риска;

- увеличить возможности выявления нарушений таможенного законодательства;

- оказывать содействие добросовестным участникам внешнеторговой деятельности и физическим лицам;

- способствовать ускорению движения международных товаропотоков <262>.

--------------------------------
<262> См. подробнее: Корняков К.А. О некоторых теоретических вопросах проведения таможенного контроля на единой таможенной территории Таможенного союза // Таможенное дело. 2009. N 4. С. 8 - 13.

Сбор, обработка и анализ информации об эффективности принятых мер по минимизации рисков и результатах применения к конкретным товарам и (или) транспортным средствам отдельных форм таможенного контроля осуществляются таможенными органами на постоянной основе (п. 2 ст. 130 ТК). Так, например, при проведении таможенного досмотра таможенный орган исходит из принципа выборочности. При выборе этой формы таможенного контроля используется система управления рисками. Так, на решение таможенного органа о необходимости проведения таможенного досмотра могут повлиять, например, следующие обстоятельства:

- перемещаемые через таможенную границу товары облагаются акцизом или подпадают под меры нетарифного регулирования;

- товары перевозятся транспортными организациями, ранее допустившими нарушение процедуры внутреннего таможенного транзита;

- товары перевозятся транспортом, принадлежащим физическим лицам, и так далее.

При проведении таможенного досмотра должностные лица таможенного органа должны руководствоваться предписаниями таможенного законодательства, в которых закреплен принцип недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля.

В соответствии с принципом выборочности таможенного контроля таможенному досмотру может быть подвергнута только часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования. При этом результаты таможенного досмотра могут быть распространены на все товары, указанные в таможенной декларации (в том числе и на товары, которые не были досмотрены). Если такой подход оказывается неприемлемым или невыгодным для декларанта или лица, имеющего полномочия в отношении товаров и транспортных средств, то указанные лица вправе требовать дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров.

Таможенным законодательством стран - участниц Таможенного союза регламентируются такие вопросы деятельности таможенных органов по оценке и управлению рисками, как порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (п. 3 ст. 130 ТК).

В Российской Федерации эти вопросы урегулированы в ст. 162 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в Беларуси - в ст. 276 Таможенного кодекса Республики Беларусь, в Казахстане - в ст. 216 Кодекса в Республике Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан".

Необходимо отметить, что в силу п. 4 ст. 130 ТК содержание установленных профилей и индикаторов риска предназначено для использования только таможенными органами и является конфиденциальной информацией, не подлежит разглашению другим лицам, за исключением случаев, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза. Так, например, в таможенном законодательстве Российской Федерации определено, что информация ограниченного доступа, содержащаяся в установленных профилях риска, не подлежит разглашению (распространению) либо передаче третьим лицам, в том числе государственным органам, за исключением случаев, когда такая информация необходима указанным органам для решения задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации. Если иное не установлено федеральными законами, порядок передачи такой информации определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 162 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Комментарии и консультации юристов по ст 130 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 130 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.