Статья 103. Взаимодействие между таможенными органами и контролирующими государственными органами на таможенной границе

1. При проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу и подлежащих контролю другими контролирующими государственными органами, таможенные органы обеспечивают общую координацию таких действий и их одновременное проведение в порядке, определяемом законодательством государств - членов таможенного союза.

2. В целях повышения эффективности таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенные органы и контролирующие государственные органы обмениваются информацией (сведениями) и (или) документами, необходимыми для проведения таможенного и иных видов государственного контроля, с использованием информационных систем и технологий.
3. В целях ускорения процедур государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу таможенный досмотр может проводиться с участием всех государственных органов, осуществляющих контроль на таможенной границе (пункт в редакции Международного протокола от 16 апреля 2010 года.

Комментарий к статье 103 ТК ТС

1. Часть 1 комментируемой статьи возлагает на таможенные органы при проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу и подлежащих контролю другими контролирующими государственными органами, обеспечение общей координации таких действий и их одновременное проведение в порядке, определяемом законодательством государств - членов таможенного Союза.

В Российской Федерации взаимодействие таможенных органов с иными контролирующими государственными органами на таможенной границе урегулировано постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 872 "Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации". В Республике Казахстан взаимодействие осуществляется в порядке, предусмотренном ст.192 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", а также постановлениями Правительства Республики Казахстан.

2. Часть 2 комментируемой статьи в целях повышения эффективности таможенного контроля предусматривает обмен информацией (сведениями и (или) документами), необходимыми органам для осуществления различных видов государственного контроля, между таможенными органами и контролирующими государственными органами, с использованием информационных систем и технологий.

Приказом ФТС России от 30 сентября 2011 года N 1981 утвержден Регламент организации работ по соглашениям о взаимодействии (информационном взаимодействии) ФТС России с федеральными органами исполнительной власти и иными организациями. Возникающие между федеральными органами исполнительной власти виды взаимодействия могут преследовать различные цели. Как правило, это информационный обмен, но возможны и иные направления взаимодействия. Предметом соглашений, затрагивающих осуществление отдельных контрольных функций таможенных органов, является как обмен информацией, так и проведение различных совместных мероприятий, в том числе проверок. В качестве таковых следует назвать Соглашение о взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной таможенной службы при осуществлении валютного контроля от 15 августа 2005 года N 06-30/21, N 01-48/9, Соглашение о взаимодействии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федеральной таможенной службы при предоставлении и получении информации в целях экспортного контроля, утвержденное ФСТЭК РФ 21.12.2005 N 6, ФТС РФ 15.09.2005 N 01-48/0012, Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы от 21.01.2010 N 01-69/1, N ММ-27-2/1.

________________
Трунина Е.В. Актуальные вопросы правового регулирования взаимодействия таможенных органов при исполнении государственных функций // Таможенное дело. 2011. N 11.

Информационное взаимодействие может осуществляться с использованием информационных технологий. Так, в настоящее время в нашей стране осуществляется межведомственный обмен информацией между ФТС России и Минэкономразвития РФ, Министерством обороны РФ, Минюстом РФ, МЧС РФ, Минздравсоцразвития РФ, Минкомсвязи РФ, ФСБ РФ, ФСКН РФ, ФМС РФ и ФНС РФ с использованием государственной информационной системы "Правоохранительный портал Российской Федерации", действующей на основании совместных приказов данных органов.

3. Часть 3 комментируемой статьи допускает возможность проведения таможенного досмотра с участием всех государственных органов, осуществляющих контроль на таможенной границе, в целях ускорения процедур государственного контроля.

Указанная норма уже давно реализуется в правоприменительной деятельности контролирующих органов государственной власти Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 872 осмотр и досмотр транспортных средств, грузов, товаров и животных проводятся однократно в специально обустроенной зоне пункта пропуска через государственную границу таможенными и пограничными органами с участием представителей соответствующих государственных контрольных органов.

Другой комментарий к статье 103 Таможенного Кодекса ТС

В соответствии со ст. 103 ТК при проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих контролю другими контролирующими государственными органами, таможенные органы обеспечивают общую координацию таких действий и одновременное проведение совместного контроля в порядке, определяемом совместным актом.

Так, например, Кодекс Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" предусматривает, что должностные лица таможенных органов в порядке, определенном совместным актом между уполномоченным органом в сфере таможенного дела и уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, осуществляют санитарно-карантинный контроль в автомобильных пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза. При этом в случае возникновения реальной угрозы завоза инфекционных и паразитарных заболеваний, а также потенциально опасных для здоровья человека веществ и продукции из других государств, не являющихся членами Таможенного союза, таможенные органы в целях проведения санитарно-карантинного контроля привлекают территориальные органы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в порядке, определяемом совместными актами уполномоченного органа в сфере таможенного дела и уполномоченного государственного органа в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно п. 2 ст. 103 ТК в целях повышения эффективности таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, предусматривается обмен информацией (сведениями) и (или) документами, необходимыми для проведения таможенного и иных видов государственного контроля, между таможенными органами и контролирующими государственными органами с использованием информационных систем и технологий.

В частности, в соответствии со ст. 192 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" в целях валютного контроля таможенные органы Республики Казахстан информируют Национальный банк Республики Казахстан о движении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с валютным законодательством Республики Казахстан и о выявленных нарушениях требований валютного законодательства Республики Казахстан.

Согласно п. 3 ст. 103 ТК таможенный досмотр может осуществляться с участием всех государственных органов, осуществляющих контроль на таможенной границе таможенного союза, в целях ускорения процедур государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Комментарии и консультации юристов по ст 103 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 103 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.