Статья 127. Термины, используемые в настоящей главе

В настоящей главе используются следующие термины и их определения:
1) анализ риска - систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения обстоятельств и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки вероятных последствий несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный;
2) выявленный риск - факт, свидетельствующий о том, что нарушение таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств - членов таможенного союза уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте;
3) индикаторы риска - определенные критерии с заранее заданными параметрами, отклонение от которых или соответствие которым позволяет осуществлять выбор объекта контроля;
4) потенциальный риск - риск, который не был выявлен, но условия для его возникновения существуют;
5) профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков;
6) область риска - отдельные сгруппированные объекты анализа риска, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля или их совокупности, а также повышение эффективности таможенного администрирования;
7) оценка риска - систематическое определение возможности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства таможенного союза в случае его возникновения;
8) риск - степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств - членов таможенного союза;
9) товары прикрытия - товары, которые с достаточной степенью вероятности могут декларироваться вместо товаров риска;
10) товары риска - товары, перемещаемые через таможенную границу, в отношении которых выявлены риски или есть потенциальные риски;
11) управление риском - систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации;
12) уровень риска - определяется в зависимости от вероятности возникновения риска и возможных последствий риска.

Комментарий к статье 127 ТК ТС

Система анализа рисков достаточно важный элемент в таможенном регулировании. Она призвана обеспечить безопасность при совершении таможенных операций и предупредить нарушение таможенного законодательства.

Комментируемая статья является дефинитивной, содержит правовую регламентацию основных понятий, используемых в системе управления рисками, что обеспечивает в свою очередь правильное толкование регулятивных норм в данной сфере.

Вообще анализ риска представляет собой систематическое определение величины и источников рисков посредством соответствующей информации. Это больше финансовый термин, чем правовой. Комментируемая статья призвана адаптировать финансовую терминологию под регулируемые комментируемым кодексом отношения. Таким образом, в целях применения данного термина в таможенном регулировании, под анализом риска понимается анализ определенной информации - о несоблюдении таможенного законодательства. Кроме того, само определение понятия, данное в комментируемой статье, содержит цель проведения такого анализа - определение обстоятельств и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки вероятных последствий несоблюдения таможенного законодательства. При этом в зависимости от фактических или возможных обстоятельств и условий риски разделяются на два типа:
- выявленный риск, когда таможенными органами установлен факт нарушения таможенного законодательства;
- потенциальный риск, когда отсутствует факт нарушения, но к этому имеются все явные или скрытые предпосылки.

Комментируемой статьей даны определения понятиям, используемым непосредственно в процессе проведения анализа риска и позволяющим характеризовать такие риски: индикаторы риска, профиль риска, область риска, оценка риска, уровень риска. Перечисленные термины относятся к характеризующим риски параметрам и их использование помогает более конструктивно проводить анализ и осуществлять управление.

Согласно определению самого понятия "риск", данного комментируемой статьей, он также является показательным элементом, но уже характеризует непосредственно отношения, складывающиеся в сфере таможенного регулирования. При этом риск определен как степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств - членов таможенного союза. Степень в свою очередь является как количественным, так и качественным показателем.

Учитывая особенность объекта таможенных правоотношений, каким является товар, перемещаемый через таможенную границу, комментируемая статья вводит такие термины, как "товары риска" и "товары прикрытия". Если товары риска прямо характеризуются наличием явного или потенциального риска, товары прикрытия, которые, согласно определения, могут декларироваться вместо товаров риска, несут в себе скрытые риски.

Комментируемая статья содержит также определение понятия "управление риском". Опять же данное определение дано в целях применения комментируемого закона. Оно включает в себя перечень направлений деятельности, осуществляемой таможенными органами в рамках управления рисками:
- разработка и практическая реализации мер по предотвращению и минимизации рисков;
- оценка эффективности применения мер по предотвращению и минимизации рисков;
- осуществление контроля за совершением таможенных операций;
- обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации.

Целью деятельности по управлению рисками является предупреждение риска. Перечисленные направления деятельности в полной мере позволяют обеспечить достижение данной цели при условии систематического, постоянного и комплексного подхода.

Другой комментарий к статье 127 Таможенного Кодекса ТС

Статья 127 ТК содержит основной терминологический аппарат по системе управления рисками.

Определения можно разбить на несколько групп:

1-я группа: родовое понятие и виды рисков (риск, выявленный риск, потенциальный риск).

2-я группа: термины, которые раскрывают содержание определения риска (анализ риска, профиль риска, оценка риска, индикаторы риска, область риска).

3-я группа: термины, помогающие охарактеризовать организацию данного процесса (управление риском, уровень риска).

4-я группа: термины, устанавливающие градацию товаров риска (товары риска, товары прикрытия).

Базовыми международными нормами, определяющими принципы и основные направления деятельности таможенных органов в области управления рисками, являются стандартные правила главы 6 "Таможенный контроль" и других глав Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото) <260>. Рекомендации к главе 6 названной Конвенции раскрывают содержание основных терминов, используемых в стандартных правилах указанного международного документа, они же продублированы и в ст. 127 ТК.

--------------------------------
<260> Согласно стандарту 6.3 главы 6 Генерального приложения Киотской конвенции при проведении таможенного контроля таможенная служба использует систему управления рисками. При этом таможенная служба применяет анализ рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, которые должны быть проверены, и степени такой проверки (стандарт 6.4), а также принимает стратегию оценки степени соблюдения законодательства в целях поддержки системы управления рисками (стандарт 6.5).

Соглашением о порядке таможенного оформления и таможенного контроля в государствах - участниках Таможенного союза от 12 декабря 2008 года <261> предусмотрено, что при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается оцененная таможенными органами вероятность несоблюдения таможенного законодательства (ст. 11 Соглашения). Это определение содержательно соответствует также дефиниции, содержащейся в комментируемом глоссарии терминов и определений.

--------------------------------
<261> Текст Соглашения размещен на сайте Таможенного союза: //www.tsouz.ru/Docs/INtAgrmNts/Pages/PerecheN_MDTS.aspx.

Национальное таможенное законодательство также содержит определения некоторых из перечисленных терминов.

Так, Таможенный кодекс Беларуси в ст. 276 также закрепляет определения система управления рисками и риски.

Кодекс Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" в ст. 217 также содержит глоссарий основных понятий, используемых при применении системы управления рисками. Там выделены следующие определения:

1) выявленный риск - известный риск, когда правонарушение в сфере таможенного дела совершено и таможенные органы имеют информацию о таком правонарушении;

2) товары прикрытия - товары, которые с достаточной степенью вероятности могут декларироваться вместо товаров риска;

3) метод случайного отбора - произвольный отбор объектов таможенного контроля с установленной периодичностью в целях выявления неизвестного риска;

4) риск - степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства Республики Казахстан;

5) профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков.

В зависимости от региона применения профили риска могут быть двух видов: республиканский (регион применения - территория Республики Казахстан), региональный (регион применения - зона деятельности одного или нескольких территориальных подразделений уполномоченного органа в сфере таможенного дела);

6) уровень риска - степень вероятности возникновения риска и возможных последствий риска;

7) индикаторы риска - показатели риска с заранее установленными таможенными органами параметрами, позволяющими осуществлять выбор объекта контроля;

8) оценка риска - систематическое определение приоритетов управления риском путем оценки и сравнения уровня риска с показателями, предварительно определенными таможенными органами;

9) управление риском - систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их реализации, а также контролю за проведением таможенных процедур, предусматривающая постоянное обновление, анализ и корректировку имеющейся у таможенных органов информации;

10) анализ риска - систематическое использование имеющейся информации для определения частоты возникновения риска и размеров возможных последствий при возникновении риска. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный;

11) область риска - сгруппированные таможенными органами объекты анализа риска, в отношении которых требуется применение форм таможенного контроля или их применение в совокупности;

12) товары риска - товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, в отношении которых выявлены риски или имеются потенциальные риски;

13) потенциальный риск - риск, который не выявлен, но условия для его возникновения существуют.

Мы видим, что данный перечень не тождественен закрепленному в ст. 127 ТК, но при этом в целом содержательно он не противоречит ему.

Можно предположить, что некоторые разночтения национальных законодательств связаны с тем, что акты, содержащие эти нормы, принимались ранее ТК, и сейчас еще продолжается процесс унификации таможенного законодательства стран - участниц Таможенного союза.

Комментарии и консультации юристов по ст 127 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 127 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.