Статья 11. Консультирование таможенными органами

1. Таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам, касающимся таможенного законодательства таможенного союза, и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.

2. Консультирование таможенными органами осуществляется в устной и письменной формах бесплатно. По письменному запросу заинтересованного лица таможенный орган обязан предоставить информацию в письменной форме в возможно короткие сроки, но не позднее срока, установленного законодательством государств - членов таможенного союза.
3. При консультировании должностные лица таможенных органов не проверяют от имени таможенного органа таможенные декларации и иные документы, которые подлежат представлению таможенным органам в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а также не составляют такие таможенные декларации и документы.Консультации, связанные с заполнением документов, указанных в части первой настоящего пункта, проводятся в устной форме без проверки информации, предоставленной заинтересованным лицом.

4. При консультировании должностное лицо таможенного органа не вправе:
1) проводить консультации по вопросам, не входящим в компетенцию таможенных органов;
2) вносить изменения и дополнения в представленные заинтересованными лицами документы;
3) совершать на документах заинтересованных лиц распорядительные надписи, давать указания таможенным органам или каким-либо иным способом влиять на последующие решения таможенного органа или действия его должностного лица при осуществлении функций, возложенных на таможенные органы;
4) сообщать сведения, не подлежащие разглашению в соответствии с законодательством.

5. Информация, предоставленная заинтересованным лицам при проведении консультации, не является основанием для принятия решения или совершения действий (бездействия) таможенным органом или его должностным лицом при совершении таможенных операций в отношении товаров.

6. Порядок организации консультирования таможенными органами определяется законодательством государств - членов таможенного союза.

Комментарий к статье 11 ТК ТС

1. Согласно ч.1 комментируемой статьи таможенные органы консультируют всех заинтересованных лиц по вопросам, касающимся таможенного законодательства таможенного союза, и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Таким образом, в понятие консультирования включаются не все вопросы, а только включающие таможенную составляющую: о таможенном законодательстве, а также вопросы, относящиеся к подведомственности таможенных органов и установленные их административными регламентами. В настоящее время в Российской Федерации действует Приказ ФТС России от 09.06.2012 N 1128 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов".

При этом, под заинтересованными лицами понимается весь круг лиц, так или иначе участвующих во внешнеторговом обороте, их представителей, физических и юридических лиц, причастных к соблюдению особого круга правил, предусмотренных таможенным контролем, таможенно-тарифным и нетарифным регулированием внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), осуществлением и соблюдением порядка и правил в ходе осуществления таможенных операций и таможенных процедур и т.д.

Таким образом, среди заинтересованных лиц, мы можем выделить как названное в п.7 части 1 ст.4 ТК ТС понятие - заинтересованные лица, т.е. те лица, чьи интересы в отношении товаров затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов непосредственно и индивидуально, так и субъектов таможенных правоотношений, перечисленных в пп.6, 9, 13, 14, 21, 34 ч.1 ст.4 ТК ТС (декларант; иностранное лицо; физическое и (или) юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом; лицо государства - члена таможенного союза; перевозчик и таможенный представитель), а также и тех лиц, содержание статуса которых определяется и в других статьях ТК ТС, например, в ст.12, 18, 23, 28, 33, 38, 79, 186, 318-320, 322, 325, 326 ТК ТС, а также физических лиц, перечисленных в главе 49 ТК ТС при перемещении товаров для личного пользования. Кроме того, общие положения, относящиеся к информированию и консультированию в Российской Федерации, содержатся и в Федеральном законе от 27 ноября 2010 года N 311.

Между тем, Административный регламент, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (далее - ФТС России), содержит несколько иной "круг получателей государственной услуги", определяя этих лиц - получателями государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, являются физические и юридические лица.

Согласно Регламенту - ФТС России осуществляет общее руководство предоставлением государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию всеми таможенными органами РФ (РТУ и таможнями) по обращениям лиц. ФТС России также обеспечивает размещение на официальном сайте ФТС России в сети Интернет информации о таможенных органах, осуществляющих непосредственное предоставление государственной услуги и опубликование в своих официальных изданиях:
- актов таможенного законодательства Таможенного союза,
- законодательства Российской Федерации о таможенном деле,
- нормативных и иных правовых актов ФТС России в области таможенного дела,
- информации о подготавливаемых нормативных правовых актах,
- информации о не вступивших в силу изменениях и дополнениях в правовые акты в области таможенного дела. ФТС России публикует свои правовые акты, используя свои информационные системы и информационные технологии.

Как уже указывалось выше, непосредственное оказание государственной услуги по информированию в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, осуществляется региональными таможенными управлениями (далее - РТУ) и таможнями (входящими в структуру РТУ) по обращениям в них лиц.

Консультирование заинтересованных лиц таможенными органами в настоящее время осуществляется в устной и письменной формах бесплатно, в отличие, например, от раннего периода времени, когда консультирование осуществлялось на возмездной основе (плата за информирование и консультирование согласно п.9 ст.110 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) входила в структуру таможенных платежей).

________________
Таможенный кодекс Российской Федерации, утв. ВС РФ 18.06.93 N 5221-1 // Российская газета", N 138, 21.07.93 - утратил силу.

Размер платы устанавливался ст.391 ТК РФ в размерах, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, причем оплата производилась в сумме, эквивалентной долларам США (по курсу на день принятия заявления о консультировании), за каждую полную или неполную страницу текстового документа, либо за каждые полные или неполные полчаса (при устном консультировании). Размеры платы и дополнительного возмещения зависели от количества страниц в тексте правового акта, вида правового акта (опубликованные акты таможенных органов; неопубликованные акты таможенных органов; акты законодательства Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации), способа передачи текста правового акта заинтересованному лицу, носителя информации, запрашиваемого срока предоставления текста правового акта.

________________
Приказ ГТК РФ от 15.05.95 N 318 "Об утверждении Положения об информировании и консультировании по таможенным вопросам" // "Российские вести", N 124, 06.07.95 - утратил силу.

Там же.

Таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают соблюдение прав и законных интересов заинтересованных лиц в области таможенного регулирования и создают условия для ускорения товарооборота через таможенную границу и тем самым выполняют одну из своих основных задач, сформулированных в п.6 ч.1 ст.6 ТК ТС.

Консультируя заинтересованные органы и лица, таможенные органы не должны быть связаны с выполнением другой своей основной задачи - совершением таможенных операций и проведением таможенного контроля (п.3 ч.1 ст.6 ТК ТС) и поэтому в ч.5 ст.11 ТК ТС установлено, что информация, предоставленная заинтересованным лицам при проведении консультации, не является основанием для принятия решения или совершения действий (бездействий) таможенным органом (или его должностным лицом) при совершении таможенных операций в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров.

2. Должностные лица таможенного органа также не имеют право в соответствии с п.3 и 4 ч.4 ст.11 ТК ТС при консультировании вносить изменения и дополнения в представленные заинтересованными лицами документы, а также совершать на документах заинтересованных лиц распорядительные надписи, давать указания таможенным органам или каким-либо иным способом влиять на последующие решения таможенного органа или действия его должностного лица при осуществлении функций, возложенных на таможенные органы.

3. Кроме того, на таможенные органы при проведении консультирования налагаются иные ограничения, установленные ч.2 ст.11 ТК ТС: проверять от имени таможенного органа таможенные декларации и иные документы, которые подлежат представлению таможенным органам, а также составлять по этим документам таможенные декларации и документы, представляемые таможенным органам. Однако при этом должностным лицам таможенных органов не запрещено консультировать лиц по вопросам, связанным с документами представляемых таможенным органам и с заполнением таможенной декларации. Но такие консультации согласно ч.3 ст.11 ТК ТС могут проводиться только в устной форме и без проверки информации, предоставленной заинтересованным лицом.

4. Особо оговаривается в п.4 ч.4 ст.11 ТК ТС, что должностным лицам таможенных органов запрещается сообщать сведения, не подлежащие разглашению в соответствии с законодательством.

Согласно ч.6 ст.11 ТК ТС порядок организации консультирования таможенными органами определяется законодательством государств - членов таможенного союза. В Российской Федерации в настоящее время действует Административный регламент по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, утвержденный Приказом ФТС России от 09.06.2012 N 1128.

Другой комментарий к статье 11 Таможенного Кодекса ТС

В ст. 11 определены правовые основы консультирования таможенными органами. Нормы ТК о консультировании таможенными органами соответствует стандартам Киотской конвенции. В главе 9 Генерального приложения к Конвенции закреплено:

"По запросу заинтересованного лица таможенная служба в возможно короткие сроки предоставляет возможно более точную информацию по конкретным вопросам в области таможенного законодательства, поставленным заинтересованным лицом" (стандартное правило 9.4);

"Таможенная служба предоставляет не только запрошенную информацию, но и любую другую относящуюся к делу информацию, которую она сочтет целесообразным довести до сведения заинтересованного лица" (стандартное правило 9.5).

В соответствии с ТК правом на получение консультации наделяется любое заинтересованное лицо. Соответствующая этому праву обязанность таможенных органов предоставить консультацию реализуется через определение руководителем таможенного органа должностных лиц таможенного органа, уполномоченных на проведение консультаций.

Основанием для осуществления консультирования является запрос заинтересованного лица.

Предмет консультирования составляют вопросы, касающиеся таможенного законодательства Таможенного союза (ТК, международных договоров государств - членов Таможенного союза, решений Евразийской экономической комиссии), а также иные вопросы, входящие в компетенцию таможенных органов, к которым относятся вопросы порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, вопросы регулирования отношений, возникающих в процессе совершения таможенных операций и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей и др.

Должностным лицам таможенных органов запрещено консультировать по вопросам, не входящим в компетенцию таможенных органов (подп. 1 п. 4 ст. 11 ТК).

Консультирование может осуществляться в устной и письменной формах. По письменному запросу заинтересованного лица таможенный орган обязан предоставить информацию в письменной форме в возможно короткие сроки, но не позднее срока, установленного законодательством государств - членов Таможенного союза. В Российской Федерации этот срок составляет один месяц со дня получения запроса (ч. 2 ст. 52 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Форма письменной консультации может также определяться подзаконными актами, принимаемыми органами исполнительной власти государств - членов Таможенного союза, осуществляющими управление в области таможенного дела. В Российской Федерации, например, форма письменной консультации содержится в Приложении N 4 к Административному регламенту Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов (утв. Приказом ФТС России от 9 июня 2012 года N 1128 <40>).

--------------------------------
<40> РГ. 01.08.2012. N 174.

В государствах - членах Таможенного союза консультирование таможенными органами осуществляется бесплатно. Так, например, в Республике Казахстан осуществление безвозмездного консультирования является одной из обязанностей таможенных органов (ст. 10 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан"). Принцип предоставления консультаций по таможенному делу и иным вопросам, отнесенным к компетенции таможенных органов, на безвозмездной основе нашел свое закрепление в ст. 52 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 10 Таможенного кодекса Республики Беларусь, ст. 24 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан". Заметим, что ранее за консультирование взималась плата, являвшаяся разновидностью таможенных платежей (в Российской Федерации, например, такая плата взималась в 1993 - 2003 годах).

Консультируя заинтересованные органы, таможенные органы выполняют одну из своих основных задач, сформулированных в подп. 6 п. 1 ст. 6 ТК, - обеспечить в пределах своей компетенции соблюдение прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создать условия для ускорения товарооборота через таможенную границу. Консультирование не должно быть связано с выполнением другой основной задачи таможенных органов - совершением таможенных операций и проведением таможенного контроля (подп. 3 п. 1 ст. 6 ТК). Поэтому особо оговаривается, что информация, предоставленная заинтересованным лицам при проведении консультации, не является основанием для принятия решения или совершения действий (бездействия) таможенным органом или его должностным лицом при совершении таможенных операций в отношении товаров (п. 5 ст. 11 ТК).

В этой связи дополнительно устанавливается запрет должностным лицам таможенного органа при консультировании вносить изменения и дополнения в представленные заинтересованными лицами документы, а также совершать на документах заинтересованных лиц распорядительные надписи, давать указания таможенным органам или каким-либо иным способом влиять на последующие решения таможенного органа или действия его должностного лица при осуществлении функций, возложенных на таможенные органы (подп. 3 - 4 п. 4 ст. 11 ТК).

К другим ограничениям, налагаемым ТК на таможенные органы при проведении консультирования, относятся запреты:

сообщать сведения, не подлежащие разглашению в соответствии с законодательством (подп. 4 п. 4 ст. 11 ТК);

проверять от имени таможенного органа таможенные декларации и иные документы, которые подлежат представлению таможенным органам (п. 2 ст. 11 ТК);

составлять таможенные декларации и документы, представляемые таможенным органам (п. 2 ст. 11 ТК).

При этом таможенным органам не запрещено консультировать по вопросам, связанным с заполнением таможенной декларации и документов, представляемых таможенным органам. Однако такие консультации могут проводиться только в устной форме и без проверки информации, предоставленной заинтересованным лицом (п. 3 ст. 11 ТК).

Порядок организации консультирования таможенными органами определяется законодательством государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с ч. 6 ст. 52 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" порядок организации информирования и консультирования таможенными органами определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Реализуя соответствующие полномочия, ФТС России Приказом от 9 июня 2012 года N 1128 утвердила Административный регламент по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.

Законодательство государств - членов Таможенного союза устанавливает ответственность таможенных органов за своевременность и достоверность информации, предоставляемой в порядке консультирования по таможенным вопросам. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 52 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", если запрашиваемая информация была предоставлена таможенным органом несвоевременно или в недостоверном виде, что привело к убыткам лица, обратившегося за консультацией, возмещение убытков осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Убытки возмещаются за счет казны Российской Федерации в соответствии со ст. ст. 16 и 1069 ГК РФ.

Таможенные органы не несут ответственности в двух случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 52 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации":

а) за убытки, причиненные вследствие искажения текстов актов таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле, правовых актов ФТС России и иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела, опубликованных без их ведома и контроля;

б) за убытки, причиненные вследствие неквалифицированных консультаций, оказанных лицами, не уполномоченными на их проведение.

Ответственность таможенных органов за недостоверную информацию при консультировании предусмотрена также в ст. 11 Таможенного кодекса Республики Беларусь.

Комментарии и консультации юристов по ст 11 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 11 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.