Статья 126. Проведение отдельных форм таможенного контроля по поручению таможенного органа одного из государств-членов таможенного союза другому таможенному органу государства-члена таможенного союза

В целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза, а также предупреждения и пресечения нарушений таможенного законодательства таможенного союза таможенный орган одного из государств - членов таможенного союза вправе поручить таможенному органу другого государства - члена таможенного союза проведение отдельных форм таможенного контроля. Основания, форма, порядок направления и исполнения поручения о проведении отдельных форм таможенного контроля определяются международным договором государств - членов таможенного союза.

Комментарий к статье 126 ТК ТС

Проведение отдельных форм таможенного контроля допускается по поручению таможенного органа одного из государств - членов таможенного союза другому таможенному органу государства - члена таможенного союза. Такие поручения предусматриваются в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза, а также предупреждения и пресечения нарушений таможенного законодательства таможенного союза.

Основания, форма, порядок направления и исполнения поручения о проведении отдельных форм таможенного контроля определяются в соответствии с Соглашением о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Таможенного союза (заключено в г.Санкт-Петербурге 21.05.2010).

В соответствии с п.2 указанного Соглашения обмен информацией между таможенными органами осуществляется в письменной и (или) электронной формах посредством:
- направления запросов и предоставления информации;
- направления информации по собственной инициативе;
- обмена нормативными и иными правовыми актами.

Обмен поручениями и ответами на них осуществляется между центральными таможенными органами. В случаях, определенных совместно центральными таможенными органами, обмен поручениями и ответами на них может осуществляться между территориальными таможенными органами.

Согласно п.5 вышеуказанного соглашения центральные таможенные органы вправе осуществлять взаимный обмен следующей информацией:
- по применяемым мерам по минимизации рисков, а также иной информации, способствующей повышению эффективности проведения таможенного контроля;
- по предварительным решениям по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - ЕТН ВЭД);
- по заключениям таможенных экспертов;
- при контроле фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории таможенного союза;
- при контроле за перевозками товаров по таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в порядке, определяемом центральными таможенными органами;
- иной информацией, определяемой центральными таможенными органами.

При необходимости проведения отдельных форм таможенного контроля при совершении таможенных операций до выпуска товаров поручение оформляется путем передачи сведений, достаточных для формирования профиля риска. Порядок оформления, направления и исполнения таких поручений определяется центральными таможенными органами.

Другой комментарий к статье 126 Таможенного Кодекса ТС

Статья 126 ТК предусматривает возможность проведения отдельных форм таможенного контроля, установленных главами 16 и 19 ТК, таможенным органом одного из государств - членов Таможенного союза по поручению таможенного органа другого государства - члена Таможенного союза. Основания, форма, порядок направления и исполнения поручения о проведении отдельных форм таможенного контроля определяются частью III Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Таможенного союза.

Основаниями направления поручения о проведении отдельных форм таможенного контроля являются:

1) необходимость подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем;

2) необходимость проведения внеплановой выездной таможенной проверки по основаниям, предусмотренным ст. 132 ТК, если проверяемое лицо, у которого необходимо провести выездную таможенную проверку, создано и (или) зарегистрировано в соответствии с законодательством другого государства - члена Таможенного союза;

3) наличие данных, свидетельствующих о возможном нарушении требований таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства государства - члена Таможенного союза, таможенный орган которого направляет поручение.

Следует отметить, что поручение может быть направлено при наличии других оснований.

Поручение оформляется письмом, подписанным начальником поручающего таможенного органа или его заместителем. Допускается направление поручений и ответов на поручения электронной почтой или факсимильной связью с последующей их досылкой почтой.

Соглашением о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Таможенного союза (п. 3 ст. 12) установлен перечень сведений, подлежащий включению в поручение.

При необходимости проведения отдельных форм таможенного контроля при совершении таможенных операций до выпуска товаров поручение оформляется путем передачи сведений, достаточных для формирования профиля риска. Порядок оформления, направления и исполнения таких поручений определяется таможенными органами государств - членов Таможенного союза.

Поручение исполняется в срок не более двух месяцев со дня его получения. При необходимости сокращения этого срока в тексте поручения делается соответствующая оговорка с указанием причины и желаемого срока его исполнения. В случае необходимости получения дополнительной информации срок исполнения поручения может быть увеличен на период времени, необходимый для получения дополнительной информации. В случае невозможности исполнения поручения частично или полностью в указанный срок исполняющий таможенный орган информирует о предполагаемых сроках исполнения поручающий таможенный орган.

Исполняющий таможенный орган направляет ответ на поручение, а также соответствующие материалы поручающему таможенному органу на имя должностного лица, подписавшего письмо, содержащее поручение.

В ответе на поручение исполняющий таможенный орган представляет:

1) информацию о проведенных формах таможенного контроля и их результатах;

2) копии документов, оформленных по результатам таможенного контроля;

3) документы (либо их заверенные копии), материалы, пробы и образцы товаров, запрошенные поручающим таможенным органом;

4) другие документы (либо их заверенные копии) и сведения, которые могут способствовать принятию поручающим таможенным органом решений и мер, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенный орган которого направил поручение.

Статья 14 Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Таможенного союза содержит основания отказа в исполнении поручения.

Частью IV указанного Соглашения предусмотрено проведение отдельных форм таможенного контроля с применением системы управления рискам.

Так таможенные органы вправе направлять информацию о рисках нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства государства - члена Таможенного союза (далее - информация о рисках).

В случае поступления от одного таможенного органа в другой таможенный орган информации о рисках должностные лица подразделения, уполномоченного в области анализа и управления рисками, принимающего таможенного органа:

- анализируют ее на предмет соответствия законодательству государства - члена Таможенного союза;

- определяют возможность ее формализации для использования в рамках специальных программных средств, применяемых в области системы управления рисками;

- определяют степень выявленного риска и потенциальные негативные последствия риска;

- определяют возможность практической реализации с учетом особенностей технологии осуществления таможенного контроля, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза;

- учитывают иные основания, имеющие значение для осуществления таможенного контроля.

По результатам анализа информации о рисках может быть принято решение о ее применении для целей таможенного контроля либо о ее отклонении. В случае отклонения информации о рисках, поступившей от одного центрального таможенного органа, принимающий таможенный орган информирует в установленном порядке заинтересованную сторону о причинах такого отклонения.

В случае принятия решения об использовании информации о рисках для целей таможенного контроля принимающий таможенный орган осуществляет действия в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза.

Комментарии и консультации юристов по ст 126 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 126 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.