Статья 106. Сбор таможенными органами информации о лицах при проведении таможенного контроля

1. В целях проведения таможенного контроля таможенные органы вправе осуществлять сбор информации о лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, либо предпринимательскую деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, включающей сведения:
1) об учредителях организации;
2) о государственной регистрации юридического лица либо в качестве индивидуального предпринимателя;
3) о составе имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;
4) об открытых банковских счетах;
5) о деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности;
6) о местонахождении организации;
7) о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об идентификационном (регистрационном, учетном) номере налогоплательщика;
8) о платежеспособности лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
9) в отношении физических лиц - о персональных данных граждан (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства, сведения из документа, удостоверяющего личность, идентификационный (регистрационный, учетный) номер налогоплательщика (при наличии), а также о частоте перемещения ими товаров через таможенную границу.

2. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеют право на ознакомление с документированной информацией о себе, имеющейся у таможенных органов, и на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности.
3. Сбор информации о лицах осуществляется таможенными органами при совершении таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, а также посредством получения указанной информации от других государственных органов государств - членов таможенного союза.

Комментарий к статье 106 ТК ТС

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает право таможенных органов на сбор информации о лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, либо предпринимательскую деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем.

Собираемая информация о лицах имеет четкое и конкретное содержание: часть 1 статьи закрепляет исчерпывающий перечень сведений, собираемых таможенными органами (п.1-9). Сведения, указанные в п.1-8 данной части, собираются в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а сведения, указанные в п.9 - в отношении физических лиц.

В отношении физических лиц таможенные органы собирают сведения о персональных данных граждан, а также о частоте перемещения ими товаров через таможенную границу. По общему правилу, установленному в ст.6 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных. Вместе с тем, согласно подп.1 п.2 ст.6 данного закона согласие субъекта персональных данных на обработку персональных данных не требуется, если обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора. Положения комментируемой статьи дают основания утверждать, что она подпадает под действие указанного подпункта, в связи с чем получение таможенными органами согласия субъекта персональных данных на их обработку не требуется (см. письмо ФТС России "О персональных данных" от 25 октября 2010 года N 04-52/51759).

2. Собираемая таможенными органами информация является открытой и доступной для лиц, указанных в ч.1 комментируемой статьи. Они не только имеют право на ознакомление с документируемой информацией о себе, имеющейся у таможенных органов, но и право на ее уточнение в целях обеспечения ее полноты и достоверности. Согласно ст.100 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 подобная информация предоставляется бесплатно на основании письменного обращения заинтересованного лица путем предоставления ответа в письменной форме в сроки, установленные законодательством РФ для рассмотрения письменных обращений граждан в государственные органы. Причем для получения необходимой информации лицо вправе обратиться в любой таможенный орган.

3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает два способа сбора таможенными органами информации:
1) при совершении таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
2) посредством получения указанной информации от других государственных органов государств - членов Таможенного союза.

Получение информации от других государственных органов возможно как в рамках осуществляемого на договорной основе информационного обмена между данными органами, так и по запросам таможенных органов.

Другой комментарий к статье 106 Таможенного Кодекса ТС

Статья 106 регулирует общие условия сбора таможенными органами информации о лицах при проведении ими таможенного контроля.

Под сбором информации понимается поиск и получение ее любым способом и в любой форме: истребование, непосредственное наблюдение, наведение справок, изучение документов, опрос, проникновение в информационные ресурсы и т.д. В данной норме прямо указывается, что сбор информации осуществляется таможенными органами при таможенном контроле в отношении товаров, перемещаемых через таможенную территорию Таможенного союза. При этом таможенные органы вправе осуществлять сбор информации в отношении лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, либо предпринимательскую деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем.

Уточнение характера и содержания информации, являющейся объектом регулирования ст. 105 ТК, дается через указание области получения такой информации (при совершении таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу; посредством получения информации от других государственных органов государств - членов Таможенного союза) и путем перечисления видов информации, в перечень которой включаются следующие сведения:

1) об учредителях организации;

2) о государственной регистрации юридического лица либо в качестве индивидуального предпринимателя;

3) о составе имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;

4) об открытых банковских счетах;

5) о деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности;

6) о местонахождении организации;

7) о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об идентификационном (регистрационном, учетном) номере налогоплательщика;

8) о платежеспособности лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

9) в отношении физических лиц - о персональных данных граждан (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства, сведения из документа, удостоверяющего личность, идентификационный (регистрационный, учетный) номер налогоплательщика (при наличии)), а также о частоте перемещения ими товаров через таможенную границу.

В свою очередь, лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, либо предпринимательскую деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, в соответствии с п. 2 ст. 106 ТК, имеют право на ознакомление с документированной информацией о себе, имеющейся у таможенных органов, и на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности.

Комментарии и консультации юристов по ст 106 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 106 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.