Статья 119. Таможенный осмотр помещений и территорий

1. Таможенный осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, в местах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли и иных местах, где могут находиться товары под таможенным контролем, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Таможенный осмотр помещений и территорий, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, может проводиться таможенными органами:
1) в местах перемещения товаров через таможенную границу, пограничной зоне;
2) у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю товарами, хранящих товары в местах, не являющихся зонами таможенного контроля, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и (или) находящихся на ней с нарушением порядка, предусмотренного настоящим Кодексом, для проверки такой информации;
3) у лиц, в отношении (у) которых проводится выездная таможенная проверка. (Пункт в редакции Международного протокола от 16 апреля 2010 года.

3. Таможенный осмотр помещений и территорий может также осуществляться таможенными органами в целях проверки соответствия этих помещений и территорий требованиям и условиям, установленным законодательством государств - членов таможенного союза в соответствии со статьями 24, 29, 34, 168, 233 и 304 настоящего Кодекса.

4. Проведение таможенного осмотра жилых помещений не допускается.

5. Таможенный осмотр помещений и территорий проводится при предъявлении предписания (указания) и служебного удостоверения должностного лица таможенного органа.Форма предписания (указания) на проведение таможенного осмотра помещений и территорий определяется законодательством государств - членов таможенного союза (часть дополнена Международным протоколом от 16 апреля 2010 года.Предъявление документов, указанных в части первой настоящего пункта, не требуется при проведении таможенного осмотра помещений и территорий у лиц, в отношении (у) которых проводится выездная таможенная проверка (часть дополнительно включена Международным протоколом от 16 апреля 2010 года).

6. В случае отказа в доступе на территорию и в помещения должностные лица таможенных органов вправе входить на территорию и в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии 2 (двух) понятых. Обо всех случаях вхождения в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 (двадцати четырех) часов. Лица, препятствующие доступу должностных лиц таможенных органов на территории и в помещения, несут ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
7. Если законодательством государств - членов таможенного союза предусмотрен специальный порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, то такой доступ осуществляется в порядке, установленном этим законодательством.
8. Таможенный осмотр помещений и территорий должен проводиться в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более 1 (одного) рабочего дня, если иное не установлено законодательством государств - членов таможенного союза.

9. По результатам таможенного осмотра помещений и территорий составляется акт по форме, утверждаемой решением Комиссии таможенного союза. Второй экземпляр акта таможенного осмотра помещений и территорий подлежит вручению (направлению) лицу, чьи помещения или территории осматривались.

Комментарий к статье 119 ТК ТС

1. Части 1 и 2 комментируемой статьи определяют перечень мест, где может быть проведен таможенный осмотр помещений и территорий. Основная его цель - подтвердить наличие товаров, находящихся под таможенным контролем в таких местах. Перечень мест является закрытым. Несмотря на это, в части 4 комментируемой статьи прямо установлен запрет на проведение осмотра жилых помещений.

2. Часть 3 комментируемой статьи выделяет еще одну цель таможенного осмотра помещений и территорий - проверку соответствия этих помещений и территорий требованиям и условиям, которые установлены, например, в ст.89 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 (см. также комментарий к ст.24, 29, 34, 168, 233, 304 комментируемого Кодекса).

3. В части 5 комментируемой статьи закреплена обязанность таможенных органов при проведении таможенного осмотра помещений и территорий, за исключением случаев выездной таможенной проверки, предъявить предписание (указания), форма которого утверждена Приказом Федеральной таможенной службы от 31.01.2011 N 169 "Об утверждении формы предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий", и служебное удостоверение должностного лица таможенного органа.

4. Часть 6 комментируемой статьи фактически предоставляет право таможенным органам входить на территорию и в помещения для проведения осмотра в случае сопротивления лиц, в том числе с применением физической силы, а также вскрывать любое помещение. В целях обеспечения защиты прав лиц в этом случае необходимо привлечь двух понятых, а также уведомить прокурора в течение 24 часов. Если лицо препятствует доступу при наличии всех необходимых оформленных документов, являющихся основанием для проведения такого осмотра, то оно может быть привлечено к административной ответственности. Более детально порядок проведения вскрытия прописан в Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного осмотра помещений территорий, утвержденной Приказом ФТС от 16.03.2011 N 578.

5. Согласно части 7 комментируемой статьи, государства-члены таможенного союза вправе установить специальный порядок доступа на отдельные объекты, который обязаны соблюдать соответствующие должностные лица, помимо общих правил проведения таможенного осмотра территорий и помещений.

6. Часть 8 комментируемой статьи является диспозитивной нормой, т.е. рекомендуемый кодексом срок проведения таможенного осмотра помещений и территорий не может продолжаться более 1 (одного) рабочего дня, при этом приоритет установлен за национальным законодательством. Так, ст.175 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 предусматривает случаи проведения осмотра до трех рабочих дней, а также запрет на проведение осмотра в ночное время.

Форма акта, составляемого по результатам таможенного осмотра помещений и территорий, утверждена решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 N 260 "О формах таможенных документов". Акт может быть вручен лично либо направлен по почте.

Другой комментарий к статье 119 Таможенного Кодекса ТС

Осмотр помещений и территорий как форма таможенного контроля осуществляется таможенными органами по двум основным направлениям:

1) для подтверждения нахождения в этих помещениях и на этих территориях товаров и транспортных средств, пребывающих под таможенным контролем;

2) для выявления товаров, ввезенных на таможенную территорию, с нарушением порядка, установленного таможенным законодательством.

В первом случае осматриваемыми помещениями и территориями могут стать, например, склады временного хранения, таможенные склады, помещения магазина беспошлинной торговли, а также иные помещения и территории, где в соответствии с условиями таможенных процедур могут храниться товары, находящиеся под таможенным контролем (цеха предприятий, где размещено иностранное оборудование, временно ввезенное на таможенную территорию Таможенного союза, складские помещения предприятий, на которых хранятся товары, ввезенные под таможенной процедурой переработки на таможенной территории, и т.п.).

Основанием проведения осмотра в этом случае может стать информация об утрате товаров, находящихся под таможенным контролем, их отчуждении или использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК.

Во втором случае целью осмотра является выявление товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза с нарушением установленного порядка. Основанием для таких осмотров является информация, поступающая в таможенные органы.

Объектами осмотра в подобных случаях обычно являются пункты пропуска через Государственную границу, зоны таможенного контроля, созданные вдоль таможенной границы, а также помещения, где ведется оптовая или розничная торговля ввезенными товарами. Кроме того, осмотр помещений и территорий может проводиться в рамках выездной таможенной проверки.

Таможенный осмотр помещений и территорий может также осуществляться таможенными органами в целях проверки соответствия этих помещений и территорий требованиям и условиям, установленным законодательством государств - членов Таможенного союза в соответствии со следующими статьями ТК: ст. 24 "Условия включения в реестр владельцев складов временного хранения", ст. 29 "Условия включения в реестр владельцев таможенных складов", ст. 34 "Условия включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли", ст. 168 "Места временного хранения товаров"), ст. 233 "Таможенные склады и их типы", ст. 304 "Магазины беспошлинной торговли".

Следует различать осмотр помещений и территорий как форму таможенного контроля и обследование помещений, зданий, сооружений как оперативно-розыскное мероприятие. В последнем случае речь идет об оперативном (непроцессуальном) осмотре помещений в целях поиска следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых преступников, а также получения другой информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Оперативный осмотр регулируется нормами Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", а осмотр помещений в порядке осуществления таможенного контроля - нормами таможенного законодательства.

В соответствии с п. 3 ст. 119 ТК таможенные органы не вправе осматривать жилые помещения.

Для проникновения в помещение (на территорию) с целью проведения осмотра должностное лицо таможенного органа предъявляет, во-первых, предписание и, во-вторых, служебное удостоверение. Форма предписания на проведение осмотра помещения (территории) определяется законодательством государств - членов Таможенного союза.

Таможенный осмотр помещений и территорий при проведении выездной таможенной проверки проводится на основании решения о проведении выездной таможенной проверки.

Законодательство государств - членов Таможенного союза может установить иной порядок проведения осмотра помещения (территории) должностным лицом таможенного органа. В отдельных случаях для того, чтобы таможенный орган осмотрел помещение или территорию, ему может потребоваться согласование этого вопроса с другим государственным органом или даже получение разрешения на проведение осмотра. Это касается, например, помещений и территорий, занятых под нужды Министерства обороны, Минатомэнерго и т.п.

В случае отказа в доступе на территорию и в помещения должностные лица таможенных органов вправе входить на территорию и в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Обо всех случаях вхождения в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов.

Лица, препятствующие доступу должностных лиц таможенных органов на территории и в помещения, несут ответственность в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Осмотр помещения (территории) должен быть проведен в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более одного рабочего дня, если иное не установлено законодательством государств - членов Таможенного союза. В соответствии со ст. 175 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенный осмотр может продолжаться не более трех рабочих дней в случаях:

1) отказа в доступе в помещение и на территории, которые подлежат таможенному осмотру, и (или) отказа в добровольном предъявлении товаров к таможенному осмотру;

2) если для проведения идентификации товаров требуется осуществление действий в помещении или на территории, которые подлежат таможенному осмотру, и эти действия не могут быть завершены в течение одного рабочего дня;

3) если размер площади помещения и территории, которые подлежат осмотру, превышает 1000 квадратных метров.

Таможенный орган стремится свести к минимуму неблагоприятные последствия проводимых им осмотров. Он должен руководствоваться положениями таможенного законодательства, в которых закреплена недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля.

Таможенный осмотр помещений и территорий не может проводиться в ночное время (ч. 2 ст. 175 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Результаты осмотра оформляются в акте, форма которого утверждается Комиссией Таможенного союза (решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 260 "О формах таможенных документов"). Один экземпляр остается в таможенном органе, а другой вручается лицу, чьи помещения и территории осматривались.

Комментарии и консультации юристов по ст 119 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 119 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.