Статья 100. Таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза

1. Таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства таможенного союза, в том числе проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза.

2. Законодательством государств - членов таможенного союза может быть установлена возможность таможенного декларирования, совершения иных таможенных операций и уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу таможенного союза, либо не выпущенных в соответствии с одной из таможенных процедур, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, обнаруженных таможенными органами у лиц, приобретших эти товары на таможенной территории таможенного союза в связи с осуществлением этими лицами предпринимательской деятельности.

Комментарий к статье 100 ТК ТС

1. Комментируемая статья предоставляет право таможенным органам осуществлять таможенный контроль при обороте иностранных товаров и транспортных средств. Данный контроль направлен, прежде всего, на выявление незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза товаров и транспортных средств, содержание которого раскрыто в п.19 ч.1 ст.4 ТК ТС. Распространенными последствиями проведения контроля является привлечение виновных лиц к административной или уголовной ответственности по фактам недекларирования товаров и транспортных средств, незаконного приобретения, пользования, хранения либо транспортировки нелегально перемещенных через таможенную границу товаров и транспортных средств, уклонения от уплаты таможенных пошлин и налогов и т.д.

ТК ТС закрепляет две цели проведения данного таможенного контроля:
- проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства таможенного союза;
- проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза.

Первый вид проверок осуществляется, как правило, в форме таможенного осмотра помещений и территорий (ст.119 ТК ТС), таможенной проверки (ст.122 ТК ТС). Для второго вида проверок таможенным законодательством предусмотрена специальная форма таможенного контроля - проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков (ст.118 ТК ТС).

2. Часть 2 предоставляет государствам-членам Таможенного союза право предусмотреть в своем национальном законодательстве возможность таможенного декларирования, совершения иных таможенных операций и уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза, либо не выпущенных в соответствии с одной из таможенных процедур, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, обнаруженных таможенными органами у лиц, приобретших эти товары на таможенной территории таможенного союза в связи с осуществлением этими лицами предпринимательской деятельности.

Статья 130 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" устанавливает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза. Данная обязанность возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на территорию Республики Казахстан - также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза. Статья 244 Таможенного кодекса Республики Беларусь также предусматривает возникновение налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу. Круг субъектов, на которых возлагается данное обязательство, идентичен ответственным субъектам, указанным в ст.130 Кодекса Республики Казахстан.

Согласно ст.168 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 лица, приобрётшие товары на таможенной территории таможенного союза в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, вправе уплатить таможенные пошлины, налоги, представить документы, подтверждающие соблюдение ограничений, и осуществить декларирование товаров, за исключением товаров, запрещённых к ввозу в РФ, оборот которых запрещен в соответствии с законодательством РФ, товаров легкой промышленности, перечень которых устанавливается Правительством РФ, товаров, в отношении которых установлены количественные ограничения при их ввозе в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза или законодательством РФ.

При этом в отличие от таможенного законодательства иных государств-членов Таможенного союза, ч.2 ст.217 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 предусматривает применение упрощенного порядка декларирования незаконно ввезенных товаров, содержание которого раскрывается в приказе ФТС России от 14 марта 2011 года N 537. Следует учитывать, что для декларирования товаров в упрощенном порядке необходимо подтверждение их статуса как незаконно перемещенных. При этом отсутствие документов с отметками о пересечении товаром таможенной границы не является достаточным доказательством незаконности его ввоза, необходимо установить факт его ввоза из иностранного государства, так как под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления могут быть помещены только иностранные товары (подробно - см. постановление Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2013 года N 15АП-14888/2013).

Другой комментарий к статье 100 Таможенного Кодекса ТС

Статья 100 ТК предусматривает проведение таможенными органами таможенного контроля при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, основными целями которого являются:

- проверка сведений, подтверждающих факт выпуска товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства Таможенного союза;

- проверка наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров.

Указанные цели реализуются путем применения конкретных форм таможенного контроля, предусмотренных главой 16 ТК. Так, например, в соответствии со ст. 118 ТК осуществляется проверка маркировки товаров специальными марками и наличия на них идентификационных знаков.

В соответствии с п. 2 ст. 100 ТК законодательством государств - членов Таможенного союза может быть установлена возможность таможенного декларирования, совершения иных таможенных операций и уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза либо не выпущенных в соответствии с одной из таможенных процедур.

Однако при условии, что это повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, обнаруженных таможенными органами у лиц, приобретших эти товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением этими лицами предпринимательской деятельности.

В Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусмотрены дополнительные полномочия таможенных органов, обнаруживших товары, незаконно ввезенные в Российскую Федерацию, либо товары, в отношении которых нарушены условия применения таможенных процедур или ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами. Так, в соответствии со ст. 168 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" такие товары подлежат изъятию таможенными органами, если они не были изъяты и на них не был наложен арест в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

При осуществлении различных форм и методов таможенного контроля таможенные органы праве привлекать не заинтересованных в результатах таких действий лиц - специалистов в соответствии с ТК.

Комментарии и консультации юристов по ст 100 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 100 ТК ТС, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.