Статья 129. Объекты анализа риска

К объектам анализа риска относятся:
1) товары, находящиеся под таможенным контролем, либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
2) транспортные средства международной перевозки;
3) сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах (контрактах) купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;
4) сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах;
5) деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;
6) результаты применения форм таможенного контроля.

Комментарий к статье 129 ТК ТС

Анализ риска - систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения обстоятельств и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки вероятных последствий несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный.

Основные действия, связанные с анализом рисков, состоят из определения:
- совокупности условий и факторов, влияющих на риски;
- таможенных операций, при осуществлении которых существует вероятность совершения таможенного правонарушения;
- объектов анализа;
- критериев и параметров, характеризующих риски (количество перемещений, номенклатура товаров, получатель товаров и т.д.);
- индикаторов риска (граничных количественных показателей, определяющих необходимость применения мер по предотвращению или минимизации рисков);
- оценки возможной величины ущерба в случае возникновения рисков.

К объектам анализа риска относятся:
1) товары, находящиеся под таможенным контролем либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию. Таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления является таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению. Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления регламентируется гл.30 комментируемого кодекса;
2) транспортные средства международной перевозки. К таким транспортным средствами комментируемым Кодексом предъявляются определенные требования. Для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями транспортные средства международной перевозки должны быть сконструированы и оборудованы с соблюдением следующих требований:
- таможенные пломбы могут быть наложены простым и надежным способом;
- товары не могут быть извлечены из опломбированной части грузовых помещений транспортного средства международной перевозки или вложены в них без оставления видимых следов их вскрытия или без повреждения таможенных пломб и печатей;
- отсутствуют потайные места, в которых товары могут быть спрятаны;
- места, в которых могут находиться товары, легкодоступны для таможенного осмотра товаров.

Таможенные органы не требуют заблаговременного допущения транспортного средства международной перевозки для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями, за исключением случая, если перевозка товаров осуществляется таможенным перевозчиком, а также заблаговременное допущение предусмотрено международными договорами;
3) сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах (контрактах) купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и (или) распоряжения товарами. Сведения, указанные в документах, являющихся основанием для приобретения права на товар, а также в правоустанавливающих документах должны быть достоверными и отражать фактические данные;
4) сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах. Сведения о перевозимых товарах также должны соответствовать фактическим данным не только по количественным характеристикам, но и видам таких товаров (включая ассортимент);
5) деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем. Данный объект должен характеризоваться полным соответствием совершаемых декларантом действий с его полномочиями. При этом полномочия, не регламентированные таможенным законодательством, должны быть надлежащим образом оформлены доверенностью;
6) результаты применения форм таможенного контроля. Данный объект анализа риска является своего рода оценкой деятельности таможенных органов, что помогает в дальнейшем определять направление работы таможни в осуществлении ей контрольных функций.

Другой комментарий к статье 129 Таможенного Кодекса ТС

В статье содержится перечисление объектов анализа риска.

Перечислив шесть групп объектов, законодатель не дает пояснений, что включается в их содержание.

1-я группа: товары, находящиеся под таможенным контролем либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Ее содержание не должно вызывать недопонимания, так как такие товары определены в других статьях ТК: в ст. 96 "Товары, находящиеся под таможенным контролем", а также в ст. 209 "Содержание таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления" и п. 10 ст. 4.

2-я группа: транспортные средства международной перевозки - определена в п. 40 ст. 4.

3-я и 4-я группы включают в качестве объектов сведения, содержащиеся в различного рода документах:

- во внешнеэкономических договорах (контрактах) купли-продажи или обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;

- в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах.

В статье 4 Таможенного кодекса содержатся определения транспортных (п. 38), коммерческих (п. 12) и таможенных (п. 28) документов.

Непонятна смысловая нагрузка выделения 3 группы, с учетом того, что перечень в 4 является открытым.

5-я группа включает деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем.

Определение декларанта и заинтересованного лица содержится соответственно в п. п. 6 и 7 ст. 4 ТК. Заинтересованными лицами могут выступать, например, перевозчик, таможенный представитель и т.п.

В 6-й группе к объектам отнесены результаты применения форм таможенного контроля.

Закрытый перечень форм таможенного контроля дается в ст. 110 ТК. Легального определения результата их применения нет.

Базовым принципом современного таможенного контроля, соответствующим общепринятым подходам к организации таможенного контроля, сформулированным в Киотской конвенции, является принцип выборочности. Этот принцип означает, что при проведении таможенного контроля таможенные органы ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Неприменение других форм таможенного контроля либо освобождение от них не должно означать, что лица освобождаются от обязанности соблюдать предписания упомянутого законодательства и международных договоров.

Выбор конкретных форм таможенного контроля зависит от целого ряда факторов. Прежде всего таможенный контроль должен быть эффективным. Достижение поставленных перед ним целей должно быть соотнесено с расходами на его осуществление. Кроме того, таможенный контроль должен быть в максимальной степени "необременительным", "незаметным" для лиц, пересекающих таможенную границу, и для участников внешнеэкономической деятельности. При этом и первое, и второе требования к современному облику таможенного контроля не должны помешать выполнению его важнейшей задачи - обеспечению соблюдения таможенного законодательства.

Можно считать, что результаты применения форм таможенного контроля - это выявленные или предотвращенные случаи нарушения таможенного законодательства, а правовая природа системы управления рисками основывается на выявлении, а также систематизации и формализации признаков, обычно указывающих на вероятность совершения правонарушения.

Комментарии и консультации юристов по ст 129 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 129 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.