Статья 111. Проверка документов и сведений

1. Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.

2. Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза.
3. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменном форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах.

4. Запрос дополнительных документов и сведений в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 111 ТК ТС

1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет право таможенных органов, которые определены в ст.4 комментируемого Кодекса, проверять документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций. К таким документам относятся транспортные (перевозочные) документы, таможенные декларации, документы, удостоверяющие происхождение товара, сертификат о происхождении товара и иные документы. В статье 98 комментируемого Кодекса закреплена корреспондирующая обязанность декларанта представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проверки. При этом ни кодекс, ни иные нормативные акты не содержат полного перечня таких документов и сведений, критерием определения таких документов является связанность именно с конкретной таможенной операцией. Более того документы могут быть предоставлены как на бумажном носителе, так и в электронной форме.

Цель проверки заключается в установлении:
- достоверности сведений - означает, что информация, отраженная в документе, соответствует действительности, например, страна происхождения указана именно та, где данный товар был произведен;
- подлинности документов - документ является оригинальным, не содержит подчисток, исправлений, признаков подделки;
- правильности их заполнения и/или оформления - заполнены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

При осуществлении проверки таможенные органы России руководствуются нормативными актами, принятыми Федеральной таможенной службой. Например, Приказ ФТС России от 14.02.2011 N 272 "Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, и Регламента действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров", Приказ ФТС России от 15.10.2013 N 1940 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих классификацию товаров и таможенный контроль при проверке правильности классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза".

2. Часть 2 комментируемой статьи содержит перечень способов проверки достоверности сведений. Перечень является открытым, при этом он ограничен только наличием прямого запрета в таможенном законодательстве таможенного союза о его использовании.

В рамках сопоставления с информацией, полученной из других источников, например, в соответствии с ч.2 ст.61 комментируемого Кодекса, таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения.

Также одним из способов проверки достоверности сведений является анализ сведений таможенной статистики, которую таможенные органы обязаны вести в соответствии со ст.47 ТК ТС.

Обработка сведений с использованием информационных технологий предполагает использование компьютеров для обработки информации, ее сопоставление с информаций, которая имеется в базах таможенных органов.

3. В случае, если у таможенных органов возникают сомнения в достоверности сведений и/или документов представленных лицом, они вправе запросить дополнительные документы и сведения. При этом не идентифицирован субъект, которому такой запрос может быть направлен. Фактически таможенные органы могут запросить подобные документы у декларанта, а также обратиться к компетентным органам, например, страны происхождения товара, если возникли вопросы относительно таможенной стоимости (см. также комментарий к ст.69).

4. В любом случае получение дополнительных документов требует времени, причем в некоторых случаях, значительного. Учитывая, что различный товар может перевозиться через таможенную границу, законодатель предусмотрел, что запрос документов не должен препятствовать выпуску товаров.

При этом часть 4 комментируемой статьи содержит исключение: наличие непосредственно в законе указания на запрет выпуска товаров. В соответствии с ч.2 ст.198 ТК ТС обнаружение таможенными органами признаков, указывающих на то, что к товарам могут применяться запреты и ограничения и декларантом не представлены доказательства, подтверждающие их соблюдение, согласно ч.2 ст.201 ТК ТС, если при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами были выявлены нарушения таможенного законодательства и их не устранили и/или товар изъят или на него наложен арест, согласно ч.1 ст.331 ТК ТС, если таможенными органами обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров приостанавливается сроком на 10 (десять) рабочих дней.

Другой комментарий к статье 111 Таможенного Кодекса ТС

Проверка - один из основных способов осуществления контрольной деятельности, в том числе в таможенной сфере. Обычно под проверкой понимают единичное контрольное действие или исследование состояния на определенном участке деятельности проверяемого субъекта.

Предметом проверки как одной из форм таможенного контроля являются документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций. В качестве целей проверки определено установление:

- подлинности документов;

- достоверности содержащихся в них сведений;

- правильности заполнения и оформления документов.

Подлинность документов устанавливается путем их осмотра, проведения в случае необходимости криминалистических экспертиз.

Установление правильности оформления документов (проверка документов по форме) сводится к подтверждению наличия и правильности заполнения основных реквизитов документов (наличие даты, подписи, определенных количественных и денежных показателей и т.д.), установлению наличия неоговоренных исправлений, дописок цифр и текста и т.п.

В целях установления достоверности сведений, содержащихся в документах, могут быть использованы различные приемы:

- арифметическая проверка, при которой определяется правильность подсчетов в документах;

- нормативная проверка, при которой устанавливаются соответствие совершенных операций действующим нормативным правовым актом и правильность отражения операций;

- встречная проверка документов, применяемая в тех случаях, когда в организациях, связанных между собой хозяйственными операциями, имеются разные экземпляры одного и того же документа или несколько документов, отражающих одну и ту же операцию;

- метод взаимного контроля документов (сопоставление первичных документов), используемый при проверке двух или более документов, связанных между собой единством хозяйственных операций. При применении этого метода исходят из того, что каждая хозяйственная операция прямо или косвенно отражается в различных документах.

В п. 2 ст. 111 ТК отмечается, что проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством Таможенного союза.

Таможенный орган наделяется правом мотивированного запроса дополнительных документов и сведений в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах (декларации таможенной стоимости, сертификате происхождения товара и т.д.). Таможенный орган составляет соответствующий запрос в письменной форме. В нем указывается срок представления требуемых документов.

Дополнительные документы и сведения таможенный орган может запросить у банков и иных кредитных организаций, а также у органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц.

Запрос дополнительных документов и сведений и их проверка не препятствуют выпуску товаров, если только иное прямо не предусмотрено ТК.

Комментарии и консультации юристов по ст 111 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 111 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.