Статья 116. Таможенный досмотр

1. Таможенный досмотр - действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажом или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.
2. Должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенного досмотра, уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица известны. Время начала проведения таможенного досмотра должно учитывать разумные сроки прибытия таких лиц (часть дополнена Международным протоколом от 16 апреля 2010 года. Декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе по собственной инициативе присутствовать при таможенном досмотре, за исключением случая, установленного пунктом 4 настоящей статьи.
3. Таможенный досмотр, осуществляемый в ходе таможенного осмотра помещений и территорий и (или) в ходе выездной таможенной проверки, может проводиться без создания зон таможенного контроля.

4. По требованию должностных лиц таможенного органа декларант или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители обязаны присутствовать при таможенном досмотре и оказывать должностным лицам таможенного органа необходимое содействие. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством.
5. Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей в следующих случаях:
1) при неявке указанных лиц либо такие лица неизвестны;
2) при существовании угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных, возникновения эпизоотической ситуации, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств - членов таможенного союза и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства, в том числе при наличии признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют неприятный запах (подпункт дополнен Международным протоколом от 16 апреля 2010 года;
3) при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях;
4) при оставлении на таможенной территории таможенного союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз.
6. Таможенный досмотр, в случаях, указанных в пункте 5 настоящей статьи, проводится в присутствии 2 (двух) понятых.
7. По результатам таможенного досмотра составляется акт таможенного досмотра в 2 (двух) экземплярах по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза. В акте таможенного досмотра указываются следующие сведения:
1) сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении;
2) причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров;
3) результаты таможенного досмотра;
4) иные сведения, предусмотренные формой акта.

8. Второй экземпляр акта таможенного досмотра вручается (направляется) лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, либо его представителю, если это лицо установлено.

Комментарий к статье 116 ТК ТС

1. Часть 1 комментируемой статьи определяет таможенный досмотр как вскрытие любой упаковки товаров. При этом перечень упаковок и/или емкостей, в которых может находиться товар, не ограничен, что позволяет сделать вывод, что может быть вскрыта абсолютно любая емкость, конструкция, в которой находится товар. В рамках таможенного досмотра таможенные органы вправе вскрывать любые пломбы и средства идентификации.

2. Проведение таможенного досмотра требует присутствия лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, которое должно быть уведомлено заранее. В то же время такие лица могут самостоятельно заявить о желании присутствовать, хотя данное положение, скорее всего, закреплено с целью предоставления возможности явки в тех случаях, когда полномочное лицо не известно. В то же время существуют случаи, когда лицо обязано присутствовать. При этом точные сроки для уведомления законодатель не устанавливает и вводит понятие "разумный срок". Если полномочное лицо неизвестно, то таможенные органы вправе провести таможенный досмотр, не направляя уведомление и не ожидая явки, согласно Приказу Федеральной таможенной службы РФ от 04.07.2013 N 1240 "Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров".

3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает возможность проведения таможенного досмотра одновременно с иными формами таможенного контроля: таможенного осмотра помещений и территорий, при выездной таможенной проверке. В ст.163 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 содержатся указания на места создания зон таможенного контроля, причем в отдельных случаях могут создаваться временные зоны таможенного контроля. Согласно комментируемой части статьи, если таможенный досмотр сопряжен с перечисленными процедурами, то создавать такую зону не нужно.

4. Часть 4 комментируемой статьи закрепляет дополнительную обязанность декларанта либо иных лиц, уполномоченных в отношении товара, присутствовать при проведении досмотра. А при их отсутствии должно присутствовать лицо, управляющее транспортным средством, причем независимо от наличия у него полномочий, если такое требование заявлено таможенными органами.

5. В части 5 комментируемой статьи содержится закрытый перечень случаев, когда таможенные органы вправе проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров. Фактически это такие случаи, когда обеспечить присутствие таких лиц либо сложно в связи с тем, что они неизвестны и их вызов нецелесообразен, либо есть угроза безопасности, жизни и здоровью.

6. С целью обеспечения прав полномочных лиц в вышеупомянутых случаях обязательно присутствие двух понятых, при этом требования к ним действующим законодательством не установлены.

Комментируемые нормы применены судом при рассмотрении требования о признании незаконными бездействия таможенного органа, допущенного по выпуску товаров, и решения об отказе в выпуске товара (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 по делу N А10-1876/2012).

7. Форма акта таможенного досмотра утверждена Решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 N 260 "О формах таможенных документов".

Часть 7 комментируемой статьи устанавливает перечень обязательных сведений для внесения в акт, который не является исчерпывающим и отсылает к форме акта.

Часть 8 комментируемой статьи закрепляет право лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, либо его представителя, получить второй экземпляр акта. При этом предусмотрено как вручение лично, так и направление по почте.

Другой комментарий к статье 116 Таможенного Кодекса ТС

Таможенный досмотр - форма проведения таможенного контроля, заключающаяся в осмотре товаров и транспортных средств, при котором происходит снятие пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытие упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.

Суть и содержание таможенного досмотра раскрываются через его сравнение с другой формой таможенного контроля - таможенным осмотром.

Таможенный осмотр и таможенный досмотр имеют ряд общих признаков:

а) цель проведения - установление законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

б) объекты - товары и транспортные средства;

в) административный характер действий, совершаемых таможенным органом.

Основное отличие между этими формами таможенного контроля состоит в следующем. Осмотр представляет собой обозрение (внешний визуальный осмотр) товаров, транспортных средств, помещений, в которых они могут находиться, без нарушения целостности предметов и без их вскрытия. Как правило, таможенный осмотр предшествует таможенному досмотру.

При проведении досмотра могут осуществляться вскрытие транспортных средств, грузовых помещений, тары и упаковки, снятие пломб, печатей и иных средств идентификации. Для обнаружения фактов открытого перемещения товаров в ходе таможенного досмотра производится проверка грузовых мест, конструктивных особенностей транспортных средств с целью обнаружения тайников, в которых могут быть сокрыты отдельные предметы.

При проведении таможенного досмотра таможенный орган исходит из принципа выборочности. При выборе этой формы таможенного контроля используется система управления рисками. Так, на решение таможенного органа о необходимости проведения таможенного досмотра могут повлиять, например, следующие обстоятельства:

- перемещаемые через таможенную границу товары облагаются акцизом или подпадают под меры нетарифного регулирования;

- товары перевозятся транспортными организациями, ранее допустившими нарушение процедуры внутреннего таможенного транзита;

- товары перевозятся транспортом, принадлежащим физическим лицам и т.д.

При проведении таможенного досмотра должностные лица таможенного органа должны руководствоваться предписаниями таможенного законодательства, в которых закреплен принцип недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля.

По общему правилу, таможенный досмотр проводится после принятия таможенной декларации. До принятия таможенной декларации таможенный досмотр в отношении ввозимых товаров может проводиться в следующих случаях:

- в целях идентификации товаров для таможенных целей;

- при наличии информации о нарушении таможенного законодательства (досмотр проводится для проверки такой информации);

- в целях проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки.

В ст. 116 ТК очерчена процедура проведения таможенного досмотра.

После принятия решения о начале проведения досмотра таможенный орган обязан уведомить об этом декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и транспортных средств. Такая обязанность возлагается на таможенный орган, если декларант или лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, известны.

Присутствие при таможенном досмотре является правом указанных лиц и их представителей, однако, если на этом настаивает таможенный орган, такое право трансформируется в обязанность.

Если таможенный досмотр проводится на этапе перевозки товаров под таможенным контролем, нередко остро встает вопрос об уведомлении указанных лиц и возможности их присутствия при таможенном досмотре. Вот почему в ст. 116 ТК установлено, что при отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством.

Для обеспечения оперативности и эффективности таможенного контроля ТК предоставляет таможенному органу право проводить досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, их представителей в одном из четырех перечисленных случаев:

1) в случае неявки указанных лиц либо когда такие лица неизвестны;

2) при существовании угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных, возникновения эпизоотической ситуации, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств - членов Таможенного союза и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства, в том числе при наличии признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют неприятный запах;

3) при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях;

4) при оставлении на таможенной территории Таможенного союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз.

В каждом из перечисленных случаев декларантов и лиц, имеющих полномочия в отношении товаров, а также их представителей при совершении таможенного досмотра заменяют понятые. Таким образом, в указанных случаях присутствие понятых становится обязательным условием проведения таможенного досмотра.

В соответствии с принципом выборочности таможенного контроля таможенному досмотру может быть подвергнута только часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования. При этом результаты таможенного досмотра могут быть распространены на все товары, указанные в таможенной декларации (в том числе и на товары, которые не были досмотрены). Если такой подход оказывается неприемлемым или невыгодным для декларанта или лица, имеющего полномочия в отношении товаров и транспортных средств, то указанные лица вправе требовать дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров.

Результаты таможенного досмотра оформляются в специальном акте, который составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в таможенном органе, а второй вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, либо его представителю, если это лицо известно.

Форма акта, составляемого по результатам таможенного досмотра, утверждается Комиссией Таможенного союза (решение Комиссии от 20 мая 2010 года N 260 "О формах таможенных документов" <249>). В акте должны содержаться сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, о лицах, присутствовавших при его проведении, а также отражаться результаты таможенного досмотра. Если таможенный досмотр проводился в отсутствие декларанта или лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, в акте обязательно должны быть указаны соответствующие причины.

--------------------------------
<249> //www.tsouz.ru/KTS/KTS16/Pages/R_260.aspx

Комментарии и консультации юристов по ст 116 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 116 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.