Статья 104. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля

1. При проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда перевозчику, в том числе таможенному перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иным заинтересованным лицам, чьи интересы затрагиваются действиями (бездействием) и решениями таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам (пункт дополнен Международным протоколом от 16 апреля 2010 года.

2. Убытки, причиненные лицам неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, в соответствии законодательством государств - членов таможенного союза.

3. Убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями должностных лиц таможенных органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств - членов таможенного союза.

Комментарий к статье 104 ТК ТС

1. Комментируемая статья закрепляет обязанность таможенных органов не причинять неправомерного вреда заинтересованным лицам, чьи интересы затрагиваются действиями (бездействием) и решениями таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам.

В противном случае таможенные органы обязаны возместить убытки, причиненные лицам неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля. Убытки возмещаются в полном объёме в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза.

Согласно ч.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ).

2. Требование о возмещении вреда (убытков) подлежит удовлетворению в случае, когда доказан одновременно факт наступления вреда (убытков), их размер, противоправность действий (бездействия) таможенного органа и юридически значимая причинно-следственная связь между этими фактами. Отсутствие одного из вышеназванных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о возмещении вреда (убытков). Противоправность действий (бездействия) таможенного органа может быть подтверждена вступившим в законную силу решением суда, решением вышестоящего таможенного органа, вынесенным в порядке ведомственного контроля, актами проверок прокуратуры. Зачастую исковые требования о возмещении убытков включают требования о признании действий (бездействия) таможенных органов незаконными.

Кроме того, лицо, обращающееся с требованием о возмещении убытков, должно доказать, что принимало все зависящие от него меры для предотвращения (уменьшения) убытков (ст.1083 ГК РФ). Например, в случае обращений участников внешнеэкономической деятельности в судебные органы с требованиями о возмещении убытков по фактам бездействия таможенных органов, выразившегося в нарушении сроков выпуска товаров, и приведшего к необоснованным расходам лиц по хранению товаров на СВХ, в качестве таких мер судебными органами признаются предпринятые заявителями меры по скорейшему таможенному декларированию товаров (представление запрашиваемых таможенными органами дополнительных документов; уплата таможенных платежей, внесение обеспечения уплаты таможенных платежей и т.п.), т.е. меры, направленные на предотвращение увеличения сроков хранения. Важно отметить, подача жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в вышестоящий таможенный орган также может рассматриваться как мера, направленная на предотвращение (уменьшение) убытков (подробнее - см. постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2012 года N 05АП-1221/2012).

В соответствии со ст.158 Бюджетного кодекса РФ представителем в суде по искам к Российской Федерации выступает главный распорядитель средств федерального бюджета. Главным распорядителем средств федерального бюджета и федеральным органом исполнительной власти, выступающим от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) таможенных органов, является ФТС России. Поэтому иски о взыскании убытков должны быть предъявлены к ФТС России. Таможенный орган, чьи решения, действий (бездействия) признаются незаконными, может выступать либо соответчиком, либо третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора.

3. Убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями должностных лиц таможенных органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств - членов таможенного союза.

В Российской Федерации и Республике Беларусь вред, причиненный лицам правомерными действиями таможенных органов и иных должностных лиц, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено законодательством. В Республике Казахстан данный вред не подлежит возмещению без каких-либо изъятий.

Другой комментарий к статье 104 Таможенного Кодекса ТС

Статья 104 ТК устанавливает запрет на причинение неправомерного вреда лицам (декларанту, перевозчику, их представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иным заинтересованным лицам), чьи интересы затрагиваются действиями (бездействием) и решениями таможенных органов, товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контроля.

Согласно п. 2 ст. 104 ТК убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Под убытками понимаются те невыгодные имущественные последствия, которые наступают для потерпевшего вследствие противоправного причинения вреда его личности или имуществу, выраженные в денежной форме.

Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ в состав убытков входят расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при отсутствии правонарушения (упущенная выгода).

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями таможенных органов и их должностных лиц, по общему правилу возмещению не подлежат, за исключением случаев, когда возмещение убытков предусмотрено законодательством государств - членов Таможенного союза (п. 3 ст. 104 ТК).

Между тем, ст. 193 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" устанавливает, что убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями должностных лиц таможенных органов, возмещению не подлежат, не допуская исключительных случаев.

Комментарии и консультации юристов по ст 104 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 104 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.